Символ Лиссабона - башня Торре де Белен в устье реки Тежу, 1515-1520, архитектор Франсишко де Арруда.
Задала Португалия задачу историкам искусства: большие архитектурные стили приходили в эту страну с опозданием на столетия, смешивались в причудливый коктейль, впитывали экзотические заморские влияния, обогащались непривычными для архитектуры мотивами. Таков мануэлино - морской стиль в архитектуре Португалии, внезапно появившийся в конце 15 столетия. По сей день искусствоведы спорят о том, что же такое мануэлино - модификация поздней готики или национальный вариант ренессанса? Совершенно оригинальный стиль или вторичное художественное явление, основанное на заимствованиях?
Башню Торре де Белен украшают кресты ордена Христа на зубцах и опоясывают резные "морские канаты".
В строительстве башни-крепости архитектор Франсишко де Арруда использовал опыт
фортификационных работ в Марокко. На дозорных башенках - мавританские ребристые купола,
повторяющие формы купола минарета мечети Кутубия в Мараккеше.
Татьяна Каптерева в книге "Искусство Португалии" так определяет стиль мануэлино: "Тенденция оценивать искусство мануэлино как вариант поздней готики, испытавшей в условиях Португалии влияние восточных и ренессансных форм, замыкает его истолкование в узких рамках стилевого этапа. Между тем это искусство, которое зародилось на гребне коренного перелома национальной истории, представляет собой более сложное подвижное единство уходящего старого и того, что формировалось в жизни и культуре народа. Врастая из поздней готики, оно одновременно утверждало нечто качественно новое, принадлежащее уже к явлениям ренессансной эпохи. Взаимодействие различных художественных тенденций, то в противоборстве, то в смешении и слиянии, придало этому искусству при его ярко выраженной стилевой цельности, возможность несхожих и оригинальных творческих решений".
Морские узлы на дозорных башенках
Собственно название "мануэлино" появилось лишь в 19 веке. Стиль был назван в честь короля Португалии Мануэла Первого, прозванного Счастливым, который правил страной в звездный час ее истории, с 1495 по 1521 годы. Вслед за временем первых морских экспедиций, организованных в 15 столетии
ИНФАНТОМ ЭНРИКЕ МОРЕПЛАВАТЕЛЕМ , наступила эпоха Великих географических открытий. От Бразилии до Индии простерлись португальские владения, колониальное золото и пряности обогатили страну, повсюду, с невероятным размахом и в невиданном для того времени темпе, развернулось строительство. Дух океанских странствий питал португальское искусство. Мануэлино - стиль триумфаторов, стиль дерзких первооткрывателей, покоривших водную стихию и достигших неведомых доселе берегов. Новые континенты, - их экзотическая культура, незнакомые прежде растения, - привнесли в архитектуру удивительные мотивы.
Монастырь Жеронимуш в Лиссабоне, 1501-1521, архитекторы Диого Бойтак и Жоан де Каштильо.
Вид с площадки памятника первооткрывателям.
Монастырь Жеронимуш, фрагменты
Мне довелось увидеть (да и то лишь снаружи) всего два памятника 16 века в стиле мануэлино, которые чудом уцелели после
ВЕЛИКОГО ЛИССАБОНСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ 1755 года в предместье Лиссабона Белене: башню-маяк Торре де Белен в устье Тежу и монастырь Жеронимуш (иеронимитов). Однако этот стиль настолько характерен, ярок, своеобразен, что два лучших его образца позволяют судить о том, что же такое мануэлино.
Монастырь Жеронимуш, фрагменты
От построек в стиле мануэлино исходит ощущение монументальности. С мощными цельными объемами зданий контрастируют мавританские башенки, витые колонны, богато украшенные сложнейшей сочной резьбой порталы и окна. Т. Каптерева отмечает "типичный для мануэлино контраст статичных, строго уравновешенных масс здания и его прихотливого силуэта". Своей неевропейской избыточностью и вязкой орнаментикой декор мануэлино напоминает порой об искусстве Индии, куда португальцы проложили путь в 1498 году .
Мавританские башенки
Характерный орнамент из крестов орден Христа (сверху) и коробочек мака (снизу)
Окно -"ажимеш" в виде двухчастной арки с колонкой в центре.
В декоре окна используется мотив морских раковин.
Декор окна: арку венчает армиллярная сфера,
по бокам - характерные для мануэлино витые колонны.
