Их белые жены

Dec 10, 2022 19:46

Цикл Их белые жены. Ранее: Быть женой и подругой...    Бремя белой женщины    М.Н.Рой и Агнес Смедли   Письмо Эвелин    После разрыва       М.Н. Рой об эмансипации



Индийские студенты в Беркли. второй стоящий в последнем ряду слева - Сарангадхар Дас

Для индийских революционеров, находившихся в Европе, западные женщины в их жизни были «знаком» прогресса и знаком современности, бросающим вызов традиционному обществу, которое они пытались изменить.

Выбору белой жены способствовала и сама обстановка, в которой находились индийцы-студенты, учащиеся в Европе или США. В 1920-30-годах, когда масса индийцев -мигрантов сосредоточилась в Германии,  у многих были немецкие или австрийские жены. Оказалось, в 1930-х годах по крайней мере шесть профессоров Алигархского университета, которые ранее учились в Германии, имели немецких жен. Чаще всего такими женами становились стремящиеся уехать из Германии в связи с растущими антисемитскими настроениями немки еврейского происхождения, не имеющие расистских предубеждений, в отличие от ариек, - рассказывает автор блога sreenivasaraos.com

Например, доктор Анади Бахадури был членом группы Роя в Берлине и учился там на докторскую степень по химии. Его жена Маргрит (1907 г.р.), немецкого еврейского происхождения, продолжала жить в Калькутте после смерти Бахадури, преподавая немецкий язык. Его брат Прашат Бахадури, тоже привез из Германии домой жену Герду. Также в Берлине находился Сайяд Абдул Вахид Абай, индийский коммунист, женившийся на немецкой еврейке Кете Хульде Вольф.

Да и сам Рой в конце концов женился на Эллен Готтшалк.

Эллен об адаптации в чужой стране как-то сказала:

"Когда вы родились в одной стране, а происхождение вашей матери- из другой страны,а вашего отца - из еще одной страны, и вы наделены гражданством какой-то другой страны, вы иностранец в каждой стране, в которой вы выросли, учились и работали. И все же вы чувствуете себя как дома во всех этих странах. Добавьте к этому, что когда вы выходите замуж за иностранца с другого континента, вы и там чувствуете себя как дома. Вы учитесь видеть хорошее и плохое во всех странах и людях."

***



.На фотографии студентов, второй стоящий в последнем ряду слева - Сарангадхар Дас - индийский революционер-националист.  Со своей белой женой, Фридой Матильдой Хаусвирт из Швейцарии, будущей художницей и писательницей, он познакомился во время учебы в Стэндфорде (США)

Фрида Хаусвирт, рожденная в бедной крестьянской семье, жаждала учиться и увидеть мир. В возрасте 21 года Фрида добралась до Стэнфордcкого университета с 2,50 долларами в кармане. Она изучала английский язык и выживала, благодаря случайным заработкам, окончив Стэнфорд, стала посещать художественную школу в Калифорнии.  В 1910 году она впервые вышла замуж, но брак ее распался из-за связи с индийским революционером Хар Даялом, о котором будет рассказано ниже.



В 1916 году она вторично вышла замуж за индийского химика и агронома Сарангадхара Даса, принадлежавшего к высшей касте.  Однако, их начало совместной жизни было омрачено вызовом в суд в качестве свидетелей по поводу индусско-немецкого заговора из-за связи с Хар Даялом. В 1920 они переехали в Калькутту, когда Дасу было отказано в гражданстве США из-за того, что он был индуистом (в то время натурализация была ограничена «свободными белыми людьми» и лицами африканского происхождения), Фрида Хаусвирт, в связи с замужеством, также потеряла свое гражданство.

В Индии их ожидало множество лишений и препятствий из-за  их "неравного" брака:  ее не приняли семья Даса и некоторые из его ортодоксальных индуистских друзей, а она не приняла местные нравы и отношение к женщинам. В конце концов, после девяти лет попыток ужиться, заметив, что белая жена, не только мешает политическим амбициям мужа, но и отпугивает инвесторов, ухудшая ведение бизнеса, Фрида и Дас расстались. Впоследствии Фрида вела успешную жизнь художницы и писательницы в Нью-Йорке.

