Окончание перевода "оспрейки" о Битве за Британию.
Предыдущие части здесь:
Битва за Британию. Часть 1. Причины и хронология.
https://lewhobotov.livejournal.com/1217658.htmlБитва за Британию. Часть 2. Германская авиационная доктрина и основные типы самолетов.
https://lewhobotov.livejournal.com/1218052.htmlБитва за Британию. Часть 3. Командиры Люфтваффе
https://lewhobotov.livejournal.com/1218774.htmlБитва за Британию. Часть 4. Возможности защитников.
https://lewhobotov.livejournal.com/1219323.htmlБитва за Британию. Часть 5. Командиры Британских ВВС и боевой состав RAF
https://lewhobotov.livejournal.com/1219750.htmlБитва за Британию. Часть 6. Цели кампании
https://lewhobotov.livejournal.com/1220184.htmlБитва за Британию. Часть 7. Битва за Британию началась! День Орла (13 августа)
https://lewhobotov.livejournal.com/1220707.htmlБитва за Британию. Часть 8. Первая фаза операции (15-18 августа)
https://lewhobotov.livejournal.com/1221137.htmlБитва за Британию. Часть 9/1. Вторая фаза операции (24 августа - 6 сентября)
https://lewhobotov.livejournal.com/1221718.htmlБитва за Британию. Часть 9/2. Вторая фаза операции (24 августа - 6 сентября)
https://lewhobotov.livejournal.com/1221921.htmlБитва за Британию. Часть 10/1. Третья фаза операции (7-30 сентября)
https://lewhobotov.livejournal.com/1222236.htmlБитва за Британию. Часть 10/2. Третья фаза операции (7-30 сентября)
https://lewhobotov.livejournal.com/1222511.htmlБитва за Британию. Часть 11. Последствия и анализ
https://lewhobotov.livejournal.com/1222836.html
Чтобы «открыть дверь» для крупных атак Адлертага, запланированных на следующий день, Luftflotten 2 и 3 попытались вывести из строя пять радиолокационных станций Chain Home, четыре из которых находились в зоне ответственности, в основном вдоль береговой линии Кента и Сассекса. Кессельринг поручил эту миссию вновь прибывшей Erprobungsgruppe 210 (ErprGr 210), экспериментальному испытательному подразделению Jabos (истребитель-бомбардировщик), которое доказало свою особую эффективность при бомбардировке пикирующих кораблей в Ла-Манше. В то время как командир группы, гауптман Вальтер Рубенсдёрфер, повел свой stabschwarm («штабной рейс») на внутреннюю станцию CH в Дюнкерке, недалеко от Кентербери, 1. Staffel (Bf 110C-6) ударил по Певенси, 2. Штафпел (Bf 110D-0) подбил Рай, а обер-лейтенант Отто Хинтце - 3. Штаффел атаковал позицию Свингейт под Дувром восемью Bf 109E-4/B. Следуя запутанному подходу, который повернул параллельно английской береговой линии в западном направлении, четыре отдельных формации двинулись на север, чтобы атаковать назначенные им цели. Эта тактика поставила 3 очка Хинтце. Staffel находится за широковещательной «полосой» радара Swingate CH и перпендикулярно радару Rye CH, в результате чего он остается невидимым для обоих. Чтобы избежать заграждения аэростатов и обширных зенитных батарей, защищающих Дувр, Хинтце повел свое соединение через залив Лэнгдон, к востоку от порта, где отдельные самолеты затем взлетели, чтобы атаковать четыре выдающиеся 350-футовые воздушные мачты Chain Home бомбами общего назначения SC 250 (250 кг/551 фунтов). После того, как он доставил оружие, Хинтце резко повернул вправо, чтобы перестроить свой стаффель и наблюдать за патрулирующими истребителями Королевских ВВС, пока его ведомый сбрасывал свою бомбу. Третьим в атаку пошел обер-лейтенант Август Винг, летевший на «Желтой 3». Хотя бомбардировка восемью «Джабо» была достаточно точной, взрывы бомб не смогли опрокинуть стальные решетчатые мачты, но немного повредили их и разрушили несколько хижин внутри комплекса. Тем не менее, передающий и приемный блоки, а также относительно незащищенный «наблюдательный пункт», где проводилось построение графиков отражения радиолокационных сигналов, не пострадали. В ходе ремонтных работ радар AMES Mk I был восстановлен в рабочем состоянии в начале второй половины дня.
