Еще о пассии

Mar 28, 2006 20:33


Выношу ответ из коментов. anaxios пишет в журнале teologina:
зачем вот только Пассию служить? филокатоличество сие, причем позднее
и для меня лично Пассия заслоняет уникальность служб Страстной Седмицы...Может, именно поэтому о. В. не служит Пассию?
Мой ответ:
Ну, отчасти ты прав, конечно (мы об этом говорили в свое время с Е.С.Кустовским). Но именно что "отчасти ( Read more... )

богослужение, литургика

Leave a comment

Comments 33

anaxios March 28 2006, 17:20:58 UTC
ну почти убедил!
интересно посмотреть текст Акафиста Страстям Христовым...
хотя я в этом смысле радикал - признаю, собственно, только один Акафист Субботы Акафиста, он же - единственный канонический))

Reply

tugarin March 28 2006, 17:36:38 UTC
Ну, вот здесь посмотрите, например.
И ведь действительно "качественный", и по языку, и по содержанию.

Reply

mikhail_zeleny March 28 2006, 17:46:06 UTC
Почему качественный - понятно: автор - еп. Иннокентий (Борисов), а не какая-нибудь барышня благочестивая :).

Reply

tugarin March 28 2006, 17:49:53 UTC
Я читал, что он только отредактировал более ранний текст - XVIII века. В оригинале едва ли не униатский, правда :-)

Reply


tugarin March 28 2006, 17:37:46 UTC
сейчас де-факто чин пассии имеет очень мало общего с той латинской службой, от которой она произошла
Видите ли, я вообще бы не стал говорить, что пассия именно что "произошла" от какой-то конкретной РК службы. Хотя это весьма популярное обвинение, но аргументируют ведь его обыкновенно одним только преувеличенным вниманием латинян к Страстям. Аналогов нашей нынешней пассии как отдельной службы, причем со вполне рядовым уставным "каркасом" утрени или вечерни, не вписанной в непосредственно "страстной" календарный ряд, у католиков нет, да и не было.

Reply

mikhail_zeleny March 28 2006, 18:07:44 UTC
Видите ли, я вообще бы не стал говорить, что пассия именно что "произошла" от какой-то конкретной РК службы. Хотя это весьма популярное обвинение, но аргументируют ведь его обыкновенно одним только преувеличенным вниманием латинян к Страстям.

Нет, дело не только в этом. Прообразом пассии было чтение страстных Евангелий (или даже не чтение, а пение "по ролям", причем с весьма сильным и эмоциональным музыкальным сопровождением - ср. "Страсти" Баха), обычно в пятницы Поста, которое практиковалось на Западе - не только у католиков, но и у протестантов. Именно это и было заимствовано у латинян в 17-м веке на Украине, но во-первых сразу было убрано много "чувственного" элемента: понятно, что у нас в храмах органов не было, поэтому читать под музыку не могли. Зато окружалось такое чтение пением некоторых песнопений Страстной - обычно стихир "Тебе одеющегося" и "Придите ублажим Иосифа приснопамятного", антифона "Днесь висит на древе" и прокимена "Разделиша ризы Моя себе". Затем был добавлен акафист Страстям, в результате чего и получилась ( ... )

Reply


tugarin March 28 2006, 19:00:21 UTC
1) Если угодно, уставные службы с чтением страстных Евангелий на Западе вплоть до реформ середины прошлого века были только на Страстной - в Вербное воскресенье от Матфея и т.д., с перерывом на Вел. четверток. Признаюсь честно, про другие чтения в постовые пятницы не встречал упоминаний не разу ( ... )

Reply

mikhail_zeleny March 28 2006, 20:52:48 UTC
1) Если угодно, уставные службы с чтением страстных Евангелий на Западе вплоть до реформ середины прошлого века были только на Страстной - в Вербное воскресенье от Матфея и т.д., с перерывом на Вел. четверток. Признаюсь честно, про другие чтения в постовые пятницы не встречал упоминаний не разу.

Вы, очевидно, говорите о литургических чтениях на Мессе, я же - о паралитургической практике. Кстати, могу сказать, откуда я все это подчерпнул: из предисловия к книжке "Пассия" (издательство Московской Патриархии, 2000г.).

4) Ну а Бах - помилуйте!!! Вспомните, когда были написаны его "Страсти" - и когда появились первые пассии!

В вышеупомянутой книжке сказано, что в 18 веке благодаря И.С.Баху получила распространение и в церквах Рефомации, где она получила характер величественных хоралов. В общем, за что купил...

Интересно, практика будничной "вечерни с акафистом храмовому святому" - это калька с пассии, получается?

Скоре уж нынешняя практика пассии - калька с этой практики...

Reply

tugarin March 29 2006, 01:06:09 UTC
В вышеупомянутой книжке сказано
Увы, приходится признать, что книжка полуграмотная. Это именно потому, что в XVII в. католическая практика чтения страстных Евангелий "по ролям" получила распространение и позже смешалась с характерным протестантским пиетизмом начала XVIII в., получились "Страсти" Баха, а никак не наоборот.

Reply

mikhail_zeleny March 29 2006, 03:48:19 UTC

Я чего-то не понял, в чем неграмотность: там не утверждается, что чтение страстных Евангелий по ролям от "Страстей" Баха вовелось...

Reply


ex_jen1930 March 28 2006, 20:53:20 UTC
Преждеосвященная должна вообще служиться вечером (в Америке так, кстати, и делают). Благодаря этому работающие люди вполне могут на нее попасть в будний день.

Reply

mikhail_zeleny March 28 2006, 21:18:33 UTC

Должна-то должна, но у нас, увы, так не решаются (точнее - мало кто решается): а как же, мол, причастники будут пост до вечера держать? Хотя, собственно говоря, для того-то она вечером и служится, чтобы пост весь день был :).

Reply

areksi March 29 2006, 01:29:40 UTC
у нас благословляется ради вечернего служения лит. преождеосвященных евхаристический пост с полудня...

Reply

mikhail_zeleny March 29 2006, 03:48:44 UTC
У нас-то - нет...

Reply


psr1913plus16 March 30 2006, 06:43:35 UTC
>>> на постовые службы большая часть православных попасть сейчас не может из-за того, что они служатся в будни, когда большинство работет

Да. Я сам последний раз был на ЛПД где-то в 1997 г., несмотря на то, что живу при храме уже несколько лет.

Reply

mikhail_zeleny March 30 2006, 10:55:06 UTC
А вечером у вас не служат?

Reply

psr1913plus16 April 2 2006, 21:54:31 UTC
Тут пришло уточнение: в англоязычной части ОСА ЛПД вечером служится не так уж редко. Я бы даже сказал, скорее часто, чем редко. А в нашем храме и благочинии (старостильном, славянском) все служится так, как принято в Русской церкви, точнее - в Польской автокефальной, которая сохранила практически все дореволюционные традиции.

Reply

psr1913plus16 April 2 2006, 21:56:08 UTC
... кстати, о филокатоликах. Тут от православных американцев услышал мнение, что евхаристический пост с 12 ночи - католическое изобретение, что это не в духе Православия, высчитывать посты до минут. Тоже от униатов, что ли?

Reply


Leave a comment

Up