Магда Нахман

Dec 16, 2022 19:17




1922 г.
Цикл Их белые жены. Ранее: Быть женой и подругой...    Бремя белой женщины    М.Н.Рой и Агнес Смедли   Письмо Эвелин    После разрыва     М.Н. Рой об эмансипации     Их белые жены      Фрида Беди    Алиc Фаиз

Как подробно рассказывает Википедия, малоизвестная у нас, но широко известная в Индии художница Магда Нахман, родившаяся в 1889 году,  провела детство и юность в Санкт-Петербурге.

Её отец, Максимилиан Нахман, из рижской еврейской семьи, окончил юридический факультет Петербургского университета, имел право проживания в столице и служил юрисконсультом в немецком посольстве, а также в компании братьев Нобель. Мать, Клара Эмилия Мария фон Редер, происходила из прибалтийских немцев.
.


Дети воспитывались в лютеранской вере. Магда окончила гимназию при Училище Святой Анны (Анненшуле, нем. Annenschule). Начала посещать занятия по живописи в Обществе взаимного вспомоществования русских художников в 1906 году, а в 1907-1913 гг. занималась в художественной школе Е. Н. Званцевой в Санкт-Петербурге. Её учителями были Лев Бакст, Мстислав Добужинский и Кузьма Петров-Водкин.
.


Студенты,1908 г
Магда - третья справа



Группа студентов с М.В.Добужинским, Магда - на первом плане

Она начинает выставляться с 1910 года. В 1913 году на даче М. А. Волошина в Коктебеле знакомится с Мариной Цветаевой, её мужем Сергеем Эфроном и его сестрами Верой и Елизаветой
.


Марина Цветаева, 1913 г.
галерея художницы

Она пишет портреты, и с1917 года уже занимается оформлением спектаклей. Вернувшись в Москву осенью 1920 г., Магда знакомится с приехавшим в Москву индийским революционером Тирумалом Ачарьей.



Тирумал Ачарья (1887-1954)

О нем тоже стоит рассказать по подробнее.

Мандьям Пративади Бхайанкара Тирумал Ачарья ( Mandayam Parthasarathi Tirumal Acharya) родился около 1887 года в Мадрасе. В разных источниках его называют по-разному: M.P.T. Ачарья, или П.Б. Ачарья, или М.П.Б. Ачарья.
Его отец, член парламента Нарасимха Аянгар, был начальником отдела общественных работ. Аянгары - каста священников-браминов, которые обычно носят длинные волосы, свои Ачарья срезал довольно рано.  Его семья Ачарьи занималась не столько религиозными вопросами, сколько активной национальной борьбой, так что Тирумал по мере взросления вполне естественно влючился в эту борьбу.
.


1906 г.

Вскоре ему уже пришлось стать иммигрантом, чтобы избежать ареста. Покидая Индию в 1908 году, Ачарья оставил там свою жену, которую он получил по договоренности семьи десятью годами ранее, в детском возрасте.

Первым местом его временного проживания был лондонский Индийский дом, который был организован для проживания индийских иммигрантов и служил центром нелегальной освободительной борьбы. Ачарья устраивается там работать поваром и знакомится с  ведущими националистами, среди которых- уже заметные политические фигуры Чатто (Чаттопадайя) и Хар Даял.
.


Индийский дом, Лондон. 1909 г
Ачарья стоит второй слева

Но и в Лондоне он долго оставаться не может, заметив за собой слежку и боясь ареста, он устремляется в Лиссабон, затем - в Танжер( Марокко), увлеченный ведущейся там антиколониальной войной; не найдя себе применения, переезжает в Париж, затем - в Берлин, где размещается эмигрантский центр индийской борьбы и разрабатываются планы вооруженного восстания и свержения британской власти с немецкой помощью. Там он включается в процесс добывания, переправки, распространения оружия для национальной борьбы, а также ее пропаганды, поиска союзников и формирования объединенных сил сопротивления британскому империализму, он отправляется из  Берлина в Константинополь, Нью Йорк,  Кабул и Стокгольм.
.


