![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1138736/1138736_original.jpg)
Церковь Сан Франческо в городе Луле. Изразцовое панно 18 века.
Цветные изразцы-азулежуш так же характерны для искусства Португалии, для облика ее городов,
как
ПРОБКОВЫЙ ДУБ для пейзажей этой страны. Изразцы можно увидеть в Португалии повсюду: на улицах
и в домах, в столице и в горной деревушке, на севере и на юге страны. Они украшают храмы и королевские
дворцы, вокзалы и станции метро, городские дома и сельские жилища, фонтаны и источники, павильоны
и мосты, скамьи, лестницы и вестибюли, изразцами выкладывают названия улиц и вывески. Вы увидите
азулежуш на полах и на стенах, на потолках и на церковных сводах, на дне бассейнов и каналов, иногда
они покрывают здание целиком, иной раз сверкают на стене, как маленький синий глазок.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1137937/1137937_original.jpg)
Панно второй половины 18 века на стене церкви в Альбуфейре
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1129677/1129677_original.jpg)
Церковь Санта Анна в Альбуфейре. Вторая половина 18 века.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1139398/1139398_original.jpg)
Изразцовое панно на церкви Санта Анна в Альбуфейре
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1139687/1139687_original.jpg)
, ![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1139920/1139920_original.jpg)
Площадь в горной деревне Куеренца, провинция Алгарве
Конечно, среди бесчисленных португальских изразцов встречаются не только синие, но все же кобальт
на белом фоне преобладает. И трудно представить себе цвета, более всего походящие к природе
Португалии, чем насыщенный синий и белый. Синее, большую часть года безоблачное, небо, синий,
с белыми гребнями волн, океан, белоснежные фасады и стены - что лучше дополнит и одухотворит
эту картину, чем синее изразцовое панно, будь то многофигурная композиция, сложенная из сотни
фрагментов, или единственная плитка над входной дверью?
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1132973/1132973_original.jpg)
Церковь в городе Олау
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1129290/1129290_original.jpg)
Изразцовая вывеска в Албуфейре
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1142206/1142206_original.jpg)
Источник в горной деревне Алте
Любопытно, что азулежуш, которые справедливо считают оригинальным вкладом Португалии в
мировое искусство, возникли и долгое время развивались благодаря заимствованиям. Обычай украшать
здания изразцами принесли на Пиренейский полуостров в 8 столетии мавры. Португальский изразцовый
декор долго сохранял некоторую, с точки зрения европейского вкуса, восточную чрезмерность. Само
слово "азулежу" (множественное число "азулежуш" - Azulejo, Azulejos) происходит от арабского "аззуляйж" -
"полированный камешек", плитка. После изгнания мавров из Испании и Португалии традиция сохранилась.
Самые старые азулежу в Португалии датируются 15 столетием. Изразцы производились в основном в
Севилье, и после того как в 1503 году король Мануэл Первый посетил этот город и пришел в восторг от
цветных плиток, их начали активно ввозить в Португалию.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1128880/1128880_original.jpg)
Традиционный мавританский изразец. Гранада, дворец Альгамбра.
Севильские рельефные изразцы 16 века. Лагуш, городской музей
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1137728/1137728_original.jpg)
Азулежуш 16 -17 веков. Лагуш, городской музей
Севильские изразцы начала 16 века, которые можно увидеть сегодня в музеях, в том числе в Национальном
музее азулезуш в Лиссабоне, и очень редко - во дворцах и храмах, были орнаментальными, с рельефной
поверхностью. Рельеф был необходим, чтобы предотвратить, при нанесении рисунка и обжиге, смешивание
красок, изготовленных на водной основе. На сырую глину наносили бороздки, которые заполняли смесью
льняного масла с марганцем. Благодаря таким "преградам" краска не разливалась по поверхности плитки.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1137577/1137577_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1137110/1137110_original.jpg)
Фрагменты экспозиции азулежуш 17 века. Лагуш, городской музей.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1142459/1142459_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1142603/1142603_original.jpg)
Экспозиция музея сакрального искусства в Альбуфейре.
Азулежуш 17 века из разрушеной землетрясением церкви Богоматери.
Во второй половине 16 века португальцы распрощались с рельефными азулежуш: итальянские, испанские
и фламандские мастера начали поставлять в Португалию изразцы, выполненные в технике майолики.
