Рой и Коммунистическая партия Индии

Nov 19, 2022 17:27

Продолжение цикла Октябрьская революция и Восток

По указанию Коминтерна и Туркестанского бюро Коминтерна Рой приступил к созданию Коммунистической партии Индии. В конце концов, 17 октября 1920 г. в Ташкенте на собрании, созванном М. Н. Роем под председательством М.П.Т. Ачарьи, была создана Коммунистическая партия Индии (КПИ).



Мандаям Партхасарати Тирумал Ачарья (1887-1954)
был сначала индийским националистом,
потом- коммунистом, а затем- анархистом


Абани (Абони, Абанинатх) Троилокович (Трайлович) Мукерджи
(1890-1937)


Помимо М. Н. Роя, который был секретарем созыва, еще шесть человек, приняли участие в основании Коммунистической партии Индии (КПИ) и подписали документ о ее создании: г-жа Эвелин Трент (жена Роя); Абани Мукерджи; Роза Фитингов ( жена Абани), Мохаммед Али (Ахамад Хасан), Мохаммед Шафик Сиддики и М.П.Б.Т. Ачарья.


Протокол собрания гласил:

«Принято постановление, устанавливающее условие трехмесячного испытательного срока (в качестве кандидата в члены) для лиц, желающих вступить в партию. Товарищ Шафик избран секретарем.
Коммунистическая партия Индии принимает принципы, провозглашенные Третьим Интернационалом, и обязуется разработать программу, соответствующую условиям Индии».

Протокол был подписан председателем М.П.Б.Т. Ачарьей и секретарем М.Н. Роем.

15 декабря 1920 г. трое кандидатов в члены, прошедшие трехмесячный испытательный срок, стали полноправными членами партии. На том же собрании также был избран Исполнительный комитет из трех человек, в который вошли Рой, Шафик и Ачарья. Партия была зарегистрирована в Туркестане и признана Коминтерном как группа с правом совещательного голоса на Третьем конгрессе Интернационала в 1921 году.

В письме от 20 декабря 1920 г., адресованном ЦК Коммунистической партии Туркестана, говорилось: «Настоящим удостоверяется, что Коммунистическая партия Индии организована здесь в соответствии с принципами Третьего Интернационала. Коммунистическая партия Индии работает под политическим руководством Туркестанского бюро Коминтерна».

И  начались раздоры. Более года Коминтерн через свою Восточную комиссию и Индийскую комиссию пытался создать единство между группами Роя, Чаттопадайя(Чатто) и Рабба, но тщетно. Все они в большей или меньшей степени страдали индивидуалистическим сектантством и вели борьбу за исключительное признание и покровительство Коминтерна; их политические разногласия также  были значительными.

Так как Ачарья возражал против поездки Роя в Кабул для подготовки военной миссии, считая, что он не сможет выполнить возложенные на него задачи, в результате споров было вынесено решение об отставке Ачарьи с поста председателя Исполкома Индийской коммунистической партии.

Рой и его сторонники утверждали, что Ачарью «проявил себя неспособным занимать пост из-за своего ожесточенного личного отношения к другим членам партии, безосновательных обвинений... против Центрального комитета и индийской революционной работы в целом».

Также его обвинили в поддержке «групп и лиц, именующих себя революционерами, но признанных виновными в ведении упорной антикоммунистической и панисламистской пропаганды, в стремлении всеми способами помешать прогрессу революционной работы»
.
Что касается панисламиста Абдур Раба [Mohammad Abdur Rabb Barq], в одном из своих писем Ленину Рой писал про него, что не может рассчитывать на него как на ответственного работника, поскольку тот все время саботирует революционную работу интригами или другими средствами «антикоммунистической и религиозной пропаганды»

Подобного мнения придерживался один из деятелей Индийского национально-освободительного движения, профессор М. Баракатулла, в декабре 1921 года он докладывал в Москву о деятельности Абдур Раба и Ачарьи следующее:

«Они опорочили многих невинных людей своими лживыми и злонамеренными тайными докладами. Благодаря им много людей было заключено в русские тюрьмы как британские шпионы или турецкие, афганские и германские агенты».



