Еще о пассии

Mar 28, 2006 20:33


Выношу ответ из коментов. anaxios пишет в журнале teologina:
зачем вот только Пассию служить? филокатоличество сие, причем позднее
и для меня лично Пассия заслоняет уникальность служб Страстной Седмицы...Может, именно поэтому о. В. не служит Пассию?
Мой ответ:
Ну, отчасти ты прав, конечно (мы об этом говорили в свое время с Е.С.Кустовским). Но именно что "отчасти ( Read more... )

богослужение, литургика

Leave a comment

mikhail_zeleny March 28 2006, 18:07:44 UTC
Видите ли, я вообще бы не стал говорить, что пассия именно что "произошла" от какой-то конкретной РК службы. Хотя это весьма популярное обвинение, но аргументируют ведь его обыкновенно одним только преувеличенным вниманием латинян к Страстям.

Нет, дело не только в этом. Прообразом пассии было чтение страстных Евангелий (или даже не чтение, а пение "по ролям", причем с весьма сильным и эмоциональным музыкальным сопровождением - ср. "Страсти" Баха), обычно в пятницы Поста, которое практиковалось на Западе - не только у католиков, но и у протестантов. Именно это и было заимствовано у латинян в 17-м веке на Украине, но во-первых сразу было убрано много "чувственного" элемента: понятно, что у нас в храмах органов не было, поэтому читать под музыку не могли. Зато окружалось такое чтение пением некоторых песнопений Страстной - обычно стихир "Тебе одеющегося" и "Придите ублажим Иосифа приснопамятного", антифона "Днесь висит на древе" и прокимена "Разделиша ризы Моя себе". Затем был добавлен акафист Страстям, в результате чего и получилась весьма своеобразная служба.

Аналогов нашей нынешней пассии как отдельной службы, причем со вполне рядовым уставным "каркасом" утрени или вечерни, не вписанной в непосредственно "страстной" календарный ряд, у католиков нет, да и не было.

Собственно, на вечерне, тем паче там, где ее обычно в чин вечерни вставляют (между стиховными стихирами и Ныне отпущаеши), пассии не место. Изначально она совершалась на повечерии (малом или великом, в зависимости от дня).

Reply


Leave a comment

Up