На покрытой глазурью плитке можно было писать кистью все, что угодно, насыщенные жизнерадостные
цвета - желтый, зеленый, синий, белый, фиолетовый - не смешивались, тонкие изящные линии рисунка
сохранялись при обжиге. Чисто орнаментальные изразцовые "ковры" из одинаковых плиток потеснились,
уступив место сюжетным панно. Каждая плитка такого панно была уникальна, а соединенные вместе они
составляли, подобно паззлу, сложные многофигурные композиции: это были сцены из Библии и античных
мифов, аллегории, изображения событий португальской истории и морских баталий, картины охоты и
праздников, замки, пейзажи, цветочные вазы в окружении птиц и ангелочков-путти, экзотические животные.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1141366/1141366_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1141041/1141041_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1141728/1141728_original.jpg)
Церковь Богоматери в горной деревне Алте.
Редкие севильские изразцы 16 века в капелле Сан Себастио.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1141891/1141891_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1140502/1140502_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1140249/1140249_original.jpg)
Церковь Богоматери в горной деревне Алте. Азулежуш первой половины 18 века
в алтарной части были восстановлены после землетрясения 1755 года.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1140741/1140741_original.jpg)
Церковь Богоматери в горной деревне Алте.
Церковная кафедра выложена азулежуш.
Капелла Кафедрального собора в городе Фару.
Традиционные изразцовые орнаменты напоминают драгоценную ткань.
В дворцовых покоях и садах азулежуш создавали ощущение земного рая, в храмах сюжетные панно заменяли
фрески, а изысканные ковровые узоры из плиток в алтарной части были подобны драгоценным восточным
тканям, то тяжелым и роскошным, то нежным и тонким. Жилые дома украшали небольшие изразцы
голландского типа, так называемые "фигура авулса" (отдельная фигура), с одним мотивом - обычно это
цветок, птица, мельница, пейзаж, бытовая сценка, но чаще всего плывущая по морю каравелла, ведь
португальцы - народ мореплавателей!
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1138265/1138265_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1138622/1138622_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1138987/1138987_original.jpg)
Церковь Сан Франческо в Луле.
Изразцовые панно второй половины 18 века.
Во второй половине 17 столетия многоцветная плитка уступила место сине-белой - мода на
двухцветную майолику пришла из голландского Делфта, хотя не обошлось без влияния голубого китайского
фарфора, который привозили на родину португальские торговцы. Азулежуш начали, наконец, изготовлять
в самой Португалии: к середине столетия в Лиссабоне, Коимбре, Порту появились керамические
мастерские, импорт изразцов (в основном из Голландии) постепенно сократился.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1134542/1134542_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1134735/1134735_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1134267/1134267_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1135101/1135101_original.jpg)
Интерьер церкви Мизерикордиа в Тавире с изразцовыми панно второй половины 18 века.
На 18-ти панно изображены восемнадцать милосердных дел.
Истинный расцвет азулежуш пришелся на эпоху португальского барокко - 18 век. Изразцовые панно стали
более цельными, португальские мастера обрели собственный почерк, научились сопрягать керамическую
отделку с архитектурой, и если некоторые более ранние произведения справедливо упрекают в
избыточности, в первой половине 18 столетия азулежуш стали подлинным искусством. Более того -
изразцовые картины оттеснили в Португалии монументальную живопись.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1130910/1130910_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1129946/1129946_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1130165/1130165_original.jpg)
Церковь Сан Лоуренсо де Матос в Алмансиле. Вид с запада.
Один из самых совершенных ансамблей той эпохи находится вовсе не в столице, а в глубинке на юге
страны, в селении Алмансил близ города Фару. Изразцовое убранство построенного в 1730 году храма
Сан Лоуренсо де Матос - работа потомственного мастера азулежуш Поликарпо де Оливейру Бернардеша.