Maulana Barkatullah (1854 - 1927),
- панисламский индийский революционер,
возглавлял исход индийских революционеров
в Афганистан короля Амануллы
и был премьер-министром Временного правительства Индии  в изгнании

Баракатулла призывал советские власти пересмотреть все дела индийцев, заключенных в русских тюрьмах, а все заявления от Абдур Раба и Ачарьи тщательно пересмотреть и не оказывать им доверия, и чтобы «никто не заключался в тюрьму только по обвинению этих безответственных людей»

Протоколы нескольких встреч Роя, Ачарьи и Раба, проведенных под  советским покровительством, показывают, что основной политический конфликт возник «на почве разногласий по поводу методов работы среди индийских иммигрантов».

Ачарья обвинил Роя в том, что тот принуждал индийских иммигрантов вступать в партийную организацию, а Раб критиковал Роя за следование «ошибочной политике коммунистической пропаганды, которая в настоящее время бессмысленна». По его (Раба) мнению, « также должен был использоваться в значительной степени национализм».

Но длительные дискуссии в Москве, в которых иногда принимал участие и Ленин, были не совсем бесплодны. Некоторые индийцы, такие как Лохани, вскоре после таких дискуссий сразу присоединились к коммунистической партии, другие, такие как Чатто, сделали то же самое, но позже.



Вирендранат Чатопадайя (Чатто) (1880-1937)
Был вовлечен в индо-германскую антибританскую деятельность
В ноябре 1920 года, в поисках финансовой и политической поддержки революционному,
исключительно националистическому, движению,
получил поддержку М. Н. Роя (с одобрения М. Бородина )
.Чатто возражал против создания Роем КПИ в Ташкенте и требовал роспуска «партии Роя». Тем временем тлеющая взаимная ненависть между Роем и Ачарьей разгоралась все больше, Ачарья осудил лидерство Роя и потребовал его исключения из партии.

Согласно протоколу заседания Туркестанского бюро, ЦК Коммунистической партии России и Бюро Коммунистической партии Индии от 31 декабря 1920 г.:

«Конфликт произошел между членами Индийского революционного комитета товарищами Роем и Ачарьей на почве разногласий в вопросе о методах работы среди индийских эмигрантов в Ташкенте. Тов. Рой предлагает оставить Ревкому работу за пределами страны (СССР), а работу среди эмигрантов внутри страны поручить Турецкому бюро Коминтерна.

Таким образом, товарищ Ачарья, оставаясь в ревкоме (индийском), вынужден вести широкую подпольную работу, и поэтому вопрос, разделяющий членов ревкома, на данный момент отпадает. Товарищ Рой готов выполнить решения, которые будут приняты на настоящем собрании, и предлагает товарищу Ачарье остаться в Революционном комитете.

Товарищ Ачарья считает необходимым отстранить товарища Роя от работы в Бюро Коминтерна и Индийском революционном комитете, так как тот потерял популярность среди индийцев».. (источник)

После такого спора Туркбюро ЦК и Коммунистическая партия Туркестана попросили Роя и Ачарью поехать в Москву и разрешить свои споры там.

Из-за междоусобиц между соперничающими группировками Коммунистическая партия Индии (КПИ) в Ташкенте не могла эффективно функционировать.

В связи с этим было сочтено более разумным создать коммунистическую партию на индийской земле.

Конфликт между М.Н. Роем и Абдур Рабом достиг Москвы в конце марта 1921 г., было принято решение, что Коминтерном будет назначена «в целях пропаганды и выработки планов действия смешанная комиссия, в которую войдут индийские и русские коммунисты» и «индийские революционеры,коммунистами не являющиеся»

11 марта 1921 г. состоялось заседание, на котором обсуждались разногласия между Ассоциацией Раба и группой Роя и Мукерджи, в ходе которой пришли к выводу, что «группа Абдурабба является по меньшей мере весьма подозрительной в ведении тайной панисламистской пропаганды».

Даже был доказан тот факт, что «состоялся тайный митинг группы Абдураба», такого рода действия наводили советскую власть на мысль о большой опасности, которой нужно было «энергично противодействовать»

В мае 1921 года Роя вызвали в комиссию, сформированную под председательством Зебальда Юстинуса Рутгерса, голландского марксистского теоретика и журналиста.



Себальд Юстинус Рутгерс (1879 - 1961 )
- голландский инженер. Социалист, позднее коммунист,
участник Сопротивления. в годы Второй мировой войны.
В январе 1920 года по поручению Ленина возглавил зарубежное бюро Коминтерна
для подготовки второго конгресса.
.Среди членов комиссии были Бородин и Август Тальгеймер, близкие друзья Роя.  Рой также был знаком с Рутгерсом, с тех пор, когда оба присутствовали на конгрессе, организованном Бюро Коминтерна в Амстердаме в феврале 1920 года.