Битва при Биггин Хилл
Поскольку сосредоточение 2-го люфтфлота на станциях сектора Королевских ВВС стало приоритетным, 30 августа Биггин Хилл был атакован дважды. Вторая, поздно вечерняя атака «Джабо» с низкой высоты, состоящая из десяти ErprGr 210 Bf 110 и шести Bf 109, опустошила «Северный лагерь» базы, разрушив один большой ангар, авиационные мастерские, склады и автотранспортную площадку, оружейную и караульную базу, казармы и бомбоубежище, убив 39 человек и ранив еще 26. Были перерезаны газо-, водопроводные и электрические линии, а телекоммуникационные кабели были перерезаны в трех местах. В то время как Хорнчерч взял на себя контроль над перехватами в секторе С, линии связи были отремонтированы за ночь, и база вернулась в строй на следующее утро. На следующий день в 13:00 Биггин Хилл снова подвергся удару из самолетов Do 17Z, которые бомбили «Южный лагерь» с высоты 12 000 футов, разрушив большой ангар этой стороны и повредив жилые помещения, столовые и базу NAAFI. Два часа спустя под командованием лейтенанта А. Р. Коллингса 72-я эскадрилья высадила 21 Spitfire Mk IA, вылетевших из Аклингтона, чтобы заменить сильно истощенную и только что убывшую 610-ю эскадрилью. Свежая эскадрилья была немедленно заправлена и переведена в 20-минутный статус «Доступно», а в 17:45 «Теннисная эскадрилья» (их радиопозывной) была поднята в воздух для встречи со следующей волной рейдеров. Двадцать «Спитфайров» были запущены и направились на юго-восток для перехвата I./KG 3 Do 17Z к северо-западу от Дандженесса, сбив одного, но потеряв два из-за сопровождения Bf 109E. Пока они отсутствовали, в 18:00 Staffel из Do 17Z из III./KG 76 нанес удар на малой высоте, не встретив сопротивления. 79-я эскадрилья (позывной «Панси») немедленно поднялась в воздух, запустив все шесть своих исправных «Харрикейнов», изо всех сил набирая высоту, чтобы догнать уходящие «Дорнье», но потеряла два из-за сопровождающих Bf 109E. «Северный лагерь» снова подвергся сильному удару, разрушив большой ангар с тремя отсеками и нанеся прямой удар по блоку операций сектора, снова перерезав разорванные, подделанные линии связи. В районе рассредоточения остался один неисправный «Спитфайр» 72-й эскадрильи (R6928; предположительно с кодом RN●N), но ненадолго. Самолет не мог быть зафиксирован вовремя, поэтому пилот, сержант Стэплс, и наземный персонал спикировали в ближайшую «щелевую траншею» с пулеметной командой Льюиса, когда бомбы начали «сминаться» по аэродрому и врезаться в здания и ангары «Северного лагеря». По словам капрала Грэма Гилларда, «из нашего бомбоубежища мы видели наш одинокий непригодный «Спитфайр», который просто свернулся калачиком под бомбежкой. Один из наших электриков, смелый, но глупый человек, выбежал за неразорвавшейся бомбой. Он взорвался на полпути к периметру леса. Произошло много жертв, в основном WAAF. Взлетно-посадочная полоса была выведена из строя».
Встреча с «Большим крылом» «Вот они... последние пятьдесят «Спитфайров»...» Анонимный член экипажа Kampfflieger, увидев приближение «Большого крыла», 15 сентября 1940 г.