Церковь Сан Лоуренсо часто называют "голубым чудом Португалии". Белый, словно бесплотный, храм
с голубыми вставками азулежуш стоит на холме, его силуэт четко рисуется на фоне неба. Белое - на
голубом, голубое - на белом.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1130363/1130363_original.jpg)
Церковь Сан Лоуренсо де Матос в Алмансиле. Вид с запада.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1130669/1130669_original.jpg)
Панно с изображением Сан Лоуренсо
В интерьере бело-голубые изразцы, повествующие о жизни Сан Лоуренсо, сплошь покрывают стены,
арки, пилястры, своды, даже купол! Кажется, что небо спустилось на землю, а золотой алтарь (о
португальских
ЗОЛОТЫХ АЛТАРЯХ рассказаваю отдельно) сияет, как солнце в небесной лазури. Храм Сан
Лоуренсо уникален: обычно азулежуш, хотя играют важную роль в отделке интерьера, не покрывают
полностью всю поверхность стен и потолка. Исследователи до сих пор не могут с уверенность сказать,
где были изготовлены великолепные изразцы Сан Лоуренсо - в самой Португалии, Италии или Голландии.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1131124/1131124_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1131903/1131903_original.jpg)
Интерьер церкви Сан Лоуренсо
Храму Сан Лоуренсо повезло - он уцелел во время
ВЕЛИКОГО ЛИССАБОНСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ1755 года, надвое расколовшего 18 столетие в истории Португалии. Хотя катастрофическое замлетрясение
называется лиссабонским, оно принесло разрушение и горе не только столице, но, в той или иной
степени, всей стране. Более 400 церквей и дворцов, не говоря уже о жилых домах, было уничтожено
подземными толчками, последовавшими за ними цунами и пожарами. Символично, что о том, как
выглядел Лиссабон незадолго до землетрясения, мы знаем благодаря азулежуш: в Национальном
музее азулежуш хранится грандиозное панно длиной 23 метра, состоящее из 1300 плиток, на
котором запечатлен Лиссабон в 1738 году.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1131660/1131660_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1131484/1131484_original.jpg)
Голубые азулежуш в церкви Сан Лоуренсо
Среди бесчисленных потерь португальской культуры были и азулежуш. Сохранившихся после
землетрясения, более или менее умело восстановленных кармических панно насчитывается не так
много. Любители азулежуш специально приезжают в какой-нибудь отдаленный уголок станы, чтобы
полюбоваться редкими изразцами. В путеводителях всегда отмечается, где можно увидеть старинные
азулежуш.Попытки собрать рассыпавшиеся "паззлы" иногда заканчивались курьезно: фрагменты
перепутывались, к телу овечки могла быть приставлена голова поросенка, к голове пастуха - голова овечки.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1136170/1136170_original.jpg)
Розовые азулежуш в Сильвеше
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1132573/1132573_original.jpg)
Дом в Олау
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1135974/1135974_original.jpg)
Зеленая дверь на зеленой стене в Сильвеше
Вторая половина блестящего и несчастливого 18 столетия - время строительства и восстановления,
время легендарного маркиза де Помбала, который, став фактическим правителем бедствующей страны,
выстроил на развалинах
НОВЫЙ ЛИССАБОН . Стиль архитектуры, названный в честь маркиза "помбалино",
никак не мог обойтись без азулежуш. По инициативе маркиза де Помбала открываются королевские
керамические фабрики, начинается массовое производство изразцов, они дешевеют, становятся
доступным отделочным материалом.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1133323/1133323_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1133656/1133656_original.jpg)
Веселые изразцовые стены в Олау
Многие новые постройки в стиле помбалино сверху донизу покрыты многоцветным изразцовым нарядом.
Эти плитки менее изысканны, чем в пору расцвета азулежуш, но их праздничная декоративность
обогащает даже самую незатейливую архитектуру. В солнечный день, когда изразцовые стены, отражая
свет, словно растворяются в воздухе, а насыщенные краски соперничают яркостью с небом, думаешь -
почему изразцы так мало используются в архитектуре других стран? Ведь кроме того, что они красивы,
у плиточного покрытия есть и чисто практические полезные свойства - летом оно хранит прохладу,
зимой защищает здания от сырости.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1133259/1133259_original.jpg)
Характерное изображение каравеллы на стене дома в Олау
После землетрясения азулезуш стали служить оберегами: вошло в обычай помещать небольшие
трогательные панно с изображениями святых на стенах домов - люди верили, что это защитит их
жилища от стихийных бедствий.
Изразцовое панно "Дельфины" в Альбуфейре
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1135352/1135352_original.jpg)
Изразцовое панно в Альбуфейре
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1140135/1140135_original.jpg)
Улочка в горной деревне Алте. Над дверью изразец в голландском стиле.
Конечно, фабричные изразцы, выполненные по трафарету, во многом утратили очарование вручную
сделанной уникальной вещи. Можно услышать, что в 19 веке, а уж тем более в 20-м, азулежуш потеряли
право назваться искусством. Но это не так: азулежуш по сей день остаются в Португалии развивающимся
творчеством. Все жители страны - хозяин деревенского домика, который на свой вкус украшает
цветными плитками родные стены, горожанин, который с пониманием дела выбирает яркую плитку для
балкона или кухни, художник, создающий монументальное панно на станции лиссабонского метро - на
свой лад продолжают историю этого поистине народного, жизнерадостного искусства.
О музыке португальского барокко,
времени высшего расцвета искусства азулежуш,
рассказывает сегодня
archigenovahttp://archigenova.livejournal.com/39947.html ![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1134049/1134049_original.jpg)