ну почти убедил! интересно посмотреть текст Акафиста Страстям Христовым... хотя я в этом смысле радикал - признаю, собственно, только один Акафист Субботы Акафиста, он же - единственный канонический))
Может быть - мне подробности неизвестны. Кстати, prochor говорил мне в личной беседе, что изначально еп. Иннокентий составил его не для пассии, а для чтения в Великий Пяток перед Плащаницей (видимо, в дополнение к канону на Блач Богородицы)
Гм... тогда возникает вопрос, когда, собственно, успеть прочесть еще и акафист и в какую службу его вставлять. В симеонов канон, что ли, по шестой песни?!
Гм... тогда возникает вопрос, когда, собственно, успеть прочесть еще и акафист и в какую службу его вставлять. В симеонов канон, что ли, по шестой песни?!
А по-разному: можно и после канона, и по 6-й песне, и вообще вместо канона - "якоже настоятель изволит". Ведь чтение этого канона перед Плащаницей, как и сам вынос Плащаницы на вечерне Великого Пятка - действия неуставные (в этом нет ничего уничижительного - просто соответствующие традиции сформировались позже, чем тот текст, который был положен в основу нашего Типикона, и передавались изустно, по обычаяю).
Симеонов канон, строго говоря, положено читать на повечерии (кстати, из нашего устава выпал еще один аналогичный канон повечерия великой субботы, который был в уставе дониконовском), выноса же Плащаницы на вечерне (что де-факто сейчас стало главным содержанием этой службы - она даже и осознается как "погребение Спасителя") Устав не предусматривает вовсе (по Уставу предполагается только вход с Евангелием и Плащаницей на утрене Великой Субботы). Но, как известно, утвержился обычай
( ... )
Это все, конечно, вещи известные и понятные. Хотя знаете - в двух вполне заурядных с точки зрения уставного рвения московских храмах я встречал почти полное (с довольно скромными сокращениями) повечерие Вел. пятка перед Плащаницей. Спасибо за ссылку на канон повечерия Вел. субботы - очень занятный. Хотя я не очень понимаю опять же природу и локализацию повечерия в таком случае. Если вечерня соединена с литургией, а по отпусте литургии полагается слушать Деяния и вкушать освященный злеб с вином в ожидании "полунощницы" (ну, понятно, что это не полунощница, но для удобства) - то откуда могла взяться интенция служить повечерие?
Хотя я не очень понимаю опять же природу и локализацию повечерия в таком случае. Если вечерня соединена с литургией, а по отпусте литургии полагается слушать Деяния и вкушать освященный злеб с вином в ожидании "полунощницы" (ну, понятно, что это не полунощница, но для удобства) - то откуда могла взяться интенция служить повечерие?
Я думаю, что предполагалось служить его келейно, т.к. на Руси вообще старались не опускать повечерье (рецидив студийских уставов) - даже во всекнощное бдение его вставляли между вечерней и утреней. А сам канон изначально и вовсе не для повечерья мог быть составлен, а на повечерье только размещен.
Кстати: в Москве, например, был обычай в Великий Пяток ходить по разным храмам поклоняться Плащанице - это как раз обычай, скорее всего,заимствованный с Запада (цнтральноевропейскй, и в Польше на свой лад принятый).
ин канон на плач БогородицыtoletanusApril 4 2006, 11:21:40 UTC
Симеонов канон, строго говоря, положено читать на повечерии (кстати, из нашего устава выпал еще один аналогичный канон повечерия великой субботы, который был в уставе дониконовском)
В дониконовском уставе (Оке церковном) нет этого канона, в смысле - нет указания на этот канон и вообще на повечерие в Великую Субботу. Я в свое время, обнаружив этот канон, специально интересовался и просматривал Око. Канон есть (наверное, как рудимент какой-то более ранней или "более другой" традиции) в дореформенной Цветной Триоди.
Именно так оно и есть... У меня есть униатский Акафистник, в котором присутствует сей акафист, он существенно отличается, но всё же несомненно, что более поздний, переработка более раннего униатского...
интересно посмотреть текст Акафиста Страстям Христовым...
хотя я в этом смысле радикал - признаю, собственно, только один Акафист Субботы Акафиста, он же - единственный канонический))
Reply
И ведь действительно "качественный", и по языку, и по содержанию.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А по-разному: можно и после канона, и по 6-й песне, и вообще вместо канона - "якоже настоятель изволит". Ведь чтение этого канона перед Плащаницей, как и сам вынос Плащаницы на вечерне Великого Пятка - действия неуставные (в этом нет ничего уничижительного - просто соответствующие традиции сформировались позже, чем тот текст, который был положен в основу нашего Типикона, и передавались изустно, по обычаяю).
Симеонов канон, строго говоря, положено читать на повечерии (кстати, из нашего устава выпал еще один аналогичный канон повечерия великой субботы, который был в уставе дониконовском), выноса же Плащаницы на вечерне (что де-факто сейчас стало главным содержанием этой службы - она даже и осознается как "погребение Спасителя") Устав не предусматривает вовсе (по Уставу предполагается только вход с Евангелием и Плащаницей на утрене Великой Субботы). Но, как известно, утвержился обычай ( ... )
Reply
Спасибо за ссылку на канон повечерия Вел. субботы - очень занятный. Хотя я не очень понимаю опять же природу и локализацию повечерия в таком случае. Если вечерня соединена с литургией, а по отпусте литургии полагается слушать Деяния и вкушать освященный злеб с вином в ожидании "полунощницы" (ну, понятно, что это не полунощница, но для удобства) - то откуда могла взяться интенция служить повечерие?
Reply
Я думаю, что предполагалось служить его келейно, т.к. на Руси вообще старались не опускать повечерье (рецидив студийских уставов) - даже во всекнощное бдение его вставляли между вечерней и утреней. А сам канон изначально и вовсе не для повечерья мог быть составлен, а на повечерье только размещен.
Reply
Reply
Reply
в Москве, например, был обычай в Великий Пяток ходить по разным храмам поклоняться Плащанице -
это как раз обычай, скорее всего,заимствованный с Запада (цнтральноевропейскй, и в Польше на свой лад принятый).
Reply
(кстати, из нашего устава выпал еще один аналогичный канон повечерия
великой субботы, который был в уставе дониконовском)
В дониконовском уставе (Оке церковном) нет этого канона, в смысле - нет указания на этот канон и вообще на повечерие в Великую Субботу. Я в свое время, обнаружив этот канон, специально интересовался и просматривал Око. Канон есть (наверное, как рудимент какой-то более ранней или "более другой" традиции) в дореформенной Цветной Триоди.
Reply
У меня есть униатский Акафистник, в котором присутствует сей акафист, он существенно отличается, но всё же несомненно, что более поздний, переработка более раннего униатского...
Reply
хотя я в этом смысле радикал - признаю, собственно, только один Акафист Субботы Акафиста, он же - единственный канонический))
А ты считай, что это вообще не акафист, а кондак в древнем смысле - эдакое возрождение кондакарного жанра получается.
Reply
Leave a comment