Август Тальгеймер (1884 - 1948)
 - немецкий марксист, один из основателей Коммунистической партии Германии.
.Комиссия была сформирована для расследования обвинений, выдвинутых против поведения Роя в Ташкенте его партийными коллегами. Среди заявителей были Вирендранат Чаттопадайя (Чатто), Бхупендранатх Датта, Бирендранатх Дасгупта, П.С. Ханкоджи, Г.А.К. Лохани и Налини Гупта. К ним также присоединились Абдур Рахман, Агнес Смедли и МПБТ Ачарья.



Bhupendranath Datta (1880 -  1961)
-индийский революционер, социолог  антрополог.
В качестве представителы партии Гадар, представлявшей индийцев в США,
в 1922 году прибыл в Москву на Конгресс Коминтерна
Вернувшись в Индию присоедился к Индийскому национальному конгрессу.



Birendranath Dasgupta(1888-1974)
С началом Первой мировой войны он присоединился к группе индийских революционеров в Америке;
 прошел военную подготовку без официального разрешения Британского Совета.
Был вовлечен в индо-германскую антибританскую деятельность
В качестве члена Берлинского комитета сражался против британцев на Суэцком и Синайском фронтах,
используя псевдоним Mirza Haider;.



Пандуранг Садашив Ханходже (1884 г. -  1967 г.) - индийский революционер, ученый-аграрий,
государственный деятель, однин из основателей партии Гадар, сотрудничавшей с Коминтерном
Был вовлечен в индо-германскую антибританскую деятельность
В качестве представителя Берлинского комитета приехал в Москву на Конгресс коминтерна
.


Ghulam Ambia Khan Lohani ( Голам Аббия Хан Лохани), ( 1892 -  1938)
Член делегации Берлинского комитета на 3-м конгрессе Коминтерна в 1921; поддерживал  Чатопадайю.
В СССР с 1925. Чл. ВКП(б) с 1928. Автор ряда статей о проблемах Индии в коммунистической прессе.
В 1926-27 принимал активное участие в работе секции по изучению Индии ВНАВ,
выступал с докладами "Тенденции инд. политики", "Перспективы нац. движения в Индии".
 Арестован по обвинению в шпионаже, приговорен к высшей мере наказания, расстрелян.
Реабилитирован в 1957
.Комиссия посоветовала обеим сторонам решить свои разногласия мирным путем. Но встреча получилась безобразной, с криками, руганью и оскорблениями друг в друга. Нет четкого отчета о дискуссиях, которые проходили в Комиссии.

На самом деле существует три версии встречи: одна, написанная Роем в его «Мемуарах»; вторая  написана Даттой; и, третья сформулирована в речи, произнесенной Вирендранатхом Чаттопадайей в 1934 году.

Аргумент Датты и его группы заключался в том, что различные классы, участвующие в борьбе, должны работать вместе, чтобы вызвать политическую революцию против иностранного правления.

Датта был не против коммунистов. Он фактически сказал, что коммунист должен быть частью национальной борьбы; Коммунистическая партия должна быть организована на низовом уровне для установления социализма; и должно вызвать революцию.

Когда Бородин спросил Датту: « Чем ты отличаешься от Роя?»

Датта ответил:

«Рой не хочет сотрудничать с националистами для создания революционных движений в Индии. Откуда еще возьмешь людей, как не от националистов?»

Спор был между двумя группами индийцев; причиной спора оказалась в основном взаимная неприязнь, решение вопроса было отложено; а потом - его и вовсе похоронили.



Рой вернулся в Берлин, так как в Индии его по-прежнему ожидала угроза ареста, как террориста.
Берлин в те времена был своего рода штаб-квартирой для многих индейцев, проживающих в Европе, он был центром индийских революционеров, там существовали и действовали различные типы революционных групп.

В Берлине Рой продолжал бороться с конкуренцией со стороны Чатто.
Абани Мукерджи, который сначала был с Роем, теперь примкнул к группе Чатто. Однако Бхупендранатх Датта дистанцировался как от Роя, так и от Чатто.

Рой и его жена Эвелин стали снова занимался  написанием статей, изданием их в коминтерновском журнале и попытками установить контакты с  лидерами индийским национального движения, находящимися в Индии. Своими статьями Рой пытался воздействовать на группы и отдельных лиц Индийского национального конгресса, который в то время был собранием разнородных  групп, объединенных идеей национальной независимости.

