Иерусалим - проклятие лучшего музея Израиля

Aug 02, 2015 14:32

Закончив прогулку по арабским кварталам, я решил в очередной раз заскочить на огонек в Музей Рокфеллера - лучший музей страны, и по совместительству мой самый любимый. Тут есть все - и скелеты доисторического человека из пещер на Кармеле, и коллекция золотых украшений из Тель Аль-Аджуля и Бейт-Шемеша, сокровища слоновой кости из Мегидо, древние письма из Лахиша, стукко из дворца Хишама в Иерихоне, деревянные панели из мечети Аль-Акса времен династии Омейядов, мраморные перемычки из Храма Гроба Господня - и это только маленькая часть его сокровищ...






В 1906 году Еврейский национальный фонд (ККЛ) решил приобрести Карм аш-Шейх, участок земли принадлежавший шафиитскому муфтию, и основать на нем академию искусств Бецалель - по проекту Бориса Шаца. Однако идея так и не воплотилась в жизнь, и в 1919 году власти британского мандата решили построить на этом участке археологический музей, который будет частью комплекса, включающий в себе еще три маленьких музея -  Фрацисканский Библейский музей, построенный в 1902 году, Ортодоксальный греческий музей, построенный в 1922 году, и Музей Ислама на Храмовой горе, построенный в 1923 году.

Проектом заинтересовался египтолог и археолог Джеймс Генри Брэстед из Института ориенталистики чикагского университета, и он, собственно убедил Рокфеллера дать бабло на музей археологии. Строительство поручили итальянской компании, которая построила здание Дженерали, Дворец губернатора (армон ха-нацив), Шотландскую церковь и проложила улицу Кинг-Джордж. Архитектором музея стал Остен Харрисон, спроектировавший также вышеупомяный армон ха-нацив, здание центральной почты в Яффо (на сдерот Иерушалаим, стоит до сих пор), здание старого суда в Хайфе, здание центральной почты в Иерусалиме (напротив кикар Сафра) и здание центральной печати на Дерех Хеврон, уникального примера Баухауза, недавно отреставрированного.

Краеугольный камень был заложен еще в 1930 году, однако из-за всяческих сложностей (Карм а-Шейх был частью огромного некрополя, окружавшего Иерусалим, и при раскопках начали находить древние могилы, саркофаги и пещеры) музей открылся только спустя восемь лет, в 1938 году. Примечательно, но музей Рокфеллера - единственное сооружение "культурного толка", построенное в эпоху британского мандата.



С окончанием строительства проблемы не знакончились. Над музеем как-будто вообще висело проклятие. Торжественная церемония открытия была отменена, после того как один из гостей - знаменитый археолог Джеймс Лесли Старки (тот самый, который раскопал Тель-Лахиш - http://lorien22.livejournal.com/278095.html) был убит по дороге на вечеринку бандой арабских террористов. Все основатели музея так и не увидели его в действии - архитектор Остен Харрисон уехал из Эрец-Исраэль до открытия, а инициатор проекта Брэстед умер от пневмонии в Египте. Рокфеллер, давший деньги на музей, никогда его так и не посетил.




Такое ощущение, что проклятие довлеет на музеем и в наши дни. На мой взгляд, тут расположена лучшая в нашей стране коллекция археологических достопримечательностей и артефактов. Тем не менее в Рокфеллере практически нет посетителей - то ли из-за его месторасположения (что странно, ибо это даже не мусульманская часть Старого города), то-ли по какой другой причине - не знаю.






Ну а теперь немного подробней обо всем. Начнем с главных артефактов - деревянных панелей мечети Аль-Акса.



Мечеть Аль-Акса была построена в эпоху правления династии Омейядов халифом Аль-Валидом (705-715 годы), и была разрушена землетрясением в 749 году, которое я упоминал уже не раз - http://lorien22.livejournal.com/292816.html. Кроме Умм Эль-Канатира, оно разрушило Суситу-Гиппос - http://lorien22.livejournal.com/291253.html, Бейт-Шеан - http://lorien22.livejournal.com/260603.html, Капернаум - http://lorien22.livejournal.com/231123.html, Тверию - http://lorien22.livejournal.com/273299.html, один из городов Декаполиса Пеллу, Кацрин - http://lorien22.livejournal.com/292200.html, дворец Хишама в Йерихоне, соседний Купол Скалы в Иерусалиме и так далее.

