Переместимся с юга Израиля обратно на север, и переедем от египетской границы к сирийской - то есть отправимся на Голанские высоты. Это был очень насыщенный уик-энд - мы увидели потрясающий археологический музей древностей, три старинные синагоги, деревню художников, которая не посрамила бы самые красивые уголки в Европе, и место, где наши солдаты и сирийские бились не на жизнь, а на смерть. Но попробую обо всем по порядку.
Начали мы с места, которое называется Хирбет Ярда.
Хирбет Ярда находится рядом с мошавом Мишмар ха-Ярден. В XIX веке здесь было частное имение (чье именно мне установить не удалось), однако в ходе археологических раскопок здесь нашли останки всех классических эпох - начиная от римской, продолжая византийской, потом мамлюкской и затем ранней арабской. Владение и земли вокруг были выкуплены ККЛ в 1936 году.
Само сооружение построено в стиле квадратного хана (караван-сарая), стены которого окружают внутренний двор и колодец. С востока и запада можно увидеть ворота. В каждом крыле есть три-четыре комнаты.
Входим внутрь. Виды отсюда открываются просто не от мира сего
Ну а поскольку красивые вида на окрестности обычно открываются с высоких точек - можно сразу понять, какое стратегическое значение имеет это место. Именно поэтому в ходе войны за Независимость Хирбет Ярда подверглась атаке сначала со стороны Арабской освободительной армии во главе с Фавзи аль-Кавукджи, а потом и со стороны сирийской армии.
Защищали важную стратегическую точку бригады Одед и Кармели. Долгое время здесь было, да простят меня люди армейские, "хождение туда-сюда". Сирийская армия в июне 1948 года вошла в Израиль через мост Бнот Яаков, захватила Мишмар ха-Ярден и остановилась у Хирбет Ярда перед первым временным прекращением огня. 9-10 июля началась ответная операция ЦАХАЛа под названием Брош с целью отогнать сирийцев и захватить обратно мост, ведущий через реку ха-Ярден. Однако сирийцы устояли и 16 июля захватили Ярду. Но уже ночью 17 июля бригада Кармели и 13-й батальон бригады Голани захватили Ярду обратно, и продвижение сирийцев в Галилее было остановлено.
Это были очень тяжелые и кровопролитные схватки. В ходе боев возле Ярды погибло 103 израильских солдата - им здесь установлен памятник (один из черных камней видно на следующей фотографии - как и вход в левое крыло имения.
Попытка сфотографировать вид и правое крыло Хирбет Ярды. Для этого пришлось карабкаться на стену, что с моей боязнью высоты явно было противопоказано.
Выходим из Хурвы через вторые ворота
И обходим имение вокруг. Это, кстати, пожалуй единственное на моей памяти место, где установлена камера от вандалов, что меня очень радует. По крайней мере не повторится то, что произошло в Авдате, например -
http://lorien22.livejournal.com/275269.html.
Ну а поскольку нас впереди ждало еще много достопримечательностей, то мы поспешили отправиться дальше. Следующая станция - Кацрин.
Помню, будучи более молодым, когда я вел споры с друзями насчет столицы/периферии и качества населения в разных регионах, мне всегда говорили что-то типа "ну понятно, ты же из Иерусалима, а не из Кацрина" (иногда Кацрин заменяли на Мигдаль ха-Эмек, Йерухам или Димону). Поэтому со временем, когда я еще путешествовал немного поменьше, мне началось казаться, что Кацрин - это такое забытое богом место, в котором настолько ничего нет, что туда даже сталкеры не ходят, ибо боятся в этой Зоне бесследно пропасть или погибнуть. Может со временем я стал таким человеком, которому все интересно - я нашел, чем себя занять даже в Нес-Ционе -
http://lorien22.livejournal.com/284483.html, Хадере -
http://lorien22.livejournal.com/281858.html и Гедере -
http://lorien22.livejournal.com/283825.html, но в сущности Кацрин меня совсем не испугал. На фотографии сверху, как я понимаю, своеобразный "центр" этого города или поселения, в котором все сосредоточено на небольшом пятачке. Кроме общественно центра есть тут и Дом Культуры.
И библиотека
Так что все не так плохо. Конечно чем-то напоминает Кирьят-Гат -
http://lorien22.livejournal.com/274244.html, но мне показалось, что тут все-же немного ухоженней и благоустроенней.
Ну а самое главное, как можно понять по камням возле библиотеки - тут же находится и Музей древностей Голан, который, в сущности и был нашей целью.
В сущности про сам музей особенно рассказывать нечего, главное - это экспонаты в нем
Одно из многочисленных изображений Меноры. Над ним - список древних голанских синагог
В общем есть синагоги в Дворе, в Эйн-Нашоте, в Ахмадии, в Йегудии, в Канафе, в Умм Эль-Канатире, и в Фике. Есть еще полно арабских названий, и почему-то не упоминается Гамла.
Я, кстати, практически нигде не был, кроме Гамлы и Умм Эль-Канатира, о которых скоро расскажу. Канаф мы пытались найти, но не судьба, а про остальные мне ничего не известно. Так что советуйте, или показывайте, буду рад)
Последняя Менора мне особо понравилась своим оригинальным дизайном и освещением. На этом тему семисвечников считаю закрытой - переходим к поперечным балкам.
