Кого считать светлыми образами в Русской Смуте ХХ века?

Nov 07, 2021 21:00


По случаю очередной годовщины со дня большевицкого переворота, приведшего к власти в России шайку воинствующих безбожников и оголтелых русофобов, и столетия с начала Гражданской войны, в ходе которой горсточка русских патриотов тщетно пыталась остановить изменнические большевицкие эксперименты, вспомнилась мне давняя дискуссия в сети между Валерием Шамбаровым и Петром Мультатули. Валерий Евгеньевич тогда в весьма резкой форме высказался против публикаций своего коллеги, пытавшегося возложить главную ответственность за Февральский переворот на белый генералитет в целом и прежде всего - на начальника Штаба Ставки Верховного Главнокомандующего М.В. Алексеева. Ответ Шамбарова тогда гласил: если мы будем так относиться к памяти генерала Алексеева, то у нас вовсе не останется никаких светлых образов в Русской Смуте 1917 - 1922 годов. Пётр Валентинович с этим логично не согласился, жёстко напомнив Шамбарову, что у нас есть император Николай Александрович и его семья, прославленные в лике святых. Есть Патриарх Тихон, также прославленный в лике святых. Есть великая княгиня Елисавета Фёдоровна. И с учётом этих имён, святых для каждого настоящего русского, вполне можно обойтись и без героизации тех, кто по мнению Мультатули, и стал зачинателем братоубийственной бойни.

Как православный христианин, я должен признать, что Пётр Валентинович отчасти прав. Но только отчасти. Действительно, когда мы говорим о светлых образах той или иной эпохи, мы должны в первую очередь вспоминать именно о святых, канонизированных Церковью. Были ли такие среди ужасов, крови и подлостей "великой" русской революции? Безусловно, были. Гонимая большевиками, фактически объявленная вне закона Русская Православная Церковь явила миру тысячи известных и безвестных мучеников и исповедников, предпочитавших пытки и смерть отречению от Христа Спасителя. И всё же, на мой взгляд, подход Петра Валентиновича грешит некоторой однобокостью.




Велик подвиг христианских мучеников. Велик подвиг и последней царской семьи, чьё беззлобие и всецелая покорность Божией воле, возложившей на них столь тяжкий крест, поражали даже гонителей и некоторых из них обратили ко Христу. Известны также слова, приписываемые свт. Тихону Московскому: "Я не могу дать благословения на Гражданскую войну. И красные, и белые - все чада моей Церкви, кто-то верный, кто-то заблудший. Я могу только молиться о примирении". Читая эти слова, не забудем, однако, нескольких фактов:

а) Патриарх Тихон в тот момент находился на территории, контролируемой большевиками, более того - фактически под арестом. Он на своей шкуре испытал мощь большевицкой карательной машины. Как первосвятитель, он прекрасно понимал, что его благословение будет повсеместно воспринято его прихожанами как руководство к действию, а это с неизбежностью повлечёт за собой массовые жертвы при подавлении большевиками народных восстаний. Взять на себя столь большую ответственность Патриарх не мог.

б) Эти слова Патриарха Тихона тиражируются почему-то в основном СМИ болотно-навальной ориентации, т.е., теми политическими силами, которые сознательно разжигают новую смуту в современной России. И успели уже зарекомендовать себя как остервенелые враги Православия. Верить ли им на слово - пусть решит каждый сам.

в) Известны факты, когда Патриарх Тихон награждал церковными наградами иереев и архиереев Русской Православной Церкви, поддерживавших самые тесные контакты с Белым Движением.

г) Обратим внимание и на такие слова в приведённой выше тираде: "И красные, и белые - все чада моей Церкви, кто-то верный, кто-то заблудший". То есть, святитель определённо называл именно белых верными чадами Русской Православной Церкви, в отличие от заблудших большевиков.

д) Широко известны обращения Патриарха Тихона с жёстким осуждением большевицкого переворота, красного террора и Брест-Литовского мира. В столь же резкой форме святитель осудил беззаконное убийство последней царской семьи.



Святитель Тихон Московский

Думаю, этих фактов будет достаточно, чтобы признать, что позиция Патриарха Тихона в отношении Белого Движения была отнюдь не столь однозначна, как того хотелось бы врагам Христовым с "Эха Москвы" и неожиданно примкнувшей к ним части "православных монархистов".

Если же мы заглянем в более давнее прошлое, мы увидим, что в истории Церкви и в житиях святых обретаются примеры и иной, не примирительной позиции святых в отношении беззаконных властей, разворачивающих гонения против Церкви. Как верно заметил когда-то Андрей Кураев, тогда ещё православный диакон, "святой благоверный князь Александр Невский не гнался по льду Чудского озера за крестоносцами с криком: "Братия! Вы взяли у меня Псков, зайдите, пожалуйста, ещё и в Новгород!"" Совсем недавно, 4-го ноября мы отмечали очередную годовщину освобождения Москвы от польской оккупации Народным Ополчением Минина и Пожарского. В преодолении Смуты начала XVII века не последнюю роль сыграл Патриарх Московский и всея Руси Гермоген, также прославленный в лике святых. А святитель Гермоген, как мы знаем, призывал к вооружённому сопротивлению польским захватчикам. На минутку: поляков в Москву пригласила прежняя, более - менее законная власть - Семибоярщина. Безупречно русские по своему происхождению люди звали на русский трон польского королевича. Большевики же были хорошо известны как пропагандисты "мира без аннексий и контрибуций", "поражения своего правительства" и "превращения войны империалистической в войну гражданскую". Дорвавшись же до власти, почти немедленно заключили предательский Брестский мир, отдававший немцам на растерзание половину европейской части России. То есть, особой разницы между поляками, хозяйничавшими в Москве в 1612-м году, и большевиками, захватившими власть в 1917-м, не просматривалось. Многие офицеры Русской Армии прямо полагали большевиков платными немецкими агентами (и не без оснований), а Россию с приходом к власти большевицкого правительства - оккупированной.

