И это все о нем :)

Mar 25, 2006 13:32


Навеяно этим и этим.

Я думаю, что проблема таких, как hgr - в том, что он самочинно взял на себя роль судьи, решающего, какие именно догматы и каноны нарушила иерархия РПЦ. С другой стороны, реален и "вариант капитана Сильвера", когда с такого, с позволения сказать "корабля спасения" надо срочно, что называется, "ноги делать", и тут уже не о " ( Read more... )

жуЖЖим, Лурье

Leave a comment

alexanderlyulka March 25 2006, 11:49:38 UTC
Наш протестантизм - это бороды до колен и "до нас положено, за един аз умру".
Но идея та же "Церковь, дай порулить!"
см. "... приходит справа" о. Андрея Кураева

Reply

mikhail_zeleny March 25 2006, 12:12:16 UTC
Наш протестантизм - это бороды до колен и "до нас положено, за един аз умру".

Но идея та же "Церковь, дай порулить!"

см. "... приходит справа" о. Андрея Кураева

Полностью согласен с Вами! Кстати, Вы не знаете - нет ли серьезных исследований (не публицистики или популярщины, а именно что добросовестных научных работ), где бы сопоставлялись западноевропейский протестантизм и наше старообрядчество? Понимаете, я достаточно давно (еще до чтения названной Вами книги Кураева) пришел к той точки зрения, что при всем их несходстве Раскол 17 века - это в некотором смысле наш аналог Реформации. Понятно, что тут различий тоже много (но я и не пытаюсь утверждать, что старообрядчество и протестантизм - одно и тоже; скорее наше старообрядчество - это протестантизм в обличии ультраконсерватизма), но какие-то сходные черты и тенденции явно налицо (отправной точкой моих рассуждений было то, что в отношении развития капитализма в России староверы у нас играли ту же роль, что и протестанты в Европе: как известно, у нас большинство купцов были ( ... )

Reply

buyaner March 25 2006, 15:00:38 UTC
Было-было-было! Точно помню!! Где искать - не знаю!!! Вот такой я эрудит.
Кстати, ещё один момент: из недр старообрядчества (конкретно, из беспоповцев) выделилось множество сект, в конечном итоге, сблизившихся с протестантскими. Адвентисты - явные протестанты. А молокане кто?
Недавно тут видел сюжет о старообрядцах - всё же, колоритнейшая публика! И, в наиболее вменяемой своей части, явно уставшая от Раскола и желающая какой-то формы воссоединения. Читал, что есть уже приходы, перешедшие в лоно МП, но придерживающиеся старого обряда, в чём им никто не препятствует.

Reply

echtelindo March 25 2006, 19:00:48 UTC
Да, есть такие единоверческие приходы. Например, в Спасо-Андрониковом монастыре. Я в свое время очень удивился, услышав, как "аллилуйя" поют 2 раза и прочие старообрядческие штуки; подумал - уж не с еретиками ли я причащаюсь.

Reply

mikhail_zeleny March 25 2006, 19:29:35 UTC

В Спасо-Андрониковом монастыре не единоверцы - просто служат по старым книгам и поют знаменным распевом. Еще такое в храме Николы на Берсеневке. В "настоящие" единоверцы - это те, кто до революции были из раскола присоединены (Андроников и Берсеневка - те до революции были обычными монастырем и приходом соответственно). Обычно единоверческие приходы были в местах традиционного проживания старообрядцев - скажем, под Москвой (недалеко от Выхино) есть единоверческое благочиние, т.к. это вдоль Рязанского тракта и железной дороги на Шатуру - исконий старообрядческий край (Гуслицы). У меня, настати, в тех краях дача, и иногда приходилось видеть людей, выглядящих так, как традиционно выглядят староверы.

Reply

mikhail_zeleny March 25 2006, 19:23:16 UTC
Кстати, ещё один момент: из недр старообрядчества (конкретно, из беспоповцев) выделилось множество сект, в конечном итоге, сблизившихся с протестантскими. Адвентисты - явные протестанты.