С помощью моряков Рой начал посылать в Индию литературу Коминтерна. И это не осталось незамеченным британскими агентствами. Рой также пытался установить контакты с социалистами и коммунистами в Индии.

Рой надеялся сформировать внутри Национального Конгресса Индии оппозиционную группу или блоки из членов, разделявших коммунистический взгляды. И эта группа должна была попытаться захватить партийное руководство.
Он также надеялся повлиять на членов конгресса, придерживающихся либерально-социалистических взглядов, и привлечь их к своим идеям, а по возможности привести их к коммунистическим идеям. Рой также подчеркивал необходимость иметь, кроме легальной работы, подпольный аппарат, который осуществлял бы «незаконную деятельность» и тайно поддерживал бы «легальные блоки» внутри Национального Конгресса.

К осени 1922 года Рой смог создать группы в пяти крупных городах Индии. Но группы были рассеяны; и их понимание марксизма и мировой коммунистической стратегии было элементарным; к тому же, они не были обучены партийной работе и были легкой добычей британских служб.

Хотя движение было аморфным, оно демонстрировало признаки потенциала роста, и потому находилось под постоянным наблюдением британских служб.

Вскоре, на протяжении большей части 1923 и 1924 годов, работа оказалась и вовсе парализована серией арестов всех, кто подозревался в причастности к левому движению. Великобритания последовательно и повсеместно устраняла всех потенциальных лидеров, способных создать проблемы британскому контролю.

Правительство Германии уступило давлению Великобритании; и издало приказ об аресте Роя, но ему удалось бежать из Германии до того, как приказ об аресте был приведен в исполнение. Новым убежищем стала Швейцария, потом - Франция, где Рой и  Эвелин вновь налаживали работу типографии и занимались изданием и распространением нелегальной литературы. В 1924 году Роя опять судили в Индии заочно, стало ясно, что путь в Индию ему  закрыт надолго.

На Пятом Конгрессом Коминтерна  (состоявшимся в июне/июле 1924 г.) у Роя появилось еще больше проблем.

Председатель Колониальной комиссии Мануильский упрекнул Роя в преувеличении на II съезде силы левых  «общественных движений», существующих в Индии,  он заявил, что Рой потерпел неудачу и «не захватил революционные освободительные движения».

Гнев Мануильского на Роя, возможно, коренится в записке, сделанной Сталиным в 1923 году. В секретной записке 647/5 Политбюро РКП, изданной за подписями Сталина и заместителя секретаря бюро Тер-Аванесова, говорилось о том, что Коммунистический Интернационал допустил ошибки в своих первых попытках содействовать революции в Индии, что  это оказалось более длительным, неопределенный и дорогим делом, чем предполагалось.

Было так же осознано, что коммунизм совершенно неприемлем для индийцев на их нынешнем уровне развития, и независимость является условием, которое должно ему предшествовать, что агитаторы этого не осознавали и не сообщали об этом в центр, а продолжали работать совершенно  в ложном направлении.

После этого Пятый конгресс назначил Колониальную комиссию (в которую входили, среди прочих, Рой, Мануильский, Сталин и Катаяма) для рассмотрения колониального вопроса и подготовки подробного отчета.

Таким образом, Рой больше не был единственным авторитетом в колониальном вопросе.В последующие три года Роя постепенно стали отстранять и от индийского вопроса.

Парижские власти тоже не устояли перед Великобританией, 30 января 1925 года Рой и Эвелин были арестованы в Париже. Эвелин, как гражданку США, освободили и разрешили остаться во Франции. Однако Рой был депортирован в Люксембург. Но ему удалось оттуда сбежать и теперь он находился на нелегальном положении в Берлине; оттуда он приехал в Москву к 21 марта 1925 г. для участия в Пятом пленуме ИККИ.

Резолюция V пленума (март - апрель 1925 г.) по-прежнему считала буржуазный Индийский национальный конгресс революционным. Тактика Роя по расколу движения и внедрению коммунистических групп была отвергнута. Ставилась цель укрепления единства националистического движения. Коминтрен должен был плотно работать с националистами.

Пятый пленум также поставил целью установить тесную связь секций Коминтерна в империалистических странах с колониями этих стран».

Фактически это означало, что Коммунистическая партия Великобритании должна была иметь право голоса и в полной мере участвовать в делах Коммунистической партии Индии, предоставляя советы, рекомендации и поддержку. Это вновь подрывало авторитет и влияние Роя в Индии.

