"Исторические записки" о Ясном зале

Mar 19, 2007 10:31

По "Ши цзи" получается, что в 106 г. до н.э. Сын Неба не знал, как устроен Мин тан (未曉其制度 - по-русски 4 том, с. 189). Ему передали какой-то план этого зала, составленный якобы ещё при Жёлтом предке. (Передал кто-то из Цзинани, там, может быть, была и вправду жива какая-то чжоуская традиция? не традиция, конечно, времён Пяти владык). Согласно этому ( Read more... )

горы, Хуайнань-цзы, мин тан, историография, предки, Ши цзи, семья Лю

Leave a comment

mingqi March 21 2007, 07:23:20 UTC
В Ли цзи, ЛШЧЦ и ХНЦ минтан - это часть комплекса зданий, в который, в частности, входит и 玄堂. Минтан, видимо, обладал наивысшим статусом?
Действительно, в Ли цзи там и ворота, и вообще какое-то другое устройство. В ЛШЧЦ (цз. 15) тоже двери, правда, они не закрывались: 周明堂外戶不閉,示天下不藏也. В 20 цз. описание вроде бы соответствует тому, что есть в Ли цзи 土階三等. И в Ли цзи, и в ЛШЧЦ функции минтана, кажется, не столько мироустроительные, сколько просто ритуальные. И о Жёлтом предке, конечно, ничего нет: именно У-ван якобы построил первый минтан.
Насчёт того, что у минтана не было стен, есть не только в Ши цзи, но и в ХНЦ: 明堂之制,有蓋而無四方,風雨不能襲,寒暑不能傷.
Прямо в ХНЦ не говорится о жертвоприношениях пяти предкам в Мин тане, но поскольку при описании его устройства упоминаются измерительные инструменты, выше названные их атрибутами, и поскольку, по ХНЦ, каждому предку соответствует определённое время года, можно сделать некоторые выводы.
Может быть, Куньлунь и некитайский, но в ХНЦ он прямо назван местом обитания Шан ди. Насчёт юго-запада в "Ши цзи" я тоже не понимаю. Кажется, там и в другом месте каком-то Жёлтый предок связывается с юго-западом.
Крытые галереи в ШЦ тоже непонятно откуда.
Во всяком случае, что бы с этим Залом ни было раньше, в Хань он воспринимается как сооружение, где император с большим удобством может общаться с миром духов вообще и предков в частности. Может быть, император не хотел руководствоваться соображениями клиентов Лю Аня, полагая их ненадёжными. Или ему была нужна действительно подробная схема...
Но мне кажется, если бы он не хотел живым вознестись на небо, может быть, он и не стал бы мучаться с этим восстановлением Мин тана.
Вроде бы, были археологические находки эпохи Хань на эту тему. Но здесь я ничего не знаю.

Reply

mingqi March 21 2007, 07:55:31 UTC
Поправка, Ди живёт не на самом Куньлуне, а на небесах над ним. 昆侖之丘,或上倍之,是謂涼風之山,登之而不死, 或上倍之,是謂懸圃,登之乃靈,能使風雨; 或上倍之,乃維上天,登之乃神,是謂太帝之居. Вообще вся география ХНЦ завязана на Куньлунь.

Reply

groovy_merchant March 22 2007, 21:07:10 UTC
(Дальше ханьские тексты.)

В-пятых, Ваш Сымацяневский текст. Это необычный Минтан. Хуан-Лао какой-нибудь.

В-шестых, текст из Лицзи Минтан-Иньянлу. То есть, он в Тайпин юйлань припсывается Лицзи, в современном тексте его нет. По целому ряду признаков текст ханьский. Здесь обнаруживается связка с разными созвездиями. Тайши сопостоавляется с Б.Медведицей и т.д. Есть кое что похожее в ХНЦ-Тяньвэнь и в Шицзи-Тяньгуаньшу.

В-седьмых, это текст Цай Юна Минтан Юэлин лунь, полноценное восточноханьское исследование о Минтан. Там и всякие старые идеи обсуждаются, и выдвигаются новые. По идеям текст близок в ХНЦ, к первым пяти главам и соответственно к ЛШЧЦ-Юшилань.

Ясное дело, есть обрывки в главах о Ван Мане, но там вроде ничего особенного нет. Зато есть некоторые публикации раскопок его Минтана.

То есть, есть группы старых ханьских и доханьских текстов, где Минтан не больно однородный, а вполне развивающийся. Такой идеологический столп империи.

Есть крайне важная находка изображения Минтан на лаке из Линьцзы, столицы Ци. Это довольно сложная штука, не возьмусь комментировать. Это важное свидетельство связи самой концепции Минтан и Ци, кстати. Хотя, быть может, и обманчивое. Датируется 5-4 вв. до. Ясное дело, можно связать с кое-какими текстами из Гуаньцзы.

Reply

groovy_merchant March 22 2007, 21:05:43 UTC
Разве У-ван? По-моему, считается, что Минтан устроил Чжоу-гун, когда он помогал Чэн-вану встретить местных владетелей и иностранных начальников в рамках 四方民大和会. Так сказать, первое деяние императора.

Устройство Минтана было разное, описывалось по-разному, точнее. Есть несколько групп текстов в Хань и раньше, там есть всякие различия.

