Талья дорада - золотые алтари Португалии

Jan 06, 2014 21:15



Церковь Сан Лоуренсо  де Матос в Алмансиле, алтарь первой половины 18 века.

Оригинальный вклад Португалии в европейское искусство - это удивительный стиль МАНУЭЛИНО
в архитектуре, изразцы АЗУЛЕЖУШ и талья дорада (Talha Dourada) - золотая резьба. Едва мы переступаем порог португальской церкви, как попадаем в небесно-голубой, солнечно-золотой мир. Среди синих изразцов азулежуш сияют чистым золотом пышные резные алтари. Этот аккорд теплого и холодного цветов, подкрепленных белым, придает праздничность и торжественность даже самому скромному интерьеру.




Церковь Сан Лоуренсо  де Матос в Алмансиле, алтарь первой половины 18 века.
В центре алтаря -  фигура Сан Лоуренсо с орудием казни - раскаленной решеткой.



Фрагмент интерьера церкви Сан Лоуренсо  де Матос в Алмансиле

Строго говоря, хотя мы обычно употребляем слово "алтарь", речь идет о заалтарных композициях
рета́бло (на португальском языке - retа́bulo, от латинского retro - за, позади и tabula - доска,
первоначально retrotabulum). Ретабло, соединяющие архитектурные формы, живопись,
скульптуру, рельефы, появились в Испании в середине 14 века.





Один из алтарей  Кафедрального собора в Фару. 18 век.

Португальские ретабло, которые авторитетный исследователь искусства Пиренейского полуострова
Татьяна Каптерева ставит даже выше испанских, достигли своего расцвета в 18 веке, в эпоху
 барокко. Как это характерно для художественной жизни Португалии, новые явления в
искусстве рождались в тесной связи с событиями, происходившими в стране. Толчком к появлению
великолепных ретабло в технике талья дорада послужил экспорт древесины из португальской колонии
Бразилии. Бразилия получила свое название благодаря дереву "пау де бразил" (оно же - бразильское
красное дерево, красный сандал, фернамбуко, цезальпиния ежовая). Драгоценная древесина "пау
де бразил" в изобилии ввозилась в Португалию, из нее добывали красную краску, делали мебель,
музыкальные инструменты и - церковные ретабло.





Алтари  Кафедрального собора в Фару. 18 век.

Но древесина была не единственным богатством, которым одарила Португалию Бразилия. В 1692
году в этой заокеанской  колонии нашли золото. Золотой дождь пролился на Португалию, и хотя
толково воспользоваться этим богатством и предотвратить экономический спад страна не сумела,
на развитии португальского  искусства 18 века приток колониального золота отразился самым
замечательным образом. Резное, покрытое слоем сусального золота дерево заменило в оформлении
церковных интерьеров металл и камень, вытеснило живопись.





Алтари  Кафедрального собора в Фару. 18 век.

Талья дорада - истинно народное искусство. Создать резной деревянный алтарь технически легче,
чем написать алтарную картину или украсить ретабло скульптурами из камня. Даже местные мастера
в глубинке, которых и художниками-то не считали, успешно справлялись с этой задачей, используя, как
бы мы сейчас казали "стандартные" заготовки и достигая малыми средствами великолепного
декоративного эффекта.







Полихромный алтарь церкви Сан Франческо в городе Луле. 18 век.

Изготовить алтарь в технике талья дорада было в 18 веке не только легче, но и, представьте себе,
дешевле, чем какой-либо иной! Когда где-нибудь в горах, в деревенской церкви нас встречает мягкое
сияние золотого алтаря, мы испытываем, наверное, те же чувства, что и конкистадоры Старого Света,
впервые увидевшие, сколь мало ценят драгоценный металл индейцы, меняющие золотой слиток на
нитку грошовых бус. Как же это так - в обедневшей стране алтари, если процитировать В. Высоцкого,
"кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал"? Однако по тем временам это был вполне
"бюджетный" вариант оформления церковного интерьера для купающейся в золоте Португалии. Редко
можно было встретить в Португалии 18 столетия церковь без позолоченного резного алтаря. Те
храмы, которые мне довелось увидеть, находятся на юге страны, в Алгарве, в 18 веке это была
глухая провинция. И тем не менее, почти в каждом городке или деревне есть талья
дорада. Из столичных городов - Лиссабона и Порту - техника талья дорада распространилась по всей стране,
вплоть до южной провинции Алгарве, докатилась и до колоний, той же Бразилии, но это уже другая тема.