Эту нашли в регионе Дабурии или Двории. Надпись на ней гласит, что она стояла на входе в Бейт-Мидраш.
А это, наверное, самый замечательный артефакт музея. Вы только посмотрите, сколько деталей! Да еще и украшена головой свиньи на входе (был некий спор, о том, что это лев, но я продолжаю утверждать, что это свинья, причем одна из тех, которую изгнал Иисус в Курси -
http://lorien22.livejournal.com/290616.html.
Перейдем от свиней к птичкам
А теперь перейдем просто к узорам
Мне особенно понравился трехмерный кувшинэ на последней фотографии - ведь он свидетельствует о том, что уже в древнюю эпоху знали о 3D!
Ну а мы переходим к изображениям женщин-жриц
Насчет второй фотографии - я лично назвал ее израильской "Никой Самоголанской", но мой друг, имеющий более трезвый взгляд на вещи, дал статуе прозвище "женщина с одной сиськой". В сущности, я с ним в чем-то согласен. Не всегда следует быть высоколобым интеллигентом.
Чтобы отвлечься от камней, скульптур и односиських женщин - посмотрим немного монет. Например 27 серебренников - из тех 30, которых дали за Иисуса (три монеты пропали)
Возвращаясь к скульптурам - немного животных
Есть и не совсем животные - какие-то мистические существа очень древней эпохи
Ну а теперь выходим наружу во дворик
Здесь почему-то находятся могильные плиты с византийского кладбища
И настоящий склад клад нерассортированных камней любого сорта
Обратите внимание на камень с выгравированным на нем Маген-Давидом на переднем плане.
Мне особенно понравился следующий камень, на котором выгравирован и крест, и маген-давид, и полумесяц (как мне кажется)
На этом хватит камней, по крайней мере музейных - перемещаемся в парк "Древний Кацрин".
Древний Кацрин или Кейсарион был еврейским поселением в эпоху Мишны и Талмуда - между II и VII веком. Полагается, что здесь проживало 75 семей, и общее количество жителей насчитывало 300 человек. На фото сверху мы видим реально жилые дома, в которые можно зайти, полазать по подвалам и чердакам, походить по жилым комнатам и так далее. Очень прикольно. А вот более общий вид на древнее поселение.
Как и дворец Хишама в Йерихоне -
http://lorien22.livejournal.com/288744.html, Сусита-Гиппос -
http://lorien22.livejournal.com/291253.html, Бейт-Шеан -
http://lorien22.livejournal.com/260603.html, Капернаум -
http://lorien22.livejournal.com/231123.html, Тверия -
http://lorien22.livejournal.com/273299.html, один из городов Декаполиса Пелла, Умм Эль-Канатир и Купол Скалы в Иерусалиме, древний Кацрин разрушился в результате "Рааш Швиит" - мощного землетрясения, произошедшего в 749 году.
После Шестидневной войны и освобождения Голан, сюда прибыл археологи во главе со Шмарьягу Гутманом. В ходе раскопок они обнаружили к востоку от современного города Кацрин жилые дома, улицы, маслодавильню и синагогу.
О синагоге чуть подробнее
Синагога была возведена в византийскую эпоху в типичном для того периода и региона стиле. Размеры - 18 на 15.4 метра, сцена направлена на Иерусалим, как положено, здание двухэтажное. Главный зал был разделен двумя рядами колонн, каждую из которых у изголовья украшала надпись на греческом.
Сейчас я покажу колонны сбоку - обратите внимание на узор у изголовья. Кроме типичных геометрических форм (разных спиралей и ромбов), там можно увидеть любопытное украшение в форме эллипса, типа яйца.
Археологи полагают, что синагогу строили в несколько этапов: в конце IV - начале V века возвели квадратное здание. В начале VI века здание расширили на север (до нынешних масштабов) и украсили пол мозаикой (что с ней в наши дни непонятно. Понадеемся, что она засыпана). В VII веке построли новый пол и продолжили украшать синагогу - вплоть до уже упомянутого землетрясения «Рааш Швиит». В Мамлюкскую эпоху (XIII-XV века) в северной части синагоги построили мечеть.
В наши дни синагогу частично отреставрировали, как и древнюю деревню по соседству. Тем не менее по сравнению с другими синагогами, считается, что Кацринская сохранилась очень хорошо, и в ней даже время от времени проводят различные религиозные церемонии.
Видите вход справа? Это комната Софера-стама или переписчика свитков. В детстве у меня был очень красивый и аккуратный почерк (это в те дни, когда люди еще что-то умели, кроме как по клавиатуре клешнями лабать), и мне все говорили, что когда я вырасту, мне слудет избрать профессию переписчика свитков. Иногда я действительно жалею, что не пошел по этому тернистому пути)
Напоследок - немного маслодавильни
С ее типичным колесом, которое более молодые душой могут даже повертеть)
В парке есть еще много достопримечательностей, но мы, пожалуй остановимся на этом. Продолжение следует.