ну почти убедил! интересно посмотреть текст Акафиста Страстям Христовым... хотя я в этом смысле радикал - признаю, собственно, только один Акафист Субботы Акафиста, он же - единственный канонический))
сейчас де-факто чин пассии имеет очень мало общего с той латинской службой, от которой она произошла Видите ли, я вообще бы не стал говорить, что пассия именно что "произошла" от какой-то конкретной РК службы. Хотя это весьма популярное обвинение, но аргументируют ведь его обыкновенно одним только преувеличенным вниманием латинян к Страстям. Аналогов нашей нынешней пассии как отдельной службы, причем со вполне рядовым уставным "каркасом" утрени или вечерни, не вписанной в непосредственно "страстной" календарный ряд, у католиков нет, да и не было.
Видите ли, я вообще бы не стал говорить, что пассия именно что "произошла" от какой-то конкретной РК службы. Хотя это весьма популярное обвинение, но аргументируют ведь его обыкновенно одним только преувеличенным вниманием латинян к Страстям.
Нет, дело не только в этом. Прообразом пассии было чтение страстных Евангелий (или даже не чтение, а пение "по ролям", причем с весьма сильным и эмоциональным музыкальным сопровождением - ср. "Страсти" Баха), обычно в пятницы Поста, которое практиковалось на Западе - не только у католиков, но и у протестантов. Именно это и было заимствовано у латинян в 17-м веке на Украине, но во-первых сразу было убрано много "чувственного" элемента: понятно, что у нас в храмах органов не было, поэтому читать под музыку не могли. Зато окружалось такое чтение пением некоторых песнопений Страстной - обычно стихир "Тебе одеющегося" и "Придите ублажим Иосифа приснопамятного", антифона "Днесь висит на древе" и прокимена "Разделиша ризы Моя себе". Затем был добавлен акафист Страстям, в результате чего и получилась
( ... )
1) Если угодно, уставные службы с чтением страстных Евангелий на Западе вплоть до реформ середины прошлого века были только на Страстной - в Вербное воскресенье от Матфея и т.д., с перерывом на Вел. четверток. Признаюсь честно, про другие чтения в постовые пятницы не встречал упоминаний не разу
( ... )
1) Если угодно, уставные службы с чтением страстных Евангелий на Западе вплоть до реформ середины прошлого века были только на Страстной - в Вербное воскресенье от Матфея и т.д., с перерывом на Вел. четверток. Признаюсь честно, про другие чтения в постовые пятницы не встречал упоминаний не разу.
Вы, очевидно, говорите о литургических чтениях на Мессе, я же - о паралитургической практике. Кстати, могу сказать, откуда я все это подчерпнул: из предисловия к книжке "Пассия" (издательство Московской Патриархии, 2000г.).
4) Ну а Бах - помилуйте!!! Вспомните, когда были написаны его "Страсти" - и когда появились первые пассии!
В вышеупомянутой книжке сказано, что в 18 веке благодаря И.С.Баху получила распространение и в церквах Рефомации, где она получила характер величественных хоралов. В общем, за что купил...
Интересно, практика будничной "вечерни с акафистом храмовому святому" - это калька с пассии, получается?
Скоре уж нынешняя практика пассии - калька с этой практики...
В вышеупомянутой книжке сказано Увы, приходится признать, что книжка полуграмотная. Это именно потому, что в XVII в. католическая практика чтения страстных Евангелий "по ролям" получила распространение и позже смешалась с характерным протестантским пиетизмом начала XVIII в., получились "Страсти" Баха, а никак не наоборот.
Преждеосвященная должна вообще служиться вечером (в Америке так, кстати, и делают). Благодаря этому работающие люди вполне могут на нее попасть в будний день.
Должна-то должна, но у нас, увы, так не решаются (точнее - мало кто решается): а как же, мол, причастники будут пост до вечера держать? Хотя, собственно говоря, для того-то она вечером и служится, чтобы пост весь день был :).
Тут пришло уточнение: в англоязычной части ОСА ЛПД вечером служится не так уж редко. Я бы даже сказал, скорее часто, чем редко. А в нашем храме и благочинии (старостильном, славянском) все служится так, как принято в Русской церкви, точнее - в Польской автокефальной, которая сохранила практически все дореволюционные традиции.
... кстати, о филокатоликах. Тут от православных американцев услышал мнение, что евхаристический пост с 12 ночи - католическое изобретение, что это не в духе Православия, высчитывать посты до минут. Тоже от униатов, что ли?
Comments 33
интересно посмотреть текст Акафиста Страстям Христовым...
хотя я в этом смысле радикал - признаю, собственно, только один Акафист Субботы Акафиста, он же - единственный канонический))
Reply
И ведь действительно "качественный", и по языку, и по содержанию.
Reply
Reply
Reply
Видите ли, я вообще бы не стал говорить, что пассия именно что "произошла" от какой-то конкретной РК службы. Хотя это весьма популярное обвинение, но аргументируют ведь его обыкновенно одним только преувеличенным вниманием латинян к Страстям. Аналогов нашей нынешней пассии как отдельной службы, причем со вполне рядовым уставным "каркасом" утрени или вечерни, не вписанной в непосредственно "страстной" календарный ряд, у католиков нет, да и не было.
Reply
Нет, дело не только в этом. Прообразом пассии было чтение страстных Евангелий (или даже не чтение, а пение "по ролям", причем с весьма сильным и эмоциональным музыкальным сопровождением - ср. "Страсти" Баха), обычно в пятницы Поста, которое практиковалось на Западе - не только у католиков, но и у протестантов. Именно это и было заимствовано у латинян в 17-м веке на Украине, но во-первых сразу было убрано много "чувственного" элемента: понятно, что у нас в храмах органов не было, поэтому читать под музыку не могли. Зато окружалось такое чтение пением некоторых песнопений Страстной - обычно стихир "Тебе одеющегося" и "Придите ублажим Иосифа приснопамятного", антифона "Днесь висит на древе" и прокимена "Разделиша ризы Моя себе". Затем был добавлен акафист Страстям, в результате чего и получилась ( ... )
Reply
Reply
Вы, очевидно, говорите о литургических чтениях на Мессе, я же - о паралитургической практике. Кстати, могу сказать, откуда я все это подчерпнул: из предисловия к книжке "Пассия" (издательство Московской Патриархии, 2000г.).
4) Ну а Бах - помилуйте!!! Вспомните, когда были написаны его "Страсти" - и когда появились первые пассии!
В вышеупомянутой книжке сказано, что в 18 веке благодаря И.С.Баху получила распространение и в церквах Рефомации, где она получила характер величественных хоралов. В общем, за что купил...
Интересно, практика будничной "вечерни с акафистом храмовому святому" - это калька с пассии, получается?
Скоре уж нынешняя практика пассии - калька с этой практики...
Reply
Увы, приходится признать, что книжка полуграмотная. Это именно потому, что в XVII в. католическая практика чтения страстных Евангелий "по ролям" получила распространение и позже смешалась с характерным протестантским пиетизмом начала XVIII в., получились "Страсти" Баха, а никак не наоборот.
Reply
Я чего-то не понял, в чем неграмотность: там не утверждается, что чтение страстных Евангелий по ролям от "Страстей" Баха вовелось...
Reply
Reply
Должна-то должна, но у нас, увы, так не решаются (точнее - мало кто решается): а как же, мол, причастники будут пост до вечера держать? Хотя, собственно говоря, для того-то она вечером и служится, чтобы пост весь день был :).
Reply
Reply
Reply
Да. Я сам последний раз был на ЛПД где-то в 1997 г., несмотря на то, что живу при храме уже несколько лет.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment