Музея, подобного Национальному музею азулежуш в Лиссабоне, нет нигде в мире, хотя бы потому, что керамическая плитка азулежуш - глубоко самобытное явление: ее можно увидеть - и невозможно не полюбить! - только в Португалии. После первой поездки в Потругалию в 2013 году я рассказывала об
АЗУЛЕЖУШ - голубом чуде - и мечтала попасть в лиссабонский музей. В этом году мечта сбылась.
КОШЕК и прочих
ЖИВОТНЫХ, обитающих на керамических панно в музее, я недавно представляла, а сейчас хочу показать вам собственно музейный комплекс.
Портал монастыря Мадре де Деуш
Музей находится на окраине Лиссабона (от станции метро "Санта Аполония" туда идет автобус) в бывшем монастыре Мадре де Деуш. История женского монастыря, основанного королевой Леонор, восходит к 1509 году. Перестройка 1540 года расширила и изменила здание, но после лиссабонского землетрясения 1755 года оно сильно пострадало. Его теперешний портал в стиле
МАНУЭЛИНО был восстановлен в 1872 году.
Деталь резьбы портала - пеликан с птенцами
В 1958 году, к 500-летию со дня рождения королевы Леонор, в отреставрированном монастыре была открыта юбилейная экспозиция, а когда выставка закрылась, комплекс монастыря решено было использовать сначала для музея старинного искусства, а потом - для музея азулежуш.
Мы пройдем по музею с лучшей книгой, написанной об искусстве Потругалии, - это труд Татьяны Павловны Каптеревой "Искусство Португалии" (издательство "Изобразительное искусство", Москва, 1989 год). Цитаты из книги выделены курсивом.
Перед входом в музей - маленький португальский рай
с бугенвиллеями, кустами хибискуса и пальмами.
Внутренний двор монастыря
"Изразцы были завезены в Португалию в конце XV века мастерами Валенсии и Андалусии. Азулежу (от арабск.- «аз-зуллайдж») - цветной изразец квадратной формы (до 15 см) происходил от испано-арабских alicatados - изразцовых панелей с геометрическим рисунком, восходившим к традиции народов арабского мира, мавританских стран Северной Африки, а в своих истоках и к более древним эпохам. /.../ Мавританская традиция сохранила свое значение в Португалии в течение почти всего XVI столетия".
Небольшая ремарка: Т. Каптерева называет азулежуш изразцами, хотя, как справедливо отмечают специалисты по керамике, это плитка. Изразец и плитка отличаются своей изнаночной стороной, гладкой у плитки и коробчатой у изразца. Однако если говорить об эстетике, азулежуш со сложной многоцветной росписью гораздо в большей степени ассоциируются в нашем сознании с нарядными изразцами, чем с утилитарной плиткой. Поэтому именовать азулежуш изразцами, а не плиткой, мне кажется вполне оправданным.
Рельефные азулежуш с исламскими мотивами. Севилья, 1500 - 1550
Испанские изразцы 16 века были орнаментальными, с рельефной поверхностью. Рельеф был необходим, чтобы предотвратить при нанесении рисунка и обжиге смешивание красок, изготовленных на водной основе. На сырую глину наносили бороздки, которые заполняли смесью льняного масла с марганцем. Благодаря таким "преградам" краска не разливалась по поверхности плитки.
Заготовки для рельефных плиток
Заготовка для плитки с изображением армиллярной сферы
Браслетчатая армиллярная сфера - навигационный прибор, изображенный на гербе короля Мануэла I
Счастливого (1469 - 1521). Армиллярная сфера украшает и современный герб Португалии.
Фрагмент резьбы портала монастыря Мадре де Деуш
Армиллярная сфера - характерный элемент декора стиля мануэлино, сложившегося в начале 16 века,
в эпоху Великих географических открытий.
Со второй половины XVI столетия в Португалии распространилась майолика.
"Это смягченное итальянским произношением испанское название острова Майорка, где издавна процветала испано-мавританская керамика. Производство керамических изделий под названием майолики стало с XV века достоянием итальянских городов Пизы, Флоренции, Урбино, Губбио, Фаэнцы, поставлявших во многие европейские страны знаменитую фаянсовую посуду. Техника майолики, или фаянса, отнюдь не была итальянским изобретением, искусство цветных фаянсов известно с древних времен в Египте, Ассирии и Вавилоне. Исключительной популярности в Европе итальянские фаянсы обязаны своей редкой красоте и высокому техническому совершенству. Возможность росписи кистью по оловянной глазури открыла путь к созданию сложных изобразительных композиций на изделиях керамики, в том числе больших изразцовых панно картинного типа. Приобретая значительно большие размеры, каждый изразец мог теперь включать лишь какую-либо деталь или часть детали общей законченной композиции".
Так создается майолика. На покрытую глазурью плитку кистью наносится рисунок, насыщенные жизнерадостные цвета - желтый, зеленый, синий, белый, фиолетовый - не смешиваются, тонкие изящные линии рисунка сохраняются при обжиге.
Керамический алтарь Носса Сеньора да Вида. Лиссабон, около 1580 г.
"Своеобразным эквивалентом сравнительно слабо развитой португальской живописи, особенно в ее монументальных формах, уже в XVII веке стало искусство изразцовой керамики. Процесс дальнейшего развития искусства азулежуш охватил большую часть столетия. Пора разнообразных исканий, подчас взаимосвязанных, подчас изолированных друг от друга, осложнила картину становления стиля сосуществованием нескольких направлений. Общим, что объединяло, оставалась техника майолики".
Зал с "ковровыми" панно, 17 век
"Одно из направлений продолжало приёмы восточных геометрических рисунков в два-три тона. Более сложным характером отличались декоративные панно «коврового» орнамента.При заполнении больших поверхностей один орнаментальный мотив повторялся в разнообразных вариантах. В качестве исходного принципа единство и завершённость его композиции достигались сочетанием четырех изразцов. Уподобленные красочным коврам изразцы иногда занимали почти все стены храмового интерьера, иногда алтарную капеллу или только переднюю, обращенную к молящимся, стенку алтарного престола, так называемый фронтал. Наряду с суховатым геометризмом узора создавались более эффектные композиции, подражавшие индийским и иранским тканям".
Панель с узором, имитирующим ограненные бриллианты. Полихромный фаянс, 1608 - 1639
Изразцовая панель. Лиссабон, 1590-1620 гг.
Так создается четырехцветное панно "Цветок камелии". Лиссабон, 1660-1680
Четырехцветное панно "Цветок камелии". Лиссабон, 1660-1680
Панно с узором из ракушек. Лиссабон, 1630-1640 гг.
Изразцовые панно 17 века
Панель с пасхальным ангцем. Лиссабон, 1630-1671
Оформленный керамикой портал, Лиссабон, 1641-1666
Прелесть музея в том, что сам монастырь, обильно украшенный изразцами, тоже явояется
своего рода "экспонатом".
Нижний этаж внутреннего двора монастыря с изразцами 17 века, имитирующими ковер.
Нижний этаж внутреннего двора монастыря
Нижний этаж внутреннего двора монастыря
"Затем появились панели натуралистического типа. Объектом их изображения стали реальные мотивы природы, в основном растения, цветы и птицы. Обогатилась красочная гамма: к уже принятой шкале синего, желтого, белого, зеленого прибавились розовые, фиолетовые, коричневые тона и оттенки желтого. Усложнился изобразительный репертуар, включавший ренессансные гротески, эмблематику и картуши, почерпнутые из европейских гравюр и книг, а также экзотические мотивы, в том числе фигуры слонов, обезьян, верблюдов, диковинных птиц, словно сошедших со страниц восточных манускриптов".
Силен. Лиссабон, 1650
"К середине XVII столетия в обширном изразцовом потоке наметились перемены: сюжетные композиции исторического нравоучительного характера, изображение библейских персонажей и сцен народного жанра стали постепенно вытеснять геометрические и натуралистические мотивы. Здесь нельзя обойти молчанием ту роль, которую сыграли в истории португальской керамики изразцы Голландии. Увлечение ими на долгие годы захватило португальское общество".
Битва Александра Македонского с персами. Лиссабон, 1745
Бело-голубые азулежуш эпохи барокко в монастырских коридорах, 18 век
Бело-голубые азулежуш эпохи барокко, 18 век
Верхний этаж внутреннего двора монастыря
Верхний этаж внутреннего двора монастыря
"Фаянсы из Делфта и Амстердама первоначально превосходили качеством португальскую продукцию. Обычно голландцы изображали на изразце один законченный мотив, они избегали создавать крупные сюжетные панно. Однако, учитывая исключительную популярность в Португалии именно данного вида декоративного убранства, голландские мастера стали изготовлять и посылать сюда также большие композиции".
Зал дона Мануэла украшен керамическими панелями 18 столетия.
Их автор Мануэл душ Сантуш (Manuel dos Santos) - выдающийся мастер золотого века португальских азулежуш.
Зал дона Мануэла
"Под воздействием голландских изразцов, важной особенностью которых была подглазурная роспись на белом фоне, в португальской керамике возобладала сине-белая гамма. Ее господство подкрепилось, с другой стороны, влиянием регулярно привозимого в страну сине-белого китайского фарфора. Период с 1660 по 1750-е годы стал эпохой господства синего рисунка на белом фоне, многофигурных огромных изразцовых картин в церковном и светском зодчестве Португалии, в ее садово-парковой архитектуре".
Самый знаменитый экспонат музея и даже более того - самое известное керамическое панно в Португалии демонстрируется в отдельном зале. Это панорама Лиссабона, созданная незадолго до катастрофического
ЛИССАБОНСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ 1755 года. Только благодаря этому панно мы можем узнать, как выглядел разрушенный стихией город с королевским дворцом, великолепным театром и множеством храмов. Длина панно - 23 метра.
Панорама Лиссабона перед землетрясением 1755 года. Первая половина 18 века.
Эстетический идеал португальского барокко выразился в формуле "вся церковь из золота".
В церковных интерьерах бело-голубые азулежуш оттеняют щудрую золотую резьбу -
ТАЛЬЯ ДОРАДА .
"Один из ранних и совершенных образцов - интерьеры церкви Мадре де Деуш в Лиссабоне (1711). Ядро церкви - узкий, длинный, похожий на капеллу однонефный зал, хор над входом и сакристия - получило в 1711 году новое оформление. Впечатление невысокого пространства хора и сакристии усилено тем убранством, которое покрывает стены и потолки. Декоративная система потолков восходит к XVII веку. Это массивная позолоченная деревянная резьба типа прямоугольных кессонов, включающая живописные панно. Широкие орнаментированные рамы кессонов, подобно тяжелой сетке, охватывают низкие своды, в их углублениях- потемневшие от времени, пронизанные красочными вспышками картины играют роль активных цветовых пятен. В известной мере достигаемый эффект созвучен принципу принятой в XVIII веке гобеленной развески произведений живописи в дворцовых покоях, где линии золотого багета и насыщенно-сумрачные поверхности картин образуют главенствующий эффект в декорации стен, и лишь потом взор обращается к рассмотрению собственно живописных полотен. В системе португальского интерьера самостоятельная роль живописных панно на потолке сведена почти до минимума, они словно приравнены к другим элементам декоративной системы".
Приметчание: в тексте Т. Каптеревой упоминается сакристия (ризница), однако, очевидно, что это неточность - имеется в виду зал капитула.
Капелла Сан Антонио
Капелла Сан Антонио
Верхний хор церкви
Верхний хор церкви
Верхний хор церкви
Капитул - зал собраний духовенства
Потолок зала капитула
Лестница, ведущая из зала Капитула в церковь
"После помещений сакристии и хора, своей затесненностью, драгоценностью и изысканным архаизмом в чем-то напоминающих небольшие скрытые комнаты-студиоло итальянских дворцов эпохи Возрождения, интерьер церкви кажется особенно высоким и радостным. Вид на него открывается из хора, с небольшого балкона с тонкой металлической решеткой. Зрелище это захватывает удивительной красотой. Свет с двух сторон заливает зал серебристым сиянием. Главное здесь поэтическая насыщенность цветом, «на строение пространства», которое создают произведения высокой декоративной культуры. Темный, окутанный мерцанием массивного золота потолок, где в кессонах помещены росписи флорентийца Виченцо | Баччарелли, словно находит развитие в том же мотиве верхней зоны стен- золотые рамы, темные картины. Декор неожиданно облегчается холодно поблёскивающей сине-белой гаммой изразцовых панелей голландской работы. В них запечатлены эпизоды из жизни св. Франциска, но преобладающее место занимает изображение пейзажей, голубоватых далей, свет-1 лого неба-как бы чистый прохладный воздух входит в пространство храма. Подобная триумфальной арке алтарная преграда с верхней полуциркульной композицией «Коронование богоматери» и гербом Жоана II направляет движение в Главную капеллу, к алтарному образу. В этой торжественной части храма господствующая повсюду позолоченная резьба достигает особой пышности. Алтарь XVIII века поставлен на месте погибшего алтаря 1515 года (когда-то именно здесь находились картины главы лиссабонской школы Жоржи Афонсо)".
Церковь монастыря Мадре де Деуш
Церковь монастыря Мадре де Деуш
Церковь монастыря Мадре де Деуш
Церковь монастыря Мадре де Деуш
Азулежуш имитируют узорчатую ткань.
Церковь монастыря Мадре де Деуш
Азулежуш со сценами жизни Св.Франциска
Церковь монастыря Мадре де Деуш
Перед тем, как покинуть музей-монастырь, оазис красоты и спокойствия, посидим немного во дворике -
под пальмами, в соседстве бугенвиллей.