Церковь Сан Роке в Лиссабоне. 18 век


Церковь Сан Роке в Лиссабоне. 18 век

Не только голубые изразцы азулежуш аккомпанируют золоту в интерьерах португальских храмов. В оформлении церкви Сан Роке в Лиссабоне с позолоченным резным деревом сочетаются живописные панно, разноцветный мрамор, флорентийская мозаика, слоновая кость, полудрагоценные камни, изразцы, бронза, ляпис-лазурь. Церковь Сан Роке, с капеллами одна богаче другой, стала символом поистине царской роскоши, но и этого португальцам было мало!







Церковь Сан Франсишку в Порту. 18 век

Эстетический идеал португальского барокко выразился в формуле "вся церковь из золота". "В богатом торговом Порту, первом по времени городе в истории португальского государства, давшем стране ее название, идея создания "церкви из золота" обрела конкретное материализованное воплощение". (Т. Каптерева, "Искусство Португалии"). Церковь Сан Франсишку в Порту изнутри покрыта, словно панцирем, плотным слоем позолоченной деревянной резьбы. Искусствоведы несколько неожиданно, но метко сравнивают этот храм с золотыми пагодами Индокитая. В маленькой церкви Сан Антонио в городе Лагуш (провинция Алгарве) чувствуешь себя, словно внутри резной шкатулки: лишь небольшие живописные панно и узкий пояс голубых изразцов разнообразят сплошной золотой покров стен и алтаря. Впечатление от этих интерьеров еще более ослепительно по контрасту с внешним видом храмов. Предельно скромный фасад Сан Роке, суровый серый гранит Сан Франсишку никак не предвещают того, порой избыточного, великолепия, которое ждет нас внутри.







Полихромный алтарь церкви Сан Франческо в городе Луле. 18 век.

Португальские ретабло, подобные золотым каскадам,  ошеломляют изобилием пластических мотивов.
Их отличает  витиеватость и изощренность - наследие мавританского искусства, вы не найдёте в них
 свободных от украшений  поверхностей, но при этом нельзя не согласиться с Т. Каптеревой:
"Необычайная щедрость декора, обилие орнаментальных и изобразительных форм не нарушают
единства целого, равновесия масс".







Полихромный алтарь церкви Сан Франческо в городе Луле. 18 век.

Многоярусные, многослойные и объемные, золотые ретабло сочетают глубокие ниши, арки,
башенки, закрученные спиралью и увитые виноградными лозами колонны, зооморфные мотивы.
Бесчисленные ангелочки населяют эти сложные конструкции, поддерживают карнизы.  На  таком
роскошном фоне иной раз даже теряется главное - фигуры святых и распятия.





Алтарь церкви Сан Франческо в Луле. Дарохранительница в виде пеликана.



Алтарь в Луле. "Типовая" фигурка ангелочка встречается и в других алтарях.

Очень выразительны птицы, клюющие виноград, и дарохранительницы в виде пеликанов, раздирающих
себе грудь (пеликан - символ родительской любви, самопожертвования и самоотречения, аллегория
Христа, спасшего человечество своей кровью).



Интерьер церкви в деревне Куэренца. Вторая половина 18 века.



Церковь в Куэренце. Характерный фрагмент резьбы.

Торжественность и высокая духовность сочетаются в  португальских ретабло с непосредственностью,
 радостной звонкостью народного искусства . Белые храмы южной Португалии с их лаконичной
строгой архитектурой кажутся изысканными футлярами, в которых, на фоне изразцов-азулежуш, словно
на синем атласе, сверкают драгоценности - золотые алтари.






Церковь Сан Антонио в Лагуше славится своей золотой резьбой.
Фотографировать в церкви (ныне музей) строго запрещено.
Две фотографии  взяты  отсюда:
ttp://www.geschichte-der-fliese.de
http://www.lagosmar.com

Текст опубликован в журнале "Введенская сторона" № 3, 2015

барокко, Алгарве, Португалия, прекрасные алтари, талья дорада, искусство

Previous post Next post
Up