Еще про мой летний Питер:
Хоббит в Питере /
Зеленый Змей в Питере /
Марафон "Белые ночи" /
Тополиный пух /
Кафешки и витрины /
С Питером наедине /
В Питере вдвоем /
Питер из автобуса /
Последний вечер /
Домик в Коломне /
Коломна, от Мариинки до Новой Голландии и вокруг них /
Английская набережная Продолжаю ностальгически-историческую прогулку по водным дорогам Петербурга. Начало здесь:
Мосты, реки и каналы на кораблике. Нева и Фонтанка
3. Крюков канал ведет мимо примечательной церкви с высокой колокольней, увенчанной шпилем.
4. На углу с ул. Садовой - затяжная реконструкция исторического
Никольского рынка, которые хотели преобразовать в комплекс из отеля 4*, фитнес-клуба и бизнес-центра с конференц-залами, но сейчас пишут, что снизили планку и будет только
отель попроще и хостел.
До второй половины XVIII в. местность, на которой находится Никольский рынок, была пустынной и принадлежала Адмиралтейской коллегии, здесь намеревались построить казармы и административные здания для Морского ведомства, но передумали и в 1789 г., в год взятия Суворовым Очакова, здесь появился Очаковский рынок. После перестройки в 1825 г. рынок был переименован в Никольский
(Источник:
www.citywalls.ru/house2160.html)
При проектировании использовался уже сложившийся к тому времени тип гостиного двора с арочными галереями. Открытые галереи в Никольском рынке располагались не только со стороны ул, но и со стороны двора. В открытых галереях Никольского рынка было устроено семь часовен в виде киотов, установленных предположительно в начале XIX в. В лавках, расположенных по Крюкову каналу и Никольскому пер., продавали пищевые продукты, преобладала оптовая торговля. По Садовой располагались посудные, галантерейные, москательные, железные, кожевенные, шорные ряды, а также склад «Общественная польза».
(Источник:
ru.wikipedia.org/wiki/Никольский_рынок - Е. Лансере. Никольский рынок в Петербурге, 1901)
В конце XIX - начале ХХ вв. Никольский рынок был известен не столько как объект торговли, центр которой переместился на Сенной рынок, сколько как место найма рабочей силы и прислуги. После того, как в 1880-х годах на Никольский рынок с Сенного перенесли "Обжорный ряд", за деревянными столами под навесом здесь питались клиенты сезонной биржы труда: каменщики, плотники, маляры, штукатуры.
5. За рынком Крюков канал пересекается с каналом Грибоедова, который, к сожалению, не входил в маршрут нашей водной экскурсии. Белое здание на углу, за которым сверкают купола собора -
Дом причта Николо-Богоявленского собора (1863 г.)
Вид на Никольский морской собор и Дом причта на фотолитографии 1890-х годов (мостика через канал Грибоедова, до 1923 г. называвшегося Екатерининским, тогда еще не было)
(Источник:
ru.wikipedia.org/wiki/Никольский_морской_собор)
6. Маленький пешеходный
Красногвардейский мост через канал Грибоедова был сооружен только в 1957 г. и получил название в память о Петроградской Красной гвардии, организованной в апреле 1917 года.
7. Колокольня Морского Никольского собора вырастает почти у самой воды Крюкова канала и - просто поражает.
8.
Никольский Морской собор - Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления - первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота, один из ярчайших памятников елизаветинского барокко в церковной архитектуре.
Прилегающая территория в XVIII в. была застроена одноэтажными казармами служителей Военно-морского ведомства. В 1752 году президент Адмиралтейств-коллегии князь Михаил Голицын подал на имя императрицы Елизаветы Петровны прошение о возведении на средства морского ведомства и пожертвования нового собора «в воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского».
Cобор на месте деревянного храма строился в период с 1753 по 1762 года по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского. Нижняя трёхпридельная Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих, верхняя однопрестольная церковь - во имя Богоявления Господня.
Подробнее об истории собора можно почитать на его сайте:
www.nikolskiysobor.ru/home/istoriya.
9. Одновременно со строительством собора неподалеку от него производилось строительство колокольни. Место для нее было выбрано на западе от собора. Начало работ было положено в 1756 году.
10. К 1758 году колокольня была завершена и отштукатурена, тогда же были подняты колокола и установлены часы с курантами. К тому времени колокольня Никольского собора обладала одним из лучших наборов колоколов в Петербурге.
После Октябрской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941-1999 годах был кафедральным (до революции кафедральным собором Петербурга был Исаакиевский, а с 2000 г. - Казанский собор на Невском проспекте).
(Фото:
smelov.photo/category/saint-petersburg)
11. Очень интересное стильное серое здание -
Доходный дом Веге, построенный в 1914 г. Владелец дома - Р. Г. Веге был известным предпринимателем. Его называли "шоколадным королём". Он продавал лакомства не только в России, но и за границей.
В этом доме жил двоюродный брат и учитель Рахманинова, пианист Александр Ильич Зилоти (1863-1945), к которому заходили в гости Прокофьев и живший по соседству Стравинский (музыкальную атмосферу кварталу, вероятно, создавал Мариинский театр).
Здание, безусловно, стоит прогулки до него по набережной и неспешного осмотра деталей декора. Барельефы второго этажа у готических окон - сценки из куртуазной жизни, сплошь отважные рыцари и прекрасные дамы... прелесть!
Внутри, за этими окнами - обычная лестничная клетка... но присмотришься - нет, не обычная!
В подъезде прямо Нарния :)
Ну, и шикарный парадный двор -
курдонер (франц. cour d'honneur), который нужно фотографировать именно так:
(Все фото отсюда:
www.citywalls.ru/house456.html)
12. Оглядываемся на Дом Веге, Никольскую колокольню и
Кашин мост (сооруженный в 1787 г. - Никольский мост несколько лет спустя превратился в Кашин, став ближе к народу - название пристало от Кашина питейного дома), перекинутый через Крюков канал по линии проспекта Римского-Корсакова - бывший Екатерингофский проспект, в 1939 г. переименованный в честь великого композитора.
Хотя Римский-Корсаков вроде бы тут
никогда не жил, проспект его имени вполне соответствует музыкально-театральной атмосфере квартала Мариинского театра, к которому мы приближаемся - чуть дальше проспект пересекается с
улицей Глинки (бывшей Никольской, ведущей к собору; что интересно, ее переименовали еще в 1892 г., к 50-летию премьеры оперы «Руслан и Людмила», ставящейся в Мариинском), а на
Театральной площади стоят памятники обоим композиторам.
13. Уже нам хорошо знакомое зеленое здание
Мариинского театра выглядывает над
Торговым мостом, примечательным тем, что сохранил архитектурный облик, характерный для мостов Крюкова канала 1780-х гг.
14. Проплываем между историческим зданием Мариинского театра (1849-1860 г.) и новым зданием "Мариинский-2" (2013 г.),
которые я уже показывала с противоположной стороны - с улицы Декабристов.
15. Громада "Мариинского-2" поглотила небольшое здание
Лавки Литовского рынка архитектора Кваренги, точнее, старинная лавка и вовсе была снесена, а потом заново появился фасад с галереей.
Другие постройки
Литовского рынка занимали как раз территорию нового здания театра, но большая часть рынка была снесена еще в 1920-х, и строителям театра пришлось сносить в основном уже не рынок, а советский
Дворец культуры им. Первой пятилетки (конструктивистское здание 1930 г., в 50-е перестроенное в стиле сталинского ампира, прямо как наша
е-буржская Гор.администрация!)
А напротив Мариинского-2 и территории бывшего Литовского рынка возвышалась питерская Бастилия - сожженный восставшим народом в 1917 г.
тюремный замок, называвшийся Семибашенным (ну прям стамбульский Yedikule! думаю, такое название неслучайно, он строился в 1787 г. в правление Екатерины II, во время русско-турецких войн), а позже Литовским (в начале ХIХ века в замке расквартировали Литовский мушкетерский полк) - отсюда и название рынка.
16. Оглядываемся назад, вспоминая пройденный путь - в ряд выстроились все наши герои: Мариинский театр, Дом Веге, колокольня Никольского собора и Торговый мост.
Не удержусь и снова обращусь к фотошедеврам высотной съемки: прекрасный вид, объединяющий крышу Мариинского театра и купола Никольского собора.
(Фото:
smelov.photo/category/saint-petersburg-2013)
17.
Матвеев мост в месте пересечения Крюкова канала с рекой Мойкой - очень похож на Торговый, если не точно такой же. Он был построен в 1786 г. и сменил множество названий, причем малопривлекательных: Конюшенный, Канавский, Канальный, Тюремный... пока в 1919 г. его не переименовали в мост Матвеева, в память об убитом в 1918 г. комиссаре, рабочем-коммунисте, участнике гражданской войны.
18. Краснофлотский мост через Мойку, куда мы сворачиваем с Крюкова канала. Первый мост на этом месте был построен в 1876 г. и предназначен исключительно для
конки (конного трамвая), но потом маршрут конки изменился, и мост разобрали и восстановили в качестве пешеходного в 1960 г. - надо отдать должное, получилось очень изящно! Название новый мост получил от расположенных недалеко морских казарм, в которых в 1920-1930-е годы жили матросы Военно-Морского Флота СССР - краснофлотцы.
На углу - Флотский экипаж, он же Крюковские (Морские) казармы, в здании которых сейчас размещается Военно-Морской музей (полагаю, это и есть те казармы, в которых жили потом и краснофлотцы?). За спиной у нас осталась вне кадра
Новая Голландия.
19. Плывем теперь по
Мойке (это название - русифицированный вариант
ижорского "Муя" или "Мья" - "грязная"... забавно, русский вариант как будто стремится реку отмыть :) в сторону Исаакиевского собора. Отсюда его видно с кораблика лучше всего, а это - единственный с ним кадр на этом маршруте. Исаакий нужно осматривать на своих двоих.
Желтое здание с домиком Карлсона башенкой на крыше -
Юсуповский дворец (точнее, лишь один из 57 дворцов князей
Юсуповых... ведущих свой род от ногайского бия Юсуфа, чьей дочерью была легендарная царица Казанского ханства
Сююмбике). Первоначально на этом месте находилась усадьба племянницы Пера Великого - царевны
Прасковьи Иоанновны, или просто "Парашин дворец" :)
В 1740-х дворец перешел к графам
Шуваловым, а Юсуповы в нем обосновались в 1830-х, когда дворец и начал приобретать современный вид под руководством архитектора Михайлова 2-го, превратившего небольшой особняк в роскошный дворец с парадными и приватными апартаментами, домашним театром и собственным музеем. Правда, так цепляющая внимание труба-башенка (в моих глазах, одно из главных достоинств сего строения :))), появилась позднее: вот, например, "безбашенный" рисунок В.С.Садовникова 1856 г. - "Иллюминация на набережной Мойки в Санкт-Петербурге":
(Источник:
www.citywalls.ru/photo3393.html)
Парадный фасад:
(Источник:
ru.wikipedia.org/wiki/Дворец_Юсуповых_на_Мойке)
Дворовый фасад - а я все любуюсь на башенку, она прекрасна! :)
(Источник:
www.citywalls.ru/photo3393.html)
Это здание еще знаменито тем, что здесь декабрьской ночью 1916 г. при участии
последнего из князей Юсуповых произошло темное и загадочное
убийство Распутин - этот факт я помню со школьной экскурсии по дворцу во время поездки в Питер классе, кажется, в 9-м. Тогда же случилось и оценить
красоту интерьеров.