***



Эмили Шенкл
Один из самых видных лидеров Индийского национального конгресса 1930-х годов Субхас Чандра Боc, о котором уже рассказывалось ранее, вступивший в союз с нацистами, тайно женился на австрийке Эмили Шенкл .
Его брак держался в секрете, так как он считал, что это повредит его политической карьере. Таким образом, его тайная жена находилась в унизительном положении "временной любовницы"  без каких-либо прав, в надежде, что "все со временем устроится" , чего так и не произошло.

Эмили Шенкл, австрийка, католичка, познакомилась с Босом в 1934 году через общего друга, доктора Матура, индийского врача, живущего в Вене; Бос, который был старше Эмили почти на 13 лет, прибыл туда из-за контракта с британским издателем на написание книги об индийской политике. Поскольку Шенкл умела стенографировать, знала английский и умела печатать, Бос нанял ее в помощницы. Они поженились в 1937 году во время очередного визита Боса в Вену на тайной индуистской церемонии, но без индуистского священника, свидетелей или записей актов гражданского состояния.



Бос, избранный президент Индийского национального конгресса (INC), в центре,
в Бадгастайне, Австрия, декабрь 1937 г., с
(слева направо) Намбьяр ( A.C.N. Nambiar, заместитель Боса, Берлин, 1941-1945),
Хайди Фюлеп-Миллер (Fülöp-Miller), Шенкл и Амия Бос ( племянник).
Бос вернулся в Индию и снова появился в нацистской Германии уже 1941 году. Он проживал в берлинской резиденции, предоставленной ему нацистами, куда он поселил и свою жену, к которой его окружение относилось откровенно враждебно. В ноябре 1942 года у пары родился ребенок. А в феврале 1943 году Бос оставил жену без всякой материальной поддержки и уехал в Японию, чтобы возглавить Индийскую Национальную Армию, а в 1945 году Бос погиб.



Эмили Шенкл с дочерью от Субхаса Боса
За семь лет и восемь месяцев брака Шенкл и Бос провели вместе менее трех лет. Бос никогда публично не признавал факт своего брака и сделал это в частном порядке только в письме своему брату Сарату, написанном на бенгальском языке и переданном Эмили перед отъездом из Европы с инструкциями отправить в случае его смерти.

Шенкл пришлось тяжело трудиться, чтобы заработать на содержание своей дочери и престарелой матери. Хотя некоторые члены большой семьи Боса, в том числе его брат Сарат Чандра Бос, приветствовали Шенкл и ее дочь и встретились с ней в Австрии в 1948 году. Тем не менее, Шенкл так и не посетила Индию.

***



.
О романтических увлечениях уже известного по предыдущим рассказам Чатто ( Вирендраната Чаттопадайи) есть множество исследований, вот например, что рассказывает одна из  статей.

Преследуемый спецслужбами, страдающий от бедности, он постоянно находился на грани пропасти. Его бурные романы еще больше осложняли ему жизнь.

После безуспешных попыток поступить на государственную службу в Индии, Чатто уехал учиться в Лондон, чтобы изучать право. Как отмечает британская разведка, в 1903 году Чатто начал жить с англичанкой в Ноттинг-Хилле как мистер и миссис Чаттертон, но эти отношения закончились в 1909 году. Его активная революционная деятельность привела к его изгнанию из Лондона, и в июне 1910 года он переехал в Париж.

Примерно в это же время Чатто познакомился с мисс Рейнольдс. Ее лондонский адрес часто использовался для доставки выпусков Talvar, революционного издания, которое он редактировал. Состоятельная женщина, она поддерживала его и его бывшую супругу и часто навещала его в Париже весной 1911 года, «иногда переодевшись мальчиком».