Мечеть отстроили заново в эпоху Аббасидского халифата (771-780), и до средних веков неоднократно реставрировалась. Главная реставрация была в эпоху Фатимидского халифата в 1035 году, но потом, увы, пришли другие времена, и долгие годы мечеть стояла заброшенной. Следующая серьезная реставрация была предпринята лишь в 1938 году, в ходе которой эти деревянные панели и вынесли - частично в музей Рокфеллера, частично в музей ха-Харам на Храмовой горе.

Панели очевидно украшали балки, стоявшие на столбах центрального зала. Дырки указывают на то, что панели были прибиты к балкам гвоздями. Украшения указывают на явное византийско-христианское влияние, и свидетельствуют о том, что сделали их христианские мастера, либо сирийские, либо египетские (копты), в самой ранней стадии строительства храма, то есть в VIII веке.



Переходим к не менее крутым артефактам - две мраморные перемычки (я называю их притолоками - верхняя часть дверной или оконной рамы) из Храма Гроба Господня. Притолоки были установлены над двойными входными воротами у южного фасада ХГГ, и я вляются из важнейших образцов марстерства резки по камню в эпоху крестоносцев.



Притолоки были сделаны в Иерусалиме, но вырезаны из заграничного мрамора, и установлены в храме сразу после его открытия в 1149 году. Находились на своем законном месте до тридцатых годов прошлого века, после чего перенесены в музей Рокфеллера (якобы был пожар, и притолоки решено было "спасти").



Как мы видим, притолоки отличаются  по своей сути, и дополняют друг друга переданным смыслом. Скорей всего они намекают на различные корпусы церкви, в которые, по замыслу должны были направлять молящихся. Мастера, вырезавшие притолоки, скорей всего были из Италии или Франции, так как они сделаны в романском стиле популярном в ту эпоху в Европе. Вот например, знаменитые романские соборы в Вормсе - http://lorien22.livejournal.com/273573.html и Трире - http://lorien22.livejournal.com/191355.html, построенные примерно в те же года.



Дальше мы видим целый зал стукко из дворца Хишама в Иерихоне - http://lorien22.livejournal.com/288744.html






Похоже из дворца унесли все, что могли





Мы видим здесь статуи, гравированные камни, настенные рисунки и так далее. Именно техника стукко, более популярная в те времена, была использована в дворце Хишама для украшения стен, арок, потолков и столбов различными геометрическими фигурами, растениями и изображениями животных. Здесь, как и в мечети Аль-Акса, тоже заметно византийское и коптское влияние.



Резкий переход - доисторические скелеты, кости и черепа






Мне особенно вот этот человечек понравился. Любимый экземпляр из музея)



Скелеты, как я понимаю, взяли из пещер на горе Кармель - http://lorien22.livejournal.com/276090.html. А вот потрясающая погребальная пещера той же эпохи.



Выглядит она как оригинальная погребальная пещера в Иерихоне, думаю рядом с этим холмом, где также обнаружили самую древнюю в мире башню - http://lorien22.livejournal.com/288458.html.



Ну а теперь, после того, как мы отдали дать мусульманским, христианским и доисторическим артефактам, пора выразить свое уважение артефактам еврейским - например, потрясающая мозаика с пола древней синагоги в Эйн-Геди



Мы видим здесь четыре надписи: верхняя перечисляет всех «отцов мира» - от Адама до Шема, Хама и Йефета по превым четырем строчкам Паралипоменона. Вторая перечисляет двенадцать месяцев и знаков зодиака. Что любопытно - здесь они лишь даны списком, без изображений символов как в других синагогах. Очевидно в Эйн-Геди были установлены более строгие порядки, и запрещенные изображения действительно было запрещено изображать. Хотя эта версия опровергается тем фактом, что в другой части мозаичного пола можно увидеть изображдение птиц. В конце этой надписи упоминаются патриархи Авраам Ицхак и Яаков, а также трое друзей Даниила - Ханания, Мишаэль и Азария.
Третья надпись начинается как обычное посвящение, однако очень быстро превращается в предупреждение и даже проклятие на голову тех, кто нарушит перечисленные заперты. Самое ужасное проклятие будет послано на голову тех, кто расскажет гоям "секрет Эйн-Геди". О каком секрете идет речь неизвестно, но ученые предполагают, что речь шла о том, как выращивать хурму и делать из нее масло и бальзам - мастерство, доступное только евреям Эйн-Геди и Иудеи. В этом регионе было единственное место в мире, где выращивали хурму, масло из которого было очень редким и дорогим продуктом. Из него также делали знаменитые на весь древний мир духи. Про четвертую надпись история умолчала)



В музее есть еще несколько мозаик из древних синагог в Галилее, если кому интересно, я писал о них здесь - http://lorien22.livejournal.com/193418.html. Там есть и про мою любимую мозаику сокола и головы медузы из синагоги в Яфие, и про мозаику Шалом аль-Исраэль из синагоги в Усафие, наподобие Иерихонской, и про мозаику из Несторианского монастыря возле Иерихона. На этом тему мозаик и Иерихона считаю закрытой, посмотрим Притолоки украшенные семисвечниками из синагоги в Эштамоа.




