Окончание предыдущего поста.
В течение недельного перерыва между двумя крупными дневными ударами по Лондону истребители-перехватчики Королевских ВВС и зенитная артиллерия сбили 28 бомбардировщиков, в то время как 61 "Харрикейн" и "Спитфайр" были потеряны из-за Bf 109 и "Зерстереров", которые потеряли 22 и 11 бомбардировщиков соответственно. Очевидно, что пересмотренная оперативная стратегия сработала, и соотношение убитых "Эмилем" составило в среднем примерно 2:1, но, как и в случае с любой стратегией на истощение, это требует времени, а время было на исходе у люфтваффе.
Первоначальная атака на 15 сентября было 27 Do 17Z пытались разбомбить железнодорожное депо Баттерси, за ними последовали 52 He 111 и еще 62 Do 17Z для атаки лондонских доков Ист-Энда.
15 сентября, когда три эскадрильи "Спитфайров" вступили в бой раньше времени, пытаясь "оторваться" от сопровождения, Парк приказал шести эскадрильям "Харрикейнов" атаковать парами для максимального истощения сил и взаимной поддержки. В результате этих атак был сбит один Do 17Z и повреждены 13 других бомбардировщиков, что вынудило их прервать полет.
15 сентября
Взлетели со своих баз близ Бове, Франция, в 10:10, 27 рейсами Do 17Z (I и III/кг 76) поднялись на север и, приближаясь к французскому побережью к югу от Булони, экипажи были рады видеть, что к ним присоединились около 100 Bf 109 (JGs 3 и 53), в том числе около еще 100 (JGS 27 и 52) устремились вперед.
В 10:50 станция Rye CH сообщила о первом контакте, за которым быстро последовало еще несколько, когда истребители сопровождения поднялись в воздух.
широкая зона действия радара.
Парк привел в "готовность" 11 из своей 21 эскадрильи, проинформировал Брэнда и Ли-Мэллори и "отозвал" два быстроходных "Спитфайра" (72-й и 92-й эскадрильи Sqn) из Биггин-Хилл в 11:03 для патрулирования между Кентербери и Данженессом на высоте 25 000 футов.
Намереваясь "усилить оборону" и утомить подразделения Парка перед главной атакой, "Дорнье" полковника Стефана Фрелиха пересекли английское побережье вблизи Фолкстона в 11:35, когда диспетчер сектора С направил "Спитфайры" на перехват и поднял в воздух четыре эскадрильи,
в общей сложности было совершено 43 налета на "Харрикейны", за которыми последовали еще два. Брэнд развернул одну эскадрилью (609 кв.м) для
защиты Бруклендса, а Ли-Мэллори "приказал" своему "Большому крылу" (19, 242, 302 (польский).), 310 (чешский) и 611 Sqns - 56 "Харрикейнов" и "Спитфайров") для патрулирования Дебден-Хорнчерч.
Примерно через десять минут 20 "Спитфайров" вступили в бой с "рейдерами" над Кентербери, за ними быстро последовала 603-я эскадрилья, но самолеты сопровождения отбились от них без потерь с обеих сторон; в полдень первая из трех пар эскадрилий "Харрикейнов" атаковала бомбардировщики в лоб, когда они приблизились Лондон. Пролетая над все более неблагоприятными погодными условиями - "кучевыми и слоисто-кучевыми облаками высотой в семь десятых, с вершинами высотой до 12 000 футов", "Дорнье" продолжили путь к своей цели: железнодорожному депо Баттерси. Перехватчики наконец прорвались сквозь заслон истребителей и сбили шестерых Дорнье; однако масштабное воздушное сражение привело к потере 11 "Харрикейнов" и
"Спитфайры". Девять ‘Эмилей’ были сбиты, а десятый брошен в Ла-Манше после боя.
