Об исторических мифах

Jan 20, 2023 15:46



Во время подготовки поста о революционерах-мухаджирах при поиске в сети мне все время попадалась одна фотография. Она была размещена и в Фейсбуке, и Твиттере, и Вконтакте, и в ЖЖ( например здесь и здесь)

Называется она "Индийский революционный отряд", Каган, 1919 год , есть и источник -   фото взято из книги "Интернационалисты. Трудящиеся зарубежных стран - участники борьбы за власть Советов на Юге и Востоке республики", Изд. "Наука", М., 1971..


К ней прилагался текст :

Дрались на туркестанских фронтах. В темном, по центру - командир Абани Мукерджи, рядом, седой и бородатый, - Тималь Ачария. Пришли своим ходом из Афганистана, куда были выдавлены англичанами.

Индусы дрались с белоказаками при обороне станции Кудук в составе полка III Интернационала 25-26 мая, наступали в июне на Тимир, в августе-сентябре сражались на Актюбинском фронте, весь 1920 год бились с войсками Бухарского эмирата и прочими басмачами.

Всего выживет 7 человек. Они, 17 октября 1920 года, создадут в Ташкенте Индийскую коммунистическую партию во главе с Ачарией.

Это - хороший пример того, как в сети рождаются исторические мифы
Тималь Ачария - вовсе на Тималь,  а тамил из Мадраса с именем Тирумал Ачарья, и ему в 1919 году было всего 32 года. Хотя, ничего удивительного, что имена индийцев русские искажали до неузнаваемости, сложности доставляли и сами индийцы, все время менявшие свои имена и используя псевдонимы.
.
Цифра семь соответствует не выжившим, а основателям партии. Основала компартию группа М.Н.Роя  (см. Рой и Коммунистическая партия Индии)

Произошло это 17 октября 1920 года, членами новой партии стали: Манаберда и Эвелин Рой, Абани Мукерджи и Роза Фитингоф, Тирумал Ачария, Мухаммед Шафик и Хуши Мухамед (Mohammad Shafique, Khushi Mohammad)

Таким образом, среди основателей пятеро точно не воевали, потому что не были  военными командирами, а были политическими лидерами, организаторами революционной борьбы.

Абани  Мукерджи и вовсе не имел отношения к мухаджирам, пока не приехал летом 1920 года из Европы на Второй конгресс Коммунистического Интернационала и не стал помощником М.Н.Роя. Ему тогда не было и 30 лет, и выглядел в то время Абани Мукерджи вот так:



М.Н.Рой (на заднем плане слева) и Абани Мукерджи(на переднем, справа)
на Втором Конгрессе Коминтерна, 1920 г.
.

Теперь, разобравшись с тем, что Абани Мукерджи не воевал с басмачами, а был партийным функционером, можно перейти к другому вопросу:  кто же тогда изображен на фотографии?

На мой взгляд, на фото действительно, присутствует Ачарья.

Тирумал Ачарья имел большой опыт организации революционных групп путем агитации среди солдат и гражданских лиц, особенно среди мусульман.

Еще в 1909, 1911, а затем - в 1915 году Ачарья посещал Стамбул с целью сформирования Индийского национального добровольческого корпуса, который должен  был из Афганистана пробраться в Индию и совершить там вооруженный переворот. Для этого он занимался вербовкой среди индийцев-мусульман, которые в больших количествах ежегодно проезжали через Турцию, выполняя хадж, а также - среди индийских военнопленных.
Для этого Ачарья даже до 1915 года пользовался псевдонимом Магомед Акбар, звучащим по-мусульмански.

Пытаясь получить помощь от большевиков, он приехал в Петроград уже в декабре 1918 года, где тесно общался с  А.Балабановой и К.М Трояновским, работая в Русским бюро пропаганды, с помощью которого печатались листовки и другой пропагандистский материал, распространяемый среди мухаджиров.

Ачарья распространял эти листовки в Андижане и Ташкенте, пытался разведать проходы в Индию через Памир у знающих проводников, организовывал другие центры пропаганды среди индийцев в Скобелеве (Фергана) и Оше, пытался направить людей в Кашгар ( Китай) создать там тайный центр, агитирующий и вербующий для революционного дела.

В Ташкенте и в Андижане он продолжал организовывать военизированную революционную группу, собирая ее из разнородных элементов - главным образом индийских, афганских, иранских и пуштунских торговцев, контрабандистов и сезонных рабочих, а также индийских мусульман-суннитов.

В этой работе тамил Ачарья  был не один, с ним сотрудничал еще один признанный лидер освободительного движения, пешаварец Абдур Раб.  (Abdul Rab Barq Peshawari ,1875-1960)

Ему было около пятидесяти, он придерживался ваххабитского вероучения и во время войны служил в британском посольстве в Багдаде, но впоследствии перешел на сторону турок. Абдур Раб  мог свободно общаться с местным населением, он знал фарси и урду, а также - тюркские языки. Поэтому он очень активно вел пропаганду не только среди индийцев, но и среди узбеков и таджиков региона. Он был панисламистом и считал, что все мусульмане мира должны объединиться под Красным знаменем в борьбе против империализма.