В США, 1912

В декабре 1918 году Ачарья уже в Петрограде, тесно общается с большевиками А.Балабановой и К.М Трояновским.
В июне 1919 года Ачарья приезжает в Москву для встречи с Лениным, оттуда индийская делегация направляетя в Афганистан с Яковом Сурицем, чтобы договориться с эмиром о взаимопомощи в в борьбе с британцами.  В Кабул они прибывают в декабре 1919 года, но в Ташкенте Ачарья вместе с Абдур Рабом  организует Индийскую революционную ассоциацию (IRA) из 26 мухаджиров, которые склоняются к социализму.

В июле - августе 1920 года Ачарья приезжает из Кабула в Петроград, где знакомится с  М.Н.Роем и Абани Мукерджи, едет в Москву на Второй Конгресс Коминтерна и с М.Н. Роем, назначенным лидером группы, вновь возвращается в Ташкент. Там 17 октября он становится председателем созданной Коммунистической партии Индии, а 28 декабря его уже исключают из рядов этой партии.

После разрыва с Роем Ачарья уезжает в Москву, где вступает в контакт с многочисленными известными анархистами, такими как Александр Беркман, Рудольф Рокер, Огюстен Суши и Абба Гордин,  присутствует на похоронах Петра Кропоткина в Москве в феврале 1921 года,в течение полутора лет работает журналистом,  помогает работающей в Москве Администрации американской помощи ( ARA) .

Именно в Москве он знакомится с Магдой Нахман, которая становится его женой. Он все больше расходится с большевиками во взглядах и не видит перспектив работы в стране, поэтому возвращается в Берлин.

***

Ачарья и Магда  вернулись в Берлин в декабре 1922 года,

В Берлине, куда приехала чета, наблюдался наплыв русских иммигрантов. На момент прибытия четы Ачарья русские эмигранты составляли около двадцати процентов от двухмиллионного населения города.
Как вспоминал В.Набоков, они жили в дешевых пансионах, гостиницах, меблированных комнатах и ​​квартирах или, в редких случаях, в роскошных виллах в Тиргартене и Грюнвальде. Они как бы захватили Берлин и превратили его в русский лагерь. В Берлине выходили русские газеты, русские издательства, работали русские театры и художественные галереи, русские рестораны и магазины.
.


Портрет В.Набокова, 1933 г

Хотя мать Магды была балтийской немкой, а все дети в семье были крещены и воспитаны в лютеранской вере, ее отец был евреем, не принявшим христианство. В России на Магду мало повлияла религиозная принадлежность отца. Однако в Берлине ситуация была иной.

В течение каждого года в Берлине Магда знакомилась с гораздо большим количеством евреев, чем она знала в России. В 1923 г. евреи составляли около четверти примерно 360 тысяч русских эмигрантов в Германии, большинство из них проживало в Берлине, и многие из них занимали видные посты в различных сферах берлинской эмигрантской жизни. Среди них были врачи, банкиры, юристы, ученые, издатели, писатели, поэты и художники, многие из которых также имели контакты с немецкими евреями.

Она тут же включилась в работу,  рисовала животных в Берлинском зоопарке, иллюстрировала книги, писала портреты и натюрморты, использовала любую возможность. чтобы заработать немного средств к существованию.

Самому Ачарье получить оплачиваемую работы было невозможно.
.


1925 г

Ачарья продолжал заниматься политикой,  вместе с группой индийцев присутствовал на учредительном собрании анархо-синдикалистской Международной ассоциации рабочих (IWMA) в конце декабря того же года, это дало возможность получить контакты со многими из самых известных анархистов по всему миру. Вскоре он разорвал  связи с группой Чатто и целиком отдался анархизму.