После переброски девяти эскадрилий от побережья к намеченному району, основной налет 15 сентября был предпринят силами 13 эскадрилий из Ураганы и "Спитфайры " над лондонским Ист-Эндом, включая "Группу № 12" ‘Большое крыло’, окончательно разрушающее иллюзию того, что Истребительное командование было поверженным врагом.
Прибыв в район цели в 12:09, бомбометчики Фрелиха обнаружили значительную дыру в плотное облако и сбросили через него большую часть своих 23 тонн бомб, перерезав пути на виадуке Пупартс и остановив все железнодорожное движение, в результате чего погибли 24 человека. Когда "Дорнье" пересекли столицу и повернули на юго-восток, командир эскадрильи Дуглас Бадер повел "Большое крыло" во фланговую атаку, которая вылилась в беглый бой, преследуя разрозненный строй к центру города. Береговая линия Кента, но без заметного успеха.
В то время как рейд Фрелиха открыл дневное сражение, гораздо более масштабная последующая атака Кессельринга планировалось нанести серьезный ущерб трем крупным коммерческим верфям в лондонском Ист-Энде в попытке вовлечь командование истребительной авиации в решающий бой. Ударную группу возглавлял KG 53 полковника Эриха Шталя, с Do 17 из II и III дивизий Финка/KG 2 в колонне слева и вновь прибывшим II дивизией Фукса/KG 26, следующей за II дивизией/KG 3 справа. Когда они собрались, JG 26 и JG 51 шли впереди, совершая большой налет на "Фри Ягд", в то время как шесть "ягдгрупп" (I.[J]/LG 2 и пять из JG 3, 26, 53 и 77) поднялись над строем бомбардировщиков для "прикрытия сверху".
III./JG 54 вылетела на ближнее сопровождение, в то время как 20 "зерстереров" (I./ZG 26 и V.(Z)/LG 1) заняли позицию справа.
Прикрываемые 360 истребителями, 114 средних и легких бомбардировщиков направились в сторону Лондонский Ист-Энд выстраивается в линию шириной 6,5 миль, пересекая Ла-Манш в западном направлении, направляясь к Данженессу, прежде чем повернуть на северо-запад, к своим целям.
Они были обнаружены в 13:45, и 15 минут спустя Парк снова начал запускать свои перехватчики, в конечном итоге подняв в воздух звенья и звенья всех 21 эскадрильи - 185 "Спитфайров" и "Харрикейнов" - для встречи с воздушной армадой Шталя. В 14:15 диспетчер сектора С начал атаку тремя подразделениями "Спитфайр" (41, 92 и 222-й эскадрильи), затем - с интервалом в пять минут - три пары эскадрилий "Харрикейн" (213/607-я, 501/605-я и 249/504-я эскадрильи) вступили в бой.
Самолеты сопровождения успешно отразили атаку, позволив 100 бомбардировщикам достичь цели район, где их боевые порядки оставались нетронутыми до прибытия основных сил Парка (восемь эскадрилий) и резервов (три эскадрильи), усиленных "Большим крылом" Ли-Мэллори (теперь 47 перехватчиков).
Однако налетчики не смогли обнаружить отдельные верфи из-за погодных условий и сбросили большую часть своих бомб на Вест Хэм, Бромли-бай-Боу и прилегающие районы, прежде чем повернуть домой.
Поскольку многие самолеты сопровождения были "отброшены", когда они с боями пробирались через Кент, бомбардировщики были особенно уязвимы в районе цели и во время вылета, в общей сложности было сбито 14 Do 17Z и семь He 111H, в то время как "дефендеры" потеряли девять "Харрикейнов
" и три "Спитфайра", половина из них - из-за Bf 109. Второй "Люфтфлотт" потерял 12 "Эмилей" из-за атак истребителей ПВО, и три "Зерстерера" также были сбиты.