В отличие от Абдур Раба, Ачарья склонялся к коммунизму/социализму и довольно скептически относился к панисламизму. В июне 1919 году, находясь в Москве для встречи с Лениным,  он направил Ленину письмо, отвечая на призыв Ленина «высказать мнения, предложения и критику относительно тезиса [Ленина] о колониальных и национальных проблемах», в котором он поднял вопрос о «борьбе с панисламизмом”.

Ачарья сослался на свой обширный опыт работы среди панисламистов и антиисламистов в таких странах, как «Марокко, Турция, Сирия, Палестина, Месопотамия, Туркестан, Бухара и Афганистан». Кроме того,  писал он: «Меня также очень интересуют национальные политические и религиозные движения тунисцев, египтян, персов и татар».

Ачарья предположил, что на данный момент идея панисламизма бессильна и утопична. Подобно тому, как европейские страны перед Великой войной имели все основания объединиться «для дальнейшего завоевания и грабежа всех неевропейских народов мира, они могли только организовать войну друг против друга».
Точно так же «все исламисты имеют противоположные интересы» и никогда не смогут прийти к соглашению.  (Как показала история, он был прав. Сопротивление коренного мусульманского населения Туркестана было сломлено во многом из-за разногласий между различными группами и внутренней борьбы за власть)

После встречи с Лениным эти два лидера, Ачарья и Абдур Раб были включены в индийскую делегацию, которая направилась в Афганистан с Яковом Сурицем, чтобы договориться с эмиром о взаимопомощи в борьбе с британцами.

В Кабул они прибыли в декабре 1919 года, но прежде, в  Ташкенте Ачарья и Абдур Раб, два таких разных по идеологии лидера, объединились и создали Индийскую революционную ассоциацию (IRA) из 26 человек, которые начали склоняться к социализму/ коммунизму, однако, еще мало знали о марксизме.

С прибытием М.Н.Роя в Ташкент, эта группа тоже приехала туда, чтобы познакомиться с "новым начальником" и создать Коммунистическую партию.

Вот как  вспоминает о них Рой. которому они весьма усложнили жизнь:

... прибытие небольшой группы, называвшей себя уже коммунистами.

Ее возглавляли старый седобородый Маулана[мусульманин] Абдур Рaб и индус из Южной Индии по имени Ачарья. По прибытии они были размещены в доме эмигрантов и ожидали особого внимания и привилегий в связи с их исповедуемой политической верой. Я бы приветствовал появление хотя бы нескольких умных и убежденных коммунистов, которые помогли бы мне справиться с довольно сложной ситуацией. Но после некоторого разговора я обнаружил, что Абдур Раб был самозванцем, а Ачарья был анархистом, если он вообще был кем-то.

Но образованное меньшинство первых эмигрантов легко попало под влияние Абдур Раба и Ачарьи, которые культивировали свой коммунистический фанатизм.

Результатом нового кризиса в эмигрантском доме стало то, что некоторые из воспитанников стали открыто говорить о коммунизме и дошли до пренебрежительных замечаний по поводу своего фанатичного прошлого, которое у большинства оставалось еще настоящим. Иногда доходило до ожесточенных перебранок и даже обмена тумаками. Для поддержания порядка и защиты меньшинства нам пришлось выставить возле дома вооруженную охрану.

М.Н.Рой  открыл военную школу для обучения, малые отряды мухаджиров, действительно, сражались с басмачами, пополнив ряды Красной армии.

Абдур Раб так и не вступил в Коммунистическую партию Индии, а Ачарья, став ее председателем 17 октября,  28 декабря  был из нее исключен.

Поэтому, на обсуждаемой фотографии - даже не будущие коммунисты, а - националисты, готовые временно бороться вместе с большевиками против британского господства. В центре группы сидят два лидера IRA: cедобородый вахабит Абдур Раб и с его левой стороны можно разглядеть щуплую фигуру анархиста Ачарьи.

В 1925 году Ачарья выглядел вот так:
.


Другие его фотографии Ачарьи и краткие этапы биографии можно посмотреть
в посте о его жене, Магде Нахман

А вот - Абдур Раб - на фотографии ниже он сидит в центре стола



Source: Faizullah Khodjaev, K Istorii Revolutsii v Bukhare, 2nd edn.,Tashkent, 1932.

Источники:

1.M. N. ROY’S MEMOIRS
2.Indian Freedom Fighters in Tashkent (1918-1922) by Dilorom Karomat

***
Итак, распался миф о Мукерджи - военном командире.

Но остались другие мифы, об Абани - пламенном революционере- подпольщике, об Абани - профессоре, политологе и экономисте. Вот поэтому я и решила рассказать об Абани Мукерджи то, о чем знают лишь узкие специалисты, а многочисленные журналисты и не пытаются узнать.

Даже, если это мало кому покажется интересным, истории сталинских репрессий и реабилитации их жертв уже  давно наскучили публике, считаю, что такой материал нужен в сети, для того, чтобы настоящих героев не путали с авантюристами.

А так как история эта длинная и все время требует доказательной базы, то получился самостоятельный цикл с объемными текстами, которые невозможно сократить.  И начну я с изучения официальной биографии.

Далее: Абани Мукерджи, официальная биография

Мукерджи Абани, Индия- Пакистан-Бангладеш, История СССР, Революции

Previous post Next post
Up