Не забудем также о разнице в служении священника и православного воина. Священник должен окормлять людей, направлять их на путь в Царствие Небесное. А потому он не только имеет право, но и обязан с сочувствием относиться к заблудшим (но не к их заблуждениям!) и быть готовым принять у них исповедь немедленно, как только те захотят покаяться. А у воина - другое послушание. Его задача - с оружием в руках защищать государство, чтобы это государство, в свою очередь, имело возможность охранять покой своих законопослушных граждан. И если в государстве происходит вооружённый мятеж, то не долг ли присяги обязывает воина с оружием в руках этому мятежу противостать? И в особенности - когда мятеж вспыхивает в разгар отечественной войны, а путчисты открытым текстом призывают к капитуляции перед захватчиками?

Воины же, хранящие верность присяге и жертвующие собой во имя защиты Отечества, во все века вызывали самое горячее сочувствие здравомыслящей части населения. Лично я не вижу оснований, по которым мы могли бы отказать в таком же сочувствии бойцам Белой Армии, попытавшимся остановить сползание страны к хаосу. Я не вижу оснований, по которым я должен был бы отказать в почитании тем, кто поднял оружие на защиту своей Родины, отданной путчистами на растерзание внешнему врагу. Наконец, я не вижу оснований, по которым я не должен считать "светлыми образами" на тёмном небосклоне Второй Русской Смуты тех, кто попытался с оружием в руках остановить геноцид целых социальных групп русского народа и варварское разрушение русских национальных традиций во имя гипотетического "светлого будущего", контуры которого в октябре 1917-го не были до конца ясны даже самим большевикам. Более того - как православный христианин я чувствую острую и горячую благодарность к тем, кто попытался защитить Русскую Православную Церковь от обрушившихся на неё страшных гонений.



Белая Армия уходит в Ледяной Поход

Ах, да, Февраль, "предательство царя", "белые сами были революционерами"... Думаю, те, кто внимательно читал мой ЖЖ, уже успели понять, насколько "обоснованы" подобные обвинения. Интересующихся могу адресовать сюда, сюда и сюда, а также сюда, сюда и сюда. Так что восхищение подвигом святости государя Николая Александровича ни в малейшей степени не мешает мне почитать память генералов Алексеева и Корнилова, чья "вина" в Февральском перевороте многократно преувеличена (а по сути - надумана). Но давайте зададимся и другим вопросом: а что было делать в условиях начинающейся Гражданской войны тем, кто ни в каких "клятвопреступлениях" не замешан, ни в каком перевороте не участвовал, никаких телеграмм с требованием отречения царю не посылал и искренне хранил ему верность? Неужели большевикам на службу идти, помогать им разбазаривать русские земли и уничтожать Православную Церковь? Вообще-то убили царя именно большевики, и давайте не будем об этом забывать. И только логично, что люди, сохранившие верность государю, до последней минуты продолжали воевать с немцами (именно к этому неоднократно призывал своих верноподданных сам Николай Александрович), а когда развал фронта (благодаря большевикам!) сделал продолжение войны невозможным, с оружием в руках выступили против узурпаторов. Таковы Владимир Каппель, Александр Кутепов, Александр Колчак, Михаил Дитерихс, Фёдор Мейбом, Николай Соколов и многие ещё белогвардейцы, имён которых история не сохранила. Какие у нас основания отказать им в почитании?

Кроме того, история абсолютно бесполезна, если она ничему не учит применительно к современности. И вот я спрашиваю себя, а заодно - и всех, кто читает эти строки: сегодня, когда наши геополитические враги прилагают все усилия, чтобы вызвать в России новый переворот с последующим распадом страны: какое государство будет более стабильным? То ли, в котором борцы против революционного хаоса и агентов враждебного влияния окружены заслуженным почётом, или же то, в котором последних защитников государственности объявили "платными агентами интервентов", "западниками" и "масонами", а революционеров - "объективными восстановителями России"? Ответ полагаю очевидным.

Я не хочу, чтобы моя страна развалилась окончательно на удельные княжества. Я не хочу, чтобы геополитический враг делил наши земли и устанавливал на них свои порядки. И потому призываю всех православных читателей своего журнала: в день начала Русской Катастрофы помяните добрым словом тех, кто пытался остановить надвигающийся хаос и из последних сил всё же довести отечественную войну до полного изгнания оккупантов. И помолитесь за упокой рабов Божиих





Антона Деникина



Александра Колчака



Владимира Каппеля



Лавра Корнилова



Михаила Алексеева



Петра Врангеля



Николая Юденича



Михаила Дитерихса



Александра Кутепова



Михаила Дроздовского



Сергея Маркова



Митрофана Неженцева



Николая Тимановского



Фёдора Келлера



Петра Попова



Василия Чернецова



Константина Мамантова



Григория Семёнова

И других участников Белого Движения. Кого вспомните. Да приимет их Господь в Свои Вечные Обители!

Русская идея, История Отечества, Вечная память, Православие, Гражданская война, Революция, Белые

Previous post Next post
Up