Они поженились в начале следующего года, и Чатто на какое-то время был «потерян для революционного движения», как выразилась британская разведка. Брак закончился раздором, потому что г-жа Рейнольдс настаивала на том, чтобы все их дети были воспитаны католиками, а Чатто отказался.

Впоследствии Рейнольдс поступила в женский монастырь, и Чатто, который «снова был брошен на произвол судьбы», тщетно пытался добиться расторжения их брака. Его сложные «домашние дела» в то время включали в себя «несколько мелких неурядиц» и предложение руки и сердца некой мисс Рой из Калькутты .

Биограф Чатто, Нироде Баруа пишет, что он был «не просто плейбоем». У него было необычайное владение языками и серьезные интересы в области филологии и этнографии. Наряду с политической деятельностью он энергично публиковал научные статьи и преподавал хиндустани...

Парижская группа вскоре распалась, и Чатто отправился в Швейцарию, США, а затем в Германию, чтобы поступить в докторантуру....

Британская разведка все это время шпионила за ним. В декабре 1915 года англичанка по имени Хильда Маргарет Хоусин, которую Чатто знал по Лондону, навестила его в Монтрё и по возвращении была арестована.

Британский секретный агент по имени Дональд Галлик в октябре следующего года отправился в Швейцарию, чтобы встретиться с Чатто под предлогом помощи в деле освобождения . Намерение Галлика состояло в том, чтобы «заманить его к французской или итальянской границе или убить его».

В то время писатель Сомерсет Моэм все еще работал в британской секретной службе, и он адаптировал этот неудавшийся сюжет убийства в своем рассказе Джулия Лаззари с персонажем, основанным на Чатто, по имени Чандра Лал.

В начале 1920 года Чатто познакомился с Агнес Смедли, история восьми лет отношений уже была рассказана ранее.
Доведенная «почти до безумия», Смедли в конце концов сломалась; Доминирование, собственничество и ревность Чатто нанесли ей опасный урон... Вернувшись в Германию, преследуемая британскими шпионами, пара постоянно переезжала с места на место. Чатто стал жертвой отравления мышьяком при подозрении на покушение на его жизнь. Смедли вылечила его. После этого она навсегда с ним рассталась .

Но Чатто не отчаялся, он нашел себе немецкую жену, но вскоре был вынужден ее покинуть из-за грозившего ареста и переехал в Москву. Не известно, как оформлялись все его женитьбы и разводы, но в Москве он быстро нашел себе новую жену, и ее судьба будет рассказана в отдельном посте.
***

Еще одна, на мой взгляд, заслуживающая внимания история - жизнь одного из основателей Берлинского комитета Индийского сопротивления, Хар Даяла, соратника Чаттопадайи.



Lala Har Dayal Mathur (1884-1939)
подробнее - здесь
.
Хар Даял был очень талантливым, универсальным человеком (polymath), добивающимся успехов во множестве направлений. Например, ему ничего не стоило быстро выучить иностранный язык, он знал санскрит, хинди, урду, персидский, арабский, пали, английский, французский, немецкий, испанский, турецкий, латинский, греческий и шведский. Женился он рано, в 18 лет, взяв индийскую жену из обеспеченной семьи, семья невесты была довольна, потому что Хар Даял подавал большие надежды. По окончании Университета в Пенджабе, Хар Даял получил государственную стипендию для продолжения учебы в Оксфорде, туда же он привез и свою молодую индийскую жену, вопреки воле ее консервативной семьи.

В Оксфорде он познакомился с революционной идеологией, проучившись почти два с половиной года, он принял внезапное и драматичное решение отказаться от государственной стипендии, чтобы полностью отдаться освободительной борьбе. Его друзья и профессора в Оксфорде пытались убедить его получить хотя бы степень, но он не изменил принятому решению, покинул Оксфорд, и вернулся к традиционному индийскому образу жизни, отказавшись от ношения английской одежды и принимая только индийскую еду.