Тем временем, британские слежка за супругами продолжалась, в отчетах отмечалось, что жена зарабатывала немного денег рисованием, поддерживая своим искусством и себя, и мужа, и что она существовала вне политики и целиком занималась искусством.

Искусство приносило очень малый доход, тем более что Берлин был просто наводнен художниками. Тем не менее,с 1928 года она получила хорошую работу - иллюстрации для нескольких выпусков Jüdischer Jugendkalender (Еврейского календаря для молодежи), в который вошли стихи, пьесы и рассказы,  иллюстрированные еврейскими художниками.

Однако, жизнь в Германии для евреев  становилась все опаснее, и пара перебралась в Цюрих, в этом им оказал помощь Субхас Чандра Бос и китайские революционеры. В Цюрихе жила с семьей старшая сестра Магды, Адель, потом они недолго переехали в Париж, прежде чем добиться британского паспорта и разрешения британских властей на возвращение в Индию. Это оказалось возможным лишь после подачи прошения с признанием Ачарьи об окончательном разрыве с большевиками и террористами и обещанием не заниматься политической деятельностью.

В апреле 1935 года  Ачарья возвратился в Бомбей один, оставив жену с сестрой с Цюрихе.
.


.
Однако уже через год Магда не выдержала одиночества и приехала к мужу. Адель отправляла деньги от продажи работ Магды в Индию, чтобы как-то скрасить  полуголодное существование ее сестры, но по воспоминаниям друзей, Магда всю жизнь оставалась очень бедной.
.


Магда в 1937 г.
.
В 1936 году Магда стала членом Бомбейского художественного общества (BAS) и начала выставляться.Она оказалась в кругу молодых индийских художников, объединившихся в группу «Прогрессивных художников», для которых она стала щедрым учителем и другом. В индийской прессе ее часто называли «Grand little lady of the Bombay art world» (Великая маленькая леди художественного мира Бомбея).
.




1937 г



Магда Нахман. Красная шаль. 1940. За эту картину Магда была удостоена премии BAS.



1943 г



Брамин





1946 г.



Молодой человек, 1945 г



.
Ачарья писал мемуары, письма друзьями-анархистами,  статьи как для индийских, так и для международных анархистских журналов, до того момента, когда Вторая мировая война разорвала его связи с международным сообществом.

После войны он вскоре возобновил контакты с бывшими товарищами в Европе, Северной и Южной Америке, а также стал сотрудничать с Индийским институтом социологии (IIS), созданным Ранчоддасом Бхаваном Лотвалой в 1933 году. Но вскоре дистанцировался и от этого направления, занявшись публицистикой.

Несмотря на все свои усилия, Ачарья оставался в Индии изолированным анархистом  и не смог создать движение.
Индийское правительство полностью игнорировало роль Ачарьи в обретении независимости Индией, и последние несколько лет своей жизни он провел в крайней нищете.

Магда умерла в феврале 1951 г.  за несколько часов до открытия ее очередной персональной выставки.



Ачарья( первый справа) на выставке Магды Нахман

Ачарья пережил ее на три года, в это время он пытался упорно работать. В период с 1951 по 1954 год он опубликовал в журнале более тридцати эссе, многие из которых касались наследия колониализма, независимости, коммунизма, продовольственной проблемы, безработицы и капитализма.

Ачарья попросил Альберта Мельцера устроить выставку работ Магды в Лондоне, но прежде чем работы, наконец, смогли быть отправлены, 20 марта 1954 года Ачарья умер.

И тогда картины Магды достались его первой жене, которую он не видел пятьдесят лет.

Источники

http://project1277997.tilda.ws/
https://magdanachmanacharya.org/m-p-t-acharya/
libcom.org
https://uploads.knightlab.com/storymapjs/0c7ba897526e8135e05c62091d4c31f4/m-p-t-acharya/index.html

Далее: Лидия Каруновская

Быть женой и подругой, Ачарья Тирумал, Революции

Previous post Next post
Up