Последней каплей полного поражения было сообщение Перси Э. Глэйдинга, представителя Коммунистической партии Великобритании, совершившего поездку по Индии в период с января по апрель 1925 года и сообщившего, что «индийских коммунистических групп вообще не существует».

Теперь слишком много зарубежных левых групп пытались руководить индийским коммунистическим движением - Рой из Берлина; Колониальный комитет Коммунистической партии Великобритании; и Чатто и его соратники из Европы. Была также группа из двенадцати индийских студентов-левых, в основном в Лондоне, называвших себя Индийским бюро; и они занялись индийскими делами. Шапурджи Саклатвала, избранный в британский парламент в 1922 году, работал с Компартией Великобритании и Индийским бюро.

Кроме того, во Франции существовал Проиндусский комитет, группа во главе с Анри Барбюсом, которая занималась пропагандой независимости Индии. Эвелин, находившаяся во Франции, как раз и руководила деятельностью Проиндусского комитета.

К 1927 году Коммунистическая партия Индии почти перешла под контроль Коммунистической партии Великобритании; ее деятельностью руководил Филип Спратт , молодой коммунист, вступивший в партию в Великобритании во время учебы в колледже Даунинг в Кембридже. Он приехал в Индию под видом продавца книг.



Филип Спратт (1902-1971)


Бенжамин Брэдли (1898-1957)

Повышение активности индийских коммунистов в 1927 г. во многом было связано с усилиями Филипа Спратта. Он привнес новую энергию в профсоюзную и партийную работу. Ему удалось получить средства из Европы для партийной работы в Индии.

В сентябре 1927 года к Спратту присоединился другой член Компартии Великобритании, Бенджамин Ф. Брэдли, инженер по образованию. В Индии он представился техническим консультантом текстильных компаний. Теперь Спратт и Брэдли стали фактическими лидерами Коммунистической партии Индии. Под их руководством коммунистическое движение набирало обороты.

Тактика группировки левых элементов , которая заключалась в том, чтобы «вести разъяснительную борьбу внутри существующего движения и организаций», работала хорошо. Коммунисты проникли в Национальный конгресс, Партию крестьян и рабочих, в профсоюзы. Брэдли стал вице-президентом Союза железнодорожников.

Чем это закончилось, я рассказывала в самом первом посте - в 1929 году индийские коммунисты вместе со Спраттом и Брэдли были арестованы за попытку организовать забастовку. Дело получило название "Заговор в Мируте" .
Спратт был приговорен к 12 годам тюремного заключения, Брэдли - к 10-ти. В Великобритании лейбористы организовали акции в поддержку и за освобождение узников мирутского дела, поэтому в 1934 году англичан отпустили.



Осужденные по делу мирутского заговора

Спратт в тюрьме начал уже пересматривать свое отношение к коммунизму и Коминтерну.  В 1934 году его выпустили из тюрьмы, но так как он попытался продолжить работу с коммунистами, его опять арестовали.

В 1939 году Спратт уже писал статьи, разоблачавшие сталинизм и порицавшие Коминтерн, а в воспоминаниях о тюрьме писал вот так: «Мы придирались к тому, что делалось [Национальным конгрессом под руководством Ганди], но мы не направляли нашу атаку на лиц, действительно ответственных, а именно на руководство Коминтерна в Москве… … Я не сомневаюсь, что здесь было начало моего  эмоционального отхода от коммунизма»

В отличие от Спратта, Брэдли продолжил свою деятельность в Коммунистической партии Британии и арестовывался в 1940 году за призывы к освобождению Индии.

Итак, Рой был фактически удален с индийской сцены, примерно к этому времени его рабочая зона была перенесена в Китай.

На следующей неделе: Рой в Китае

Но сначала, нужно еще немного вспомнить о международной обстановке и дипломатической работа молодого советского государства, которое боролось с налагаемыми на него санкциями и попытками установить полную изоляцию.

Источники:https://sreenivasaraos.com/2016/01/15/mn-roy-brief-outline-of-life-events-and-thoughts-part-10/
https://thetricontinental.org/dossier-32-communist-movement-in-india/
https://cpiml.net/liberation/2019/10/does-2020-mark-100-years-of-cpi-or-2025

Индия- Пакистан-Бангладеш, Мухаджиры, Рой М.Н., Революции, Мусульмане

Previous post Next post
Up