20. Это странное серое здание в суровом, но харизматичном стиле конструктивизма -
Дворец культуры работников связи, унаследованный ныне Почтой России.
Дворец культуры работников связи, появившийся в 1932-1939 гг. в результате кардинальной перестройки совершенно иного здания - Немецкой реформатской церкви в романском стиле. Вот это поворот!
Немецкая реформатская церковь была построена в 1865 г. Архитектор постарался согласовать облик и декор здания с духом реформатского учения, не допускающего "не соответствующих Библии" излишеств.
Здание из красного кирпича с прекрасной двухъярусной колокольней
(Исторические фото:
www.citywalls.ru/house1487.html)
21. Пешеходный подвесной Почтамтский мост, на котором мы застали трех граций, был построен в 1824 г. и назывался Малым Цепным, Прачечным, Почтовым и, наконец, Почтамтским - помимо Дворца культуры работников связи, поблизости есть еще Главный Почтампт, Почтамтская улица и Почтамтский переулок (получилась настоящая скороговорка :)
22. Следующий мост называется Фонарным - оно и видно :)
Этот мост соединяет Фонарный и Почтамтский переулки и был сооружен в 1973 г. на месте старого деревянного моста 1906 г.
23. Перед тем, как ненадолго исчезнуть
Синим мостом (самым широким в Петербурге и в мире - 97,3 м), успеваю заметить
памятник Николаю I, сооруженный почти сразу после смерти императора Огюстом Монферраном в 1956-1959 г. на
Исаакиевской площади.
Оценить в полной мере ширину моста можно, наверное, только с высоты, например, забравшись на колоннаду Исаакиевского собора: в далеке виден конный памятник, вокруг которого оживленное движение по транспортному кольцу, и кажется, что площадь продолжается и за ним - но на самом деле это и есть Синий мост.
(Фото:
ru.wikipedia.org/wiki/Исаакиевская_площадь)
24. На углу набережной Мойки с переулком Гривцова -
доходный дом Липина (1963 г.) в стиле необарокко.
25. Впереди - Красный мост по Гороховой улице. Мост получил свое название по цвету окраски и вначале назывался Белым, а когда его перекрасили в красный цвет в 1778 г. - стал Красным. В XVIII в. мост был разводной, для пропуска мачтовых судов, а нынешняя однопролетная арочная конструкция появилась в 1814 г. - из чугуна, в 1954 г. замененная на аналогичную из стали.
Здание со шпилем с 1906 г. известно как
Торговый дом «С. Эсдерс и К. Схейфальс» - в нем разместилась фирма, занимавшаяся продажей готового женского и мужского платья и на месте старого каменного дома (в котором еще в конце XVIII в. проживали портные) появилось пятиэтажное здание с мансардой в стиле модерн с основой из металлического каркаса и богатым декором. В здании разместился универсальный магазин, получивший наименование «Au pont rouge» - «У Красного моста».
(Фото 1913 г.,
источник)
В 1919 г. здесь начала действовать Центральная швейная фабрика. В 1922 г. ей присвоено имя комиссара по делам печати, пропаганды и агитации В. Володарского, начинавшего свою трудовую деятельность портным. С 1992 г. здесь "Фабрика одежды Санкт-Петербург".
(Фото 1989 г.,
источник)
Угловая башня была утрачена (судя по всему, в советское время), и восстанавливалась по старым фотографиям (чертежей не сохранилась) в 2010 г.
(
Источник)
26. Один из корпусов
Педагогического Университета им. Герцена (РГПУ), занимающего комплекс зданий
дворца Разумовского (1766 г.) - один из немногим сохранившимся в Санкт-Петербурге образцов городских усадеб первой половины XVIII века с регулярными садами и дворцами. В 1798 г. супруга Павла I
императрица Мария Федоровна разместила во дворце
Воспитательный дом - учреждение для ухода и образования незаконнорожденных детей, сирот и детей бедняков.