Во-первых, Каогунцзи из Чжоули, там есть главка Цзянжэнь 匠人. Каогунцзи вообще-то не входило в Чжоули, а было добавлено Хэцзянь Сяньваном. Т.е. это вполне отдельная вещь с трудной датировкой. Чэнь Чжи 陈植 проводил кой-какие изыскания, вышло, что это циский текст с чускими влияниями. Трудно сказать, но У-ди строил свой Минтан по циским лекалам.

В Цзянжэнь сказано довольно точно, что это такое: 周人明堂度九尺之筵, 东西九筵, 南北七筵, 堂崇一筵, 五室, 凡室二筵. 筵 - соломенный мат, конечно. До этого описываются сяское и иньское сооружения, ни другие. В Ся какая-то полуземлянка, в Инь двухэтажное или приподнятое над землей сооружение с четырехскатной крышей. В Чжоу, как видно, была какая-то небольшая приподнятая платформа и пять комнат.

Во-вторых, странный текст в Шаншу, в главке Кангао. Кан Шу, собственно, брат Чжоу Гуна и У-вана. Текст там явно вставной и там говорится о том, что Чжоу Гун построил новый город в Ло восточной стороны и собрал всякий народ на гулянку. Сам Минтан не упомянут, но сказано, что была как раз церемония 四方民大和会. Это событие упомянуто в трех паралельных текстах уже с Минтаном - в Ичжоушу-Минтан, Ичжоушу-Ванхуй и Лицзи-Минтанвэй.

Здесь, кажется, никто особо не проводил текстовой работы, но там какие-то очень важные вещи есть. С этими текстами связано возникновение понятий Тянься, Сыхай, Сыи/варвары, может быть Тяньцзы и т.д. Не возникновение в смысле зарождения, а в смысле первой фиксации этих понятий. Они потом во многом зажили своей жизнью и, кажется, ханьский У-ди хотел все это возродить. Он то ли понимал, то ли "помнил". Гипотеза, конечно.

В-третьих, есть группа текстов Юэлин, Помесячных установлений. Сюда войдут ЛШЧЦ-21, Лицзи-Юэлин и Ваш Хуайнаньцзы-Шицзэ. Здесь происходит интродукция календаоных систем в архитектурные формы Минтана. Появление этой связки, видимо, можно даже датировать, если привлечь данные по календарной реформе. Комнат уже 12, Сын Неба бродит каждый лунный месяц по одной комнате. Он оттуда всякие важные слова говорит и т.д. Здесь появляется деление - Цинъян восточной стороны, Минтан южной, Цзунчжан западной, Сюаньтан северной и Таймяо центра. Между ЛШЧЦ и ХНЦ есть разница, принцип схож.

В-четвертых, Дадай Лицзи-Минтан. Ханьский сборник каких-то доханьских книжек. Здесь появляется идея девяти комнат, точнее две идеи, это видимо было отражением двух книжек, вошедших в ДДЛЦ. В одной было 9 покоев, 36 окон и 72 двери, т.е. покои располагались угол к углу. Другая идея это совмещение 9 покоев и 12 комнат. Звучит устрашающе, но и тогда это звучало не вполне понятно и было предметом всяких споров. Кроме того, здесь появляется Минтана и Хэту, числа всякие магические, а еще связь Минтан и Пиюн. Пиюн был чжоусским храмом для важных церемоний, построенный У-ваном, упомянут в Чжушуцзинянь и Шицзин-Дая-Вэньванъюшэн. Пиюн было что-то вроде охотничьей резиденции У-вана и в этом Завидово он предавался рыбалке и прочим государственным делам. Бань Гу пишет об этом в Бохунтунъи, причем именно в связи с Минтаном.

Reply

groovy_merchant March 22 2007, 21:08:08 UTC
Вот ведь... Местами перепутал...

Reply

mingqi March 23 2007, 07:58:58 UTC
Да, конечно, Чжоу-гун. Опечатка

Reply

mingqi March 23 2007, 08:35:14 UTC
Правда, замечательная этимология термина "мин тан" в главе "Мин тан вэй".
Мне казалось, что в юэлиновских текстах это скорее комплекс зданий, а не дворец из 12 комнат. Не знаю.
Да, сымацяневский мин тан экзотичен, но в чём-то напоминает то, что есть в ХНЦ. Хуан-Лао так Хуан-Лао. Время такое было.
О связи мин тан и Ци. В Ци точно был какое-то такое сооружение, если верить Мэн-цзы. Там во второй части 梁惠王 циский Сюань-ван очень странные вещи говорит. Будто бы его просят разрушить Мин тан. 人皆謂我毀明堂. Мэн-цзы, конечно, отсоветовал. (и я даже знаю, почему 王欲行王政,則勿毀之矣 - он хотел сказать, что если Ци удастся объединить Поднебесную, тут-то мин тан и пригодится).
Но кто-то его в конце концов всё же разрушил.
Судя по комментариям ШСЦ чжушу, этот мин тан именно находился у подножия Тайшань и изначально не принадлежал Ци.

Reply

mingqi March 23 2007, 10:22:02 UTC
Конечно! Ведь Тайшань находилась раньше на территории княжества Лу. Там недалеко ещё была пограничная стена. Первым правителем Лу был ведь сын Чжоу-гуна, так что это было очень почтенное княжество, освящённое авторитетом основателей Чжоу. Так что когда сын неба "отправлялся на восток, объезжая чжухоу", он вполне мог принимать местного гуна в Мин тане. Такой путевой дворец?

Reply


Leave a comment

Up