Потерпев поражение от бомбардировщиков люфтваффе в массированных атаках на среднем уровне и воодушевившись успехом ErprGr 210, ObdL попыталась заменить Самолеты Bf 109E-4 и E-7 совершали небольшие рейды по Лондону с целью запугивания. Каждый Ягдгешвадеру было приказано сформировать три эскадрильи (по одной в каждой группе) истребителей Jabo. В течение В октябре было совершено 2633 боевых вылета "Джабо" 140 индивидуальных атак.
Примерно в то же время третий "Люфтфлотт" Шперрле совершил два гораздо меньших налета. От Виллакубле, 27 He 111Ps (III./KG 55) сначала направлялись к Саутгемптону, но по мере приближения повернули на запад, чтобы атаковать военно-морскую базу в Портленде. По плану, они должны были начать с Зеелове через два дня этот рейд был задуман для того, чтобы помешать возвращению РН и поставить под угрозу операцию по пересечению Ла-Манша.
Ущерб был нанесен незначительный - всего пять бомб упали на военно-морские объекты, - и налет был перехвачен шестью "Спитфайрами" (152 Sqn), которые сбили один "Хейнкель". Почти два часа спустя 18 истребителей Bf 110 Jabo (1-й и 2-й/ErprGr 210) совершили внезапную атаку с малой высоты на завод "Спитфайр" компании "Виккерс-Супермарин" в Вулстоне - ни попаданий, ни потерь нанесено не было.
В общей сложности два "Люфтфлоттена" совершили 218 боевых вылетов на бомбардировщиках и 799 на истребителях, потеряв 32 бомбардировщика
(включая самолет разведки погоды) и 26 истребителей - всего 58 самолетов.
Руководство люфтваффе ожидало от атак в этот день многого - ObdL предсказывал, что это будет "решающий удар’. Это имело решающее значение, хотя и не так, как ожидали Геринг и его штаб.
Курс обмена истребителей - основа, на которую возлагал надежды Геринг, - был даже ниже, чем ожидалось, соотношение составляло 1:1, а потери бомбардировщиков составили почти 15%, что является совершенно недопустимым показателем.
Хотя бои 15 сентября нанесли серьезный удар по уверенности Геринга в своих силах, а люфтваффе, британская пропаганда военного времени - и последующие исторические события - сильно преувеличивали масштабы успеха Королевских ВВС. Истребительное командование опубликовало заявление для Би-би-си, которая транслировала это по всей Стране, навсегда вписав эту дезинформацию в канон мифологии битвы за Британию, утверждала, что пилоты ее истребителей-перехватчиков и зенитчики сбили 185 немецких бомбардировщиков. (После войны "ошибка" была исправлена, и утверждение было сокращено до Уничтожено 60 немецких самолетов, цифра очень близка к точной, но к этому времени британцы общественность была мало заинтересована в исправлении этого факта.) Тем не менее, это стало крайне необходимым средством для поддержания слабеющего морального духа Королевских ВВС и растущего разочарования, неудовлетворенности и беспокойства британской общественности. В сочетании с последующей отменой во время операции "Зеелове", которая усилила ощущение высокой драматичности, пропагандистская уловка оказалась в высшей степени успешной и привела к ежегодному празднованию 15 сентября как "Дня битвы за Британию".
Но как для хронически уставших пилотов Королевских ВВС, так и для крайне разочарованного летного состава люфтваффе это был всего лишь еще один тяжелый день в череде изнурительных ежедневных сражений. Кампания продолжалась, но приняла еще один оборот.
Конец Адлерангриффа
"Робинсон", мобильная штаб-квартира ObdL Геринга, прибыла на железнодорожную станцию Булонь в 15 сентября и на следующий день в рейхсмаршале состоялся его последний "Адлерангриффский концерт’.
Обескураженный результатами операции предыдущего дня, он предсказал, что "через четыре-пять дней с тяжелыми потерями с ним [Королевскими ввс] будет покончено..." Генерал-майор Теодор Остеркамп, новый командир 2-й истребительной авиагруппы поделился отчетом пилотов своих ягдваффе о столкновении с "Большое крыло" Бадера: "Англичане применили новую тактику. Теперь они используют мощные истребительные группировки для проведения массированной атаки… Вчера эта новая тактика застала нас врасплох".