Воспитательный дом стал одним из первых в Петербурге учреждений, подготавливающих специалистов со средним специальным образованием. Девушки получали в основном педагогическое образование и устраивались гувернантками, домашними наставницами, учителями в сельских школах. Из юношей готовили канцелярских служащих, фельдшеров, фармацевтов, садоводов, некоторых отправляли служить на Балтийский флот. В 1837 г. здесь разместился также Николаевский сиротский институт. В 1903 году учрежден высший Женский педагогический институт (с 1912 - Императорский), выпускавший учительниц-предметниц для гимназий - первое в стране государственное высшее учебное заведение для женщин. В 1918 году на базе Воспитательного дома был основан Третий Петроградский педагогический институт, ежегодно выпускавший тысячи учителей для вновь создаваемых школ. В 1920 году институту присвоено имя А. И. Герцена.
27. Впереди -
Зеленый мост на пересечении Мойки с Невским проспектом, с 1768 г. также известный как Полицейский мост из-за находившегося рядом управления городской полиции, а с 1918 по 1998 г. - Народный мост. Здание с колоннами на углу справа -
Строгановский дворец в стиле русского барокко, по проекту архитектора Растрелли.
28. Рабочие выбираются из Мойки после каких-то своих манипуляций. Здесь от набережной отходит Волынский переулок. Серое здание справа -
Доходный дом Гвардейского экономического общества (1912 г.) на месте усадьбы Волынского (отсюда и название переулка), в советский период в нем были коммунальные квартиры, а ныне - бизнес-центр "Северная столица".
Слева -
Доходный дом Суворина (1877 г.), в котором размещалась также типография, с 1910 г. издательство "Сельский вестник", с 1917 г. - издательство газеты "Правда". В 1984 г. в доме был открыт музей «В.И. Ленин и газета Правда», в 1991 г. реорганизованный в «Музей печати Санкт-Петербурга».
29. Приближаемся к Певческому мосту.
30.
Певческий мост, названный по расположенной рядом
Певческой капелле - четвёртый по ширине (72м) мост в Петербурге (после Казанского, Аптекарского и Синего). С другой стороны к мосту примыкает ансамбль Дворцовой площади.
31. После Певческого поста начинается последний изгиб Мойки на нашем маршруте.
32. Голубое здание справа -
особняк, в первой половине XIX в. занимаемый семьей сенатора И.П. Пущина. Его сын,
Иван Иванович Пущин, декабрист и лицейский друг Пушкина, провел здесь детские годы, а в 1817- гг. здесь стали собираться будущие декабристы, члены
Северного тайного общества.
33. Между тем, мы свернули с Мойки в
Зимнюю канавку, пройдя под
2-м Зимним мостом. Этот мостик появился уже в 1940 г. и был сооружен для пропуска праздничных демонстраций с Дворцовой площади. Внешне он повторяет облик 1-го Зимнего моста, перекинутого чуть дальше.
Небольшой канал, соединивший Неву и Мойку, был прорыт в 1719 г.
(Зимняя канавка с высоты птичьего полета. Фото:
smelov.photo/category/saint-petersburg-2013)
34.
1-й Зимний мост проходит по
Миллионной улице и вначале назывался Миллионным. Этот мост сохранился с XVIII века без каких-либо переделок.
Название улицы, идущей параллельно Неве от Эрмитажа до Летнего сада, дано по
"Миллионному дому" графа Шереметева, поражавшего современников роскошью, либо потому, что на этой улице и помимо него проживали самые богатые петербуржцы.
35. Арка и переход, соединяющий Большой Эрмитаж (слева) и Эрмитажный театр (справа) - оба здания входят в
музейный комплекс Эрмитажа.
В 1787 г. на месте
Зимнего дворца Петра I было построено классицистическое трёхэтажное здание
Эрмитажного театра, в котором устраивались маскарады, балы и спектакли в исполнении придворных и профессиональных актеров. На противоположном берегу канала было завершено строительство
Большого Эрмитажа (1787 г.) для размещения коллекций искусства. Два здания были связаны переходом на уровне второго этажа, опирающимся на мощную арку, перекинутую через канавку.