Хар Даял вернулся в Индию, оставил жену на попечение своих братьев, а сам под руководством уже упоминавшегося в рассказе об Агнес Смедли одного из лидеров освободительного движения, Лалы Ладжпат Рая ,занялся подготовкой  революционеров, тренировкой их в специально организованных вооруженных лагерях,  а также редактированием революционной газеты. Его дочь родилась в тот момент, когда ему пришлось бежать из Индии, узнав о подписанном ордере на его арест.

Затем были годы изгнания в США и Германии и постепенное погружение в буддизм. Возможно, тоска по родине заставила его вновь изменить свои взгляды, что глубоко разочаровало его товарищей по борьбе. Хар Даял написал и опубликовал книгу, в которой утверждал, что прогрессивное развитие Индии вполне возможно и при мудром британском контроле.

Однако такой разворот не заставил британские службу поверить в исправление бывшего революционера, ему не позволяли жить на просторах Британской империи. Поэтому он прозябал в Швеции, читая лекции по санскриту и индийской философии но не имея стабильного заработка .

В ноябре 1926 года он познакомился с Агдой Эриксон, образованной, богатой шведкой, унаследовавшей большое состояние от своего отца и занимавшейся общественной деятельностью, основавшей школу и библиотеку.

Она была очарована глубиной знаний Хар Даяла, и они стали друзьями, что через некоторое время переросло в романтические отношения. Хар Даялу исполнился сорок один год, и он бедствовал.

Агда была примерно того же возраста, на несколько месяцев моложе его. Они начали жить вместе как муж и жена, хотя официально не состояли в браке. Возможно, он сказал Агде, что расстался со своей женой. В их кругу общения Агда была известна как жена Хар Даяла, Агда Эриксон Даял.

Она оставалась его постоянной спутницей и родственной душой в течение следующих двенадцати лет, до его кончины. (отсюда)
В марте 1927 года Хар Даял написал письмо вице-королю Индии с просьбой об амнистии, в котором выразил сожаление по поводу своих прошлых действий и попросил разрешения жить и работать в Лондоне. После долгих размышлений британское правительство в Индии удовлетворило его просьбу о поездке в Англию. В октябре 1927 года вместе с Агдой он обосновался в Лондоне, поступил в докторантуру Школы востоковедения Лондонского университета, а два года спустя ему была присуждена степень доктора философии.

Лишь только в 1938 году он получил разрешение вернуться в Индию, но не успел. В 1939 году Хар Даял неожиданно умер от сердечного приступа.

В некрологе, опубликованном в Швеции его женой, говорилось: «Мой любимый муж ушел в невидимый мир. Смерть нас не разъединяет, она объединяет».

Она носила имя Агда Эрикссон Даял, так как всегда считала себя его женой. С разбитым сердцем Агда, у которой было слабое здоровье, не выдержала потрясения и скончалась в январе 1940 года, через несколько месяцев после смерти Хар Даяла.

Агда Эриксон была предана своему возлюбленному мужу, давала ему утешение, комфорт и финансовую безопасность.

Однако, в  своем завещании, открытом Агдой после его смерти, он завещал все свои сбережения и имущество своей жене Сундар Рани, без упоминания Агды!



***
Возможно то, что Агнес Смедли в своем письме  называла женственностью индийских мужчин, было их инфантильностью, которую они приобретали, оказавшись в недружественной среде. Неумение ориентироваться в чуждой культуре и неспособность в ней выживать заставляли их искать независимых и сильных женщин, способных и желающих оказать финансовую поддержку.

Однако, будучи националистами, носителями древней культуры, они не желали ассимилироваться в чужой среде, внутренне оставаясь верными своим традициям и образу жизни, тоскующими по оставленной родине и мечтающими туда вернуться.

Возможно , поэтому наиболее удачными оказались браки с теми женщинами, которые не только последовали за своими супругами в  чужые земли, но и смогли там ужиться и принять чужую культуру.

Поэтому следующие два рассказа будут о нелегкой судьбе англичанок, отважившихся последовать за своими мятежными супругами.

Далее: Фрида Беди

Быть женой и подругой, Индия- Пакистан-Бангладеш, Революции

Previous post Next post
Up