Не желая принимать во внимание инакомыслие, Геринг призвал своих командиров ускорить наступление на Лондон.,
Ответом Геринга было: "Это именно то, чего мы хотим! Если они нападут на нас толпами, мы сможем перестрелять их толпами’.
Но у Геринга не было "четырех или пяти дней", чтобы завершить уничтожение истребителя
Команда. 17 сентября Гитлер отложил операцию в Зеелове на неопределенный срок. Поскольку вторжение не было поддержано, Адлерангрифф - кампания ОСА - завершилась. Потерпев поражение, но еще не желая этого признавать, Геринг настаивал на продолжении бомбардировок Лондона (путем Luftflotte 2) и цели британской авиационной промышленности (Luftflotte 3). Его тщетной, отчаянной надеждой было "примирить Англию с помощью независимого воздействия люфтваффе на моральный дух и экономику". Хотя Гитлер и не питал таких радужных надежд, он не хотел ослаблять давление на британское правительство или его население из-за опасений, что отмена Зеелове может быть замечена.
Геринг пережил "четыре или пять дней" ожесточенных атак в последнюю неделю сентября. 25-го числа Кессельринг совершил 275 самолето-вылетов на бомбардировках Лондона, в то время как Сперрле отправил 58 самолетов He 111 (KG 55) разбомбили бристольский завод в Филтоне, уничтожив восемь новых "Бленхеймов" и "Бофайтеров" и повредив еще дюжину, что привело к 357 жертвам и остановке производства на несколько недель.
На следующий день 59 "Хейнкелей" (снова KG 55) в сопровождении сильного истребительного эскорта, сбросил 70 тонн бомб на завод Supermarine в Вулстоне, в результате чего погибло 89 человек, были уничтожены три "Спитфайра" и повреждены еще 20, а также временно остановлено производство.
На следующий день Кессельринг нанес три удара по Лондону, в то время как Шперрле снова нанес удар Бристоль, но большинство налетчиков были отбиты с большими потерями, прежде чем достигли своих целей. Наконец, 30 сентября Кессельринг двумя волнами отправил 173 бомбардировщика в сопровождении 1000 истребителей на бомбардировку Лондона, в то время как Шперрле отправил 40 "Хейнкелей" (KG 55) бомбить Вестленд завод в Йовиле. Только 30 бомбардировщиков (KG 30) долетели до Лондона, где повреждения были незначительными, а атака 3-го воздушного флота была сорвана облаками.
Перехватчики "Харрикейнов" и "Спитфайров" значительно превзошли своих противников, сбив 16 бомбардировщиков и 27 Bf 109, потеряв при этом только 16 своих. По словам Адольфа Галланда, "Геринг был потрясен. Он просто не мог понять, как происходили все более болезненные потери бомбардировщиков.’
После этого последнего крупного дневного сражения над Лондоном массированные соединения практически исчезли, а дневные налеты неуклонно сокращались. Начиная с 7 сентября Геринг изменил оперативную стратегию, превратив ее в битву на истощение. Это была битва, в которой люфтваффе
не смогли победить.
Ровно через месяц количество двух самолетов Luftflotten сократилось примерно до 800 бомбардировщиков (с 1131) и примерно 600 истребителей (с 813). Что
еще хуже, это серьезно повлияло на качество обслуживания. Из-за отсутствия эффективной системы технического обслуживания/ремонта на местах серьезно поврежденные самолеты приходилось возвращать железнодорожным транспортом или на грузовиках к месту базирования подразделения в Германии, или они были разобраны, чтобы поддерживать в рабочем состоянии другие самолеты. Следовательно, из приведенных выше цифр только 52% бомбардировщиков и 68% истребителей оставались в рабочем состоянии. Это оказалось поражением, от которого люфтваффе уже никогда не оправились бы.