Оглядываясь назад, можно сказать, что воздушная атака Luftflotte 2 на лондонские верфи в Ист-Энде 15 сентября 1940 года обычно рассматривается как кульминация «Битвы за Британию», и в некотором смысле так оно и было. По мере того, как бомбардировочная мощь Люфтваффе ослабевала, отчаянно надеялись, что Истребительное командование Королевских ВВС находится в аналогичной ситуации и, согласно заверениям разведки ObdL, это «израсходованная сила». Тем не менее, столкновение ударной группы с «Большим крылом» 12-й группы над Лондоном в тот день стало глубоким и разрушительным потрясением для морального духа и надежд люфтваффе. Когда 114 бомбардировщиков пересекли английское побережье, диспетчер сектора «С» AVM Park применил доктрину Даудинга «перехватить рано и атаковать сильно», при этом девять эскадрилий атаковали последовательно в течение 20-25 минут, сбив или развернув 14 бомбардировщиков - 12,28 процента ударной силы. Широко разрекламированное «Большое крыло» Ли-Мэллори было остановлено на случай, если ударная группировка совершит ложный маневр в сторону Лондона, но намеревалась бомбить Норт-Вельд, Дебден и другие цели к северо-востоку от столицы. Группа из пяти эскадрилий «Биг Винг» была среди 13 подразделений, перехватывавших ударную группировку в районе цели, сбив 11 бомбардировщиков, четыре из которых, как известно, пали от «Спитфайров» и «Харрикейнов» «Большого крыла». На снимке, приближающемся к району цели, один из ведущих бомбардировщиков - He 111H-3 A1+DA из Stab/KG 53 - подвергается лобовой атаке со стороны «Харрикейнов» 242-й эскадрильи. Их возглавлял неукротимый лейтенант Дуглас Бейдер, летевший на Hurricane I LE●D/V7467, который был замечен атакующим бомбардировщиками справа. «Хейнкель», экипаж которого состоял из фельдфебелей Бенца, Сьонбера и Швайгера, а также Уффца Майера и Гейгера, подвергся последующим атакам и в течение двух минут загорелся и разбился возле пирса Трипкот, Вулвичский арсенал, к западу от района цели, убив всех находившихся на борту.
А. Одна Jagdgruppe проносится («свободная охота») впереди строя бомбардировщиков. Обычно возглавляется командиром Jagdgeschwader и его звеном Geschwaderstab («штаб»). B. Две другие Jagdgruppen обеспечивают Jagdschutz («истребительную защиту» или непосредственное сопровождение), летая рядом с формированием бомбардировщиков и защищая его фланги. С. Бомбардировочное соединение кампгешвадеров
Как правило, истребительная эскадрилья Королевских ВВС в августе-сентябре состояла из 18 (иногда 24) самолетов (в том числе двух в резерве) и 22 пилотов, при этом требовалось иметь 12 самолетов, пригодных для боевых действий каждый день. К августу 1940 года, извлекая уроки из жестоких уроков французской кампании и первых столкновений с Bf 109E над Ла-Маншем, вместо отвратительно жестких построений «Атак на боевые зоны», предписанных в Руководстве по воздушной тактике Королевских ВВС 1938 года, каждая эскадрилья в основном летала как три группы по три самолета, расположенные в форме буквы V-образной формы. Четвертая секция летела позади основного строя и располагалась на высоте 1000 футов над ним, извиваясь из стороны в сторону, чтобы предотвратить внезапные атаки с кормы. Двигаясь на пониженных скоростях, чтобы «ткачи» могли лететь по более длинной извилистой траектории, необходимой для удержания позиции на основном строю, весь строй оказывался в тактическом невыгодном положении при атаках Bf 109 с использованием высокоскоростных «рубящих» атак, а «ткачи» находились в особенно невыгодном положении, постоянно предлагая свои уязвимые «шесть часов» то одной, то другой стороне. Высокие потери среди «ткачей» привели к тому, что эта практика была прекращена.
Первоначально доктрина Люфтваффе предусматривала, что каждое бомбардировочное крыло (три боевые группы, обычно по 18 бомбардировщиков каждое) должно сопровождаться Jagdgeschwader. В этом случае одна из Jagdgruppe истребительного авиакрыла должна была находиться впереди объединенного соединения бомбардировщиков-истребителей по freie Jagd («свободная охота» или «истребительная разведка»), а две другие Jagdgruppen авиакрыла располагались на флангах бомбардировочной группы, обеспечивая Jagdschutz («истребительная защита» или «непосредственное сопровождение»). «Стремительная» группа Jagdgruppe должна была летать на высоте более 20 000 футов со скоростью Bf 109E 300 миль в час и иметь полную свободу действий для атаки любых вражеских перехватчиков, которые они заметят. Jagdgruppen «ближнего сопровождения» были «привязаны» к бомбардировщикам, летая немного над ними и на их флангах, но должны были «идти в ногу» с бомбардировщиками, которые летели со скоростью 190 миль в час и, как правило, не имели права вступать в бой с вражескими перехватчиками, если им или их подопечным не угрожала атака.