Да, я это знаю. Но я имел в виду не совсем это: речь скорее о типологическом сходстве старообрядчества с протестантизмом - и то и другое является бунтом мирян и младшего клира против иерархии. Ну и еще роль в переходе от средневекового теократического порядка к новоевропейскому абсолютизму, воцерковленному лишь формально. Но тут надо всерьез разбираться: что общего, каковы различия.

А молокане кто?

По вере - типичные протестанты, конечно. Кстати, "старые советские" баптисты не с Запада импортированы, а доморощеные - это бывшие штундисты, которые просто опознали в англоязычных баптистах из США своих единоверцев. Но прямой связи с расколом (как у молокан) в случае штунды нет.

Недавно тут видел сюжет о старообрядцах - всё же, колоритнейшая публика! И, в наиболее вменяемой своей части, явно уставшая от Раскола и желающая какой-то формы воссоединения ( ... )

Reply

Касательно типологического сходства buyaner March 25 2006, 19:40:59 UTC
Насколько я помню, не так давно мне попалось весьма убедительное суждение именно о типологическом сходстве староверов с протестантами - в плане фундаментализма: и те, и другие утверждают, что "возвращаются к корням". Сходство внешних условий - признак слабый: абсолютизм в Европе был характерен никак не для тех областей, где зародился протестантизм, а во Франции - классической стране абсолютизма - фактически, возник именно с окончательным подавлением гугенотов. А вот "ветхозаветный" дух роднит оба течения, особенно, если сравнивать с британскими протестантами.

Reply

Re: Касательно типологического сходства mikhail_zeleny March 25 2006, 20:18:46 UTC
Насколько я помню, не так давно мне попалось весьма убедительное суждение именно о типологическом сходстве староверов с протестантами - в плане фундаментализма: и те, и другие утверждают, что "возвращаются к корням".

Как раз это я и имел в виду прежде всего! Вы это часом не у psr1913plus16 прочитали (вот тут, например)?

Сходство внешних условий - признак слабый: абсолютизм в Европе был характерен никак не для тех областей, где зародился протестантизм, а во Франции - классической стране абсолютизма - фактически, возник именно с окончательным подавлением гугенотов.

Я не совсем точно выразился: речь идет даже не об абсолютизме, а именно о конце средневековой теоркратической модели.

А вот "ветхозаветный" дух роднит оба течения, особенно, если сравнивать с британскими протестантами.

И это тоже.

Reply

alexanderlyulka March 26 2006, 09:40:03 UTC
адвентисты - это скорее ересь жидовствующих, т.е. даже не ересь, а антихристианское учение.

Reply

mikhail_zeleny March 26 2006, 17:51:58 UTC
адвентисты - это скорее ересь жидовствующих, т.е. даже не ересь, а антихристианское учение.

Да я б так не сказал, во всяком случае исходя из своего опыта: у меня в начале 90-х были знакомые-адвентисты. Во время гастролей адвентистского миссионера Марка Финли в "Олимпийском" я ходил туда заниматься, так скажем, "контрмиссией" - ну или свидетельствовать о Православии, если угодно; ну я там кое-с кем познакомился (в т.ч. с несколькими ребятами их их семинарии в Заокском) и потом еще года 2-3 поддерживал отношения (кстати, с тех времен у меня осталось несколько работ, критикующих некоторые аспекты адвентистского учения - я их на свой сайт выложил).

В общем, я бы не сказал, что они выглядят более "замороченными", чем какие-нибудь баптисты (безусловно, те с православной точки зрения "замороченные", но мы ж не говорим про них, что баптизм - "антихристианское учение") - пятидесятники или тем паче иеговисты гораздо более тяжелое впечатление производят, на мой взгляд. По большому счету, адвентисты - это просто баптисты с рядом дополнительных " ( ... )

Reply

areksi March 25 2006, 20:55:31 UTC
В "Пути русского богословия" Флоровского было нечто такое, правда немного, там где про безпоповцев.

Reply

alexanderlyulka March 26 2006, 09:39:05 UTC
Честно говоря, не знаю, не осведомлён. И не меньше Вашего интересуюсь.

Reply


Leave a comment

Up