36. С этой аркой связан исторический анекдот: когда галерея была построена, завистники попытались оклеветать архитектора Кваренги в глазах императрицы, и пустили слух, что арка очень непрочна и может упасть в любой момент. Екатерина, дабы развеять все домыслы, приказала устроить в ней пир и бал со множеством приглашённых, которые танцевали прямо в галерее. На самом деле, арка была сооружена не Кваренги (по проекту которого построен Эрмитажный театр), а другим архитектором, Фельтеном, автором проекта Большого Эрмитажа.
37. По Дворцовой набережной в месте впадения Зимней канавки в Неву перекинут Эрмитажный мост - старейший каменный мост Санкт-Петербурга (1720 - 1766 г.)
38. По сюжету оперы Чайковского «Пиковая дама», в третьем действии Лиза бросается с Эрмитажного мостика в воды Зимней канавки, после того как от неё убегает помешавшийся на трёх картах Герман. Этот элемент сюжета отсутствует в повести Пушкина «Пиковая дама», и появляется в либретто по просьбе Чайковского под влиянием реального факта самоубийства некой Юлии Перовой, совершенного на этом месте на почве несчастной любви, и описанного в одной из петербургских газет 1868 года. Отсюда происходит второе популярное название этого моста - «Мостик Лизы». (
источник)
39. И снова мы на Неве и любуемся видом на Эрмитаж, Адмиралтейство и Дворцовый мост - на этот раз с более близкого расстояния, чем
в начале этой водной прогулки.
40. Чуть дальше по Дворцовой набережной - красивый фасад
Ново-Михайловского дворца, построенный по проекту Штакеншнайдера в 1862 г. специально для великого князя Михаила Николаевича, сына Николая I. Так как в городе уже имелся
Михайловский дворец(сооруженный для сына Павла I; в его здании - Русский музей), новый дворец назвали Ново-Михайловским.
В советскую эпоху в здании дворца разместился Институт востоковедения, ныне - Институт восточных рукописей РАН, а также Институт истории материальной культуры. В этом здании размещается крупнейшая в России археологическая библиотека и формировавшаяся на протяжении двух столетий коллекция востоковедческих материалов: около миллиона томов в библиотеке и более 100 000 единиц хранения на 65 живых и мёртвых восточных языках в рукописном фонде.
41. Еще дальше - Троицкий мост и Суворовская площадь, мимо которых мы проплывали в начале прогулки.
42. С другой стороны -
стрелка Васильевского острова и Ростральные колонны. Это место я покажу поближе в отдельном посте.
43. Ростральная колонна, за ней - Северный пакгауз (склад)
Биржи и здание с куполом - Институт русской литературы РАН -
"Пушкинский Дом" в здании Петербургской портовой таможни.
44. Вот и окончилось путешествие. Возвращаемся в крепость. Справа - Флажная башня.
На флагштоке крепился императорский вензель и поднимался крепостной «вседневный» флаг - гюйс, а в праздничные дни и во время посещения крепости императором - царский штандарт. В башне хранились флаги и ключи от крепостных ворот.
45. Пляжный сезон в Питере краток, и тем особенно дорог!
46. Это, конечно, совершенно умилительная картина, когда под суровыми крепостными стенами и бастионами загорают горожане :)
47. Ужасно симпатичные круглые башенки!
48. Крепость и собор во всей красе. Мы еще погуляем виртуально по ее территории.
50. Комендантская пристань. Здесь началась, здесь и кончается наша прогулка.
51. Напоследок удалось поймать в кадре огненно-рыжие кудри девочки с соседней скамейки :)
Продолжение следует!
This entry was originally posted at
https://meladan.dreamwidth.org/621264.html. Please comment there using
OpenID.