Об идейных вдохновителях и спонсорах географических открытий напоминает эмблема с начальными буквами имени короля Мануэла Счастливого "МА" и гербы с крестом военного ордена Христа (наследника ордена тамплиеров), который финансировал плавания и со времен
ЭНРИКЕ МОРЕПЛАВАТЕЛЯ играл заметную роль в экспансии Португалии.
Растительные орнаменты
Растения и жемчужины
Свои мотивы подарили архитектуре португальские каравеллы, принесшие моряков к новым землям: высеченные из мягкого светлого известняка канаты, морские узлы, якорные цепи, якоря, тросы, корабельные снасти, и даже... навигационный прибор, браслетчатая армиллярная сфера, изображенная на гербе короля Мануэла (армиллярная сфера украшает и современный герб Португалии).
Жоан де Каштильо, совместно с группой мастеров из Испании.
Позднеготический южный портал монастыря Жеронимуш с элементами платереско
(стиля испанского ренессанса). Ок. 1515 г.
Раковины, морские водоросли, кораллы, жемчужины, наутилусы поддерживают тему моря, запечатленного в камне. Декоративные мотивы мануэлино пополняет богатый растительный орнамент - виноградные гроздья, листья дуба, лавра, плюща, чертополоха, желуди, початки маиса, коробочки семян мака, артишоки, гранаты, цветы лотоса, сучковатые древесные ветви.
Южный портал монастыря Жеронимуш. Поздняя готика в сочетании с декором мануэлино.
Времена процветания и могущества Португалии закончилось довольно быстро, но элементы стиля мануэлино продолжали существовать в португальской архитектуре. Когда на месте разрушенных
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕМ 1755 года дворцов и храмов начали возводить новые, что, как не восстановленный декор с мотивами мануэлино, мог напомнить разоренной стихийным бедствием стране о ее былой славе? Тем более что мануэлино - очень пластичный стиль, он прекрасно сочетается не только с готикой, но и с запоздалым португальским барокко. Скромные церкви в небольших городках и деревнях гордятся порталами 18 века в стиле мануэлино, украшенными армиллярными сферами, эмблемами короля Мануэла с буквами "МА", орнаментом с канатами, коробочками мака и кукурузными початками, а мотив раковины часто встречается в декоре барочных фасадов.
Так же как изразцы
АЗУЛЕЖУШ и золотая резьба
ТАЛЬЯ ДОРАДА , уникальный стиль мануэлино -
одно из чудес Португалии, вклад этой страны в мировое искусство.
Никола Шантерен. фрагмент западного портала церкви Санта Мария монастыря Жеронимуш. 1517 г.
Французский скульптор обильно украсил портал скульптурой, что не типично для мануэлино.
Никола Шантерен. Фрагмент западного портала церкви Санта Мария монастыря Жеронимуш. 1517 г.
Иоанн Креститель и супруга короля Мануэла Мария Кастильская.
Растительные мотивы португальские зодчие любили и до эпохи мануэлино.
Фрагмент готического портала Церкви Св. Клемента в Луле, провинция Алгарве.
Растительные мотивы в португальской готике.
Портал собора в Силвеше, провинция Алгарве. 1470
Силвеш, окно в стиле мануэлино.
Церковь Богоматери (Igreja Matriz) в деревне Алте, провинция Алгарве, восходит к 16 веку
и славится подлинным порталом в стиле мануэлино.
Фасад церкви в горной деревне Куэренца, построенной в 1520-30 гг., восстановлен в стиле мануэлино:
корабельные канаты, эмблема короля Мануэла, растения и ... индейские маски?
Церковь Марии Магдалины в Лиссабоне существует с 12 века. Она три раза разрушалась -
пожаром, циклоном, землетрясением. Нынешнее здание построено в 1763 году.
Портал в стиле мануэлино украшен двумя армиллярными сферами.
Портал монастыря Мадре де Деуш в Лиссабоне восходит к 1509 году.
Он был разрушен лиссабонским землетрясением и восстановлен в стиле мануэлино в 1872 году.
Армиллярная сфера. Фрагмент портала монастыря Мадре де Деуш в Лиссабоне
Церковь Св. Антония в Лагуше, провинция Алгарве, 1707.
Барочный фасад щедро декорирован раковинами и наутилусами.
Фасад церкви в Албуфейре тоже не остался без украшения в виде раковины.
Португальское барокко. Склад колониальных товаров в Лагуше, 1655