Еще о пассии

Mar 28, 2006 20:33


Выношу ответ из коментов. anaxios пишет в журнале teologina:
зачем вот только Пассию служить? филокатоличество сие, причем позднее
и для меня лично Пассия заслоняет уникальность служб Страстной Седмицы...Может, именно поэтому о. В. не служит Пассию?
Мой ответ:
Ну, отчасти ты прав, конечно (мы об этом говорили в свое время с Е.С.Кустовским). Но именно что "отчасти ( Read more... )

богослужение, литургика

Leave a comment

psr1913plus16 March 30 2006, 06:43:35 UTC
>>> на постовые службы большая часть православных попасть сейчас не может из-за того, что они служатся в будни, когда большинство работет

Да. Я сам последний раз был на ЛПД где-то в 1997 г., несмотря на то, что живу при храме уже несколько лет.

Reply

mikhail_zeleny March 30 2006, 10:55:06 UTC
А вечером у вас не служат?

Reply

psr1913plus16 April 2 2006, 21:54:31 UTC
Тут пришло уточнение: в англоязычной части ОСА ЛПД вечером служится не так уж редко. Я бы даже сказал, скорее часто, чем редко. А в нашем храме и благочинии (старостильном, славянском) все служится так, как принято в Русской церкви, точнее - в Польской автокефальной, которая сохранила практически все дореволюционные традиции.

Reply

psr1913plus16 April 2 2006, 21:56:08 UTC
... кстати, о филокатоликах. Тут от православных американцев услышал мнение, что евхаристический пост с 12 ночи - католическое изобретение, что это не в духе Православия, высчитывать посты до минут. Тоже от униатов, что ли?

Reply

mikhail_zeleny April 3 2006, 05:50:07 UTC

Да кто ж его знает... То, что пост "с полунощи" - это вроде бы как никакое не латинство: оное можно усмотреть разве что в высчитывании до минут. Ну а как уж это к нам попало - тут "возможны варианты": может быть, и прямое заимствование от латинян через униатов или латиномыслящих типа Петра Могилы, а может сказалось скорее общее настроение умов в наших семинариях 18-19 века. Знаешь, я думаю, что скорее последнее: реально о "вычитывании до минут" можно говорить только тогда, когда массово распространились часы с минутной стрелкой (хотя бы ходитки "с кукушкой"), а это (массовое распространение) - явно не ранее 19 века. Да и изобрели часы с минутной стрелкой только в 17 веке - раньше все равно не надо было, т.к. до открытия Галиллеем изохронности колебаний маятника (или изобретения Гюйгенсом крутильного маятника, без которого невозможно сделать карманные или наручные часы) все равно невозможно достичь той точности, при которой имеет смысл минуты показывать.

Другое дело, что мне такая вот мысль пришла - не может ли быть так, что под " ( ... )

Reply

psr1913plus16 April 3 2006, 05:59:08 UTC
Да, очень разумно, наверное так и было.

>> Думается, и нам так надо понимать и не ловить минуты...

А я сейчас восстаю от сна за час до Литургии, если нет спевки. (Точнее, за час до часов.) Так что впору _нынешнюю_ католическую практику перенимать... :-)

Reply

mikhail_zeleny April 3 2006, 09:02:29 UTC

Ну, не переживай: ты ж еще перед этим спишь часов шесть как минимум, да и ужинаешь, наверное, не за 5 минут до отхода ко сну. В конце концов, суть-то в том, что не надо думать: в пять минут пополуночи водички попил - уже пост нарушил, а если без пяти двенадцать - все чики-чики :). Но наверное сильно заполночь есть-пить тоже не надо. А католическая практика тут не при чем - они-то ее придумали для того, чтобы можно было причащаться на вечерних мессах и при этом не надо было не есть целый день :). Вот это уже лукавство, конечно.

Reply


Leave a comment

Up