В развалины синагоги Эштамоа я мечтаю попасть уже годами - http://lorien22.livejournal.com/239310.html. К сожалению, это уже совсем арабские территории, хоть и в пяти минутах езды от прекрасной древней Сусии - http://lorien22.livejournal.com/281452.html, до которой я таки да добрался. Однако не будем отвлекаться.

Притолоки на фотографиях выше украшали входы в синагогу, но поскольку их обнаружили не на своем оригинальном месте, то неизвестно, над каким именно из трех входов в молитвенный зал они находились. Подобного рода меноры были распространенным украшением в архитектуре синагог (достаточно посмотреть на непомерное количество менор в археологическом парке в Кацрине). Менора обозначала две вещи - еврейское общественное здание и память разрушенного храма с надеждой на восстроение когда-нибудь.



Еще один крайне любопытный еврейский артефакт, так сказать - притолок из алькова (ниши) синагогального ковчега, располагавшегося в синагоге в Набартине (Набурия) в лесу Бирия, III век. Сама синагога датируется первым веком, и считается едва ли не самой древней наряду с Магдалой - и Гамлой. Была расширена в III веке и рузрашена землетрясением в 363 году.

Притолока украшена фронтоном фасада крыши храма с двумя львами по бокам. Этот символ - два льва по бокам чего-либо берет свое начало из древнего востока и очень распространен в еврейском искусстве - в мозаичных полах, на саркофагах, притолоках в синагогах и других видах художественногго творчества. Здесь львы символизируют охрану святого ковчега и может быть самой синагоги.

Посредине фронтона мы видим изображение впалой раковины, которое и отличает эту притолоку от всех ей подобных, найденных в других синагогах. Во главе раковины мы видим впадину, в которую вставляли Нер ха-Тамид, свечу, которая всегда горела в семисвечнике, и от нее зажигали остальные свечи. Именно эта впадина подходит ко всем изображениям ковчега, известного нам из мозаик, и не оставляет места для сомнений - именно этот камень служил притолокой для ковчега!




Еще несколько притолок. Первая из древней синагоги в Арбеле (III-IV век) - http://lorien22.livejournal.com/271195.html, вторая из Шивты (V-VI век) - http://lorien22.livejournal.com/275046.html.




С притолоками покончено, покажем еще несколько мозаик - на этот раз из Бейт-Гуврина, византийской эпохи (IV век), и перейдем к плитам.




Плита с раковиной (IV-VI век) из Шивты с неразборчивой надписью на греческом. Поскольку плита пострадала в пожаре, надпись невозможно прочитать. Вторая плита (тоже IV-VI век), на которой изображен сосуд с какбэ растущими из него гроздями винограда - из Ницаны - http://lorien22.livejournal.com/291661.html. Ну а раз уж мы вышли во внутренний дворик.



Здесь справа мы видим римский сосуд, найденный в замке крестоносцев (Монфорте - http://lorien22.livejournal.com/212788.html) в XIII веке (использовался в роли фонтана), и любопытный саркофаг из Тель-Мевураха, привезенный из Греции в древнюю эпоху. На фасаде саркофага можно увидеть битву между греками и амазонками, а на крышке лежат умерший и его жена. Крышка не закончена, так как в Израиле в те времена не было мастеров такого уровня, которые смогли бы закончить работу греческого ваятеля.






Ну и раз уж мы в теме - рядом с "саркофагом с амазонками" мы видим еще один саркофаг из Тель-Мевураха, называемый "Саркофаг с гирляндами" (Garland Sarcopagus), называнный так из-за украшающих его венков. Маска с открытым ртом посредине указывает на происхождение саркофага (Малая Азия или Анатолия). Внизу слева саркофаг из Тель-Турмуса. В центре мы видим Диониса, бога вина, между сезонами года (слева направо: зима, весна, лето и осень). На крыше, как и на саркофаге с амазонками, изображение умершего и его жены. Рядом с саркофагом могильная плита с латинской надписью в честь божественного Агиндаи, всадника мавританской армии (Мавритания в ту эпоху была римской колонией, и ее жители служили в римской армии).  Внизу справа самый простенький саркофаг из Хирбет-Реджуан.



Здесь, слева, чтобы закончить тему саркофагов, мы видим эпизод саркофага "Девочка и лебедь" из Бейт-Шеарим - http://lorien22.livejournal.com/241729.html. Украшен мифологическими сценами, которые по идее не очень подходят для иудейского кладбища, однако в те времена  евреи относились с терпением к язычному фигуративному искусству (есть и синагоги в Галилее, украшеные разными языческими симовлами). На этом саркофаге можно видеть и еврейские элементы. Дальше справа от саркофага мы видим украшенную акантом капитель и знаменитый архитектурный элемент - оба из все того же дворца Хишама в Иерихионе.





Раз уж мы об украшенных акантом капителях - вот еще одна, с головой монстра из Церкви Благовещения в Нацерете - http://lorien22.livejournal.com/234752.html



Ну и чтобы закрыть тему внешне-внутреннего дворика.




Первое фото - мозаика из римской колонии под названием Моца, найденная в церкви. На ней благодарственная надпись: "Долгой жизни архидьякону Бассову, Акумену Петросу, священнику Кирикосу, а также Теодоре, Мирии и Онтрии, любимицам Христа".  Второе фото - латинская надпись из Шуни, II век - губернатор император Троян Адриан Август, батальон IV, железный легион. Участвовал в подавлении восстания Бар-Кохвы (132-135 гг). Надпись обрамлена венком и с обоих сторон стоит Ника, богины победы, на земном шаре.





Дальше - еще одно загадка. Над первым фото написано, что это какое-то Прото-эолитические украшение, железный век II, Израильская эпоха, IX век до Н.Э. Обычно украшали королевские структуры. Найдена на Тель-Мегиддо. Я никак не могу понять - если это древнее украшение - почему на ней христианский крест? Очевидно потом добавили.

На втором фото надгробная плита из Атлита, эпоха крестоносцев, XIII век. Очевидно гробница строителя или архитектора, так как на верхней части плиты выгравирован крест, а тажке гониометр и молоток.

На третьем фото архитектурный элемент из Самарии, эпоха крестоносцев, XI-XII век. Кто изображен, неизвестно.





Просто понравившиеся мне экземляры. Мусулбманский топорег, немного из золотой коллекции и странное яйцо а-ля прототип Фаберже.



Древняя игра. Что-то похожее я видел в Британском музее, тысячи фотографий из которого у меня все никак не дойдут руки разобрать.



Сосуд в форме челоческой головы, Иерихон, девятая гробница. Уникальный по своей форме, но типичный по стилю украшения. Выполнен в форме эдакого древнего пунктуализма - мастера наносили светлые точечные уколы на темный фон сосуда. Такой вид украшения был распространен в Эрец-Исраэль, Ливане, Сирии и Египте, и назывался "Тель Эль-Йегудия" - по имени египетского сайта, где впервые были обнаружены артефакты подобного стиля.



Статуя "Доброго пастуха" - из самых ранних визуальных мотивов христианства. Пастух - это Иисус, и он несет на своих плечах овцу, отбившуюся от стада. Мотив не нов - в эпоху язычества греки изображали бога Гермеса, также несущего на своих плечах овцу. Этот экземпляр был найден в Газе. На этом все - если я устал писать, то вы явно устали читать) Выходим из музея.



Как мы видим, с музея Рокфеллера открываются отличные виды на Масличную гору.



Справа - госпиталь Аугуста Виктория. Слева, если не ошибаюсь, гостиница.



Башня русского Вознесенского монастыря (я когда-то таки пробрался внутрь, заявив, что ортодокс), в арабском квартале А-Тур.



Храм Вознесения, церковь Патер-Ностер и еврейский дом, если не ошибаюсь, единственный. Весело наверное его жителям. Я кстати вдруг подумал, что про Масличную гору не писал. Наверное буду как всегда последний, но может стоит исправить и это упущение. Тем более, что это дает мне хорошую причину еше раз навестить ее многочисленные достопримечательности.



Кто-то бросил этих львов снаружи, и мне это не нравится. В следующий раз если приду и они будут там же - унесу себе домой как пить дать. Кто за?)

Архитектура, Археология, Музеи, Израиль, Самое прекрасное в мире, Иерусалим

Previous post Next post
Up