Битва за Британию. Часть 11. Последствия и анализ

Oct 19, 2024 11:00


Продолжение перевода "оспрейки" о Битве за Британию.

Предыдущие части здесь:
Битва за Британию. Часть 1. Причины и хронология.
https://lewhobotov.livejournal.com/1217658.html
Битва за Британию. Часть 2. Германская авиационная доктрина и основные типы самолетов.
https://lewhobotov.livejournal.com/1218052.html
Битва за Британию. Часть 3. Командиры Люфтваффе
https://lewhobotov.livejournal.com/1218774.html
Битва за Британию. Часть 4. Возможности защитников.
https://lewhobotov.livejournal.com/1219323.html
Битва за Британию. Часть 5. Командиры Британских ВВС и боевой состав RAF
https://lewhobotov.livejournal.com/1219750.html
Битва за Британию. Часть 6. Цели кампании
https://lewhobotov.livejournal.com/1220184.html
Битва за Британию. Часть 7. Битва за Британию началась! День Орла (13 августа)
https://lewhobotov.livejournal.com/1220707.html
Битва за Британию. Часть 8. Первая фаза операции (15-18 августа)
https://lewhobotov.livejournal.com/1221137.html
Битва за Британию. Часть 9/1. Вторая фаза операции (24 августа - 6 сентября)
https://lewhobotov.livejournal.com/1221718.html
Битва за Британию. Часть 9/2. Вторая фаза операции (24 августа - 6 сентября)
https://lewhobotov.livejournal.com/1221921.html
Битва за Британию. Часть 10/1. Третья фаза операции (7-30 сентября)
https://lewhobotov.livejournal.com/1222236.html
Битва за Британию. Часть 10/2. Третья фаза операции (7-30 сентября)
https://lewhobotov.livejournal.com/1222511.html

ПОСЛЕДСТВИЯ И АНАЛИЗ

Вражеская авиация еще ни в коем случае не разгромлена; Напротив, он проявляет возрастающую активность.
Погодная ситуация в целом не позволяет рассчитывать на период затишья..
Поэтому фюрер решил отложить "Морского льва" на неопределенный срок
Военный штаб кригсмарине (Kriegsmarine Seekriegsleitung) Военный дневник, 17 сентября 1940 года

После окончательного поражения Люфтваффе в последний день сентября, дневные бои - за исключением участившихся, но неэффективных в оперативном отношении рейдов «Джабо» - продолжались в беспорядочной манере до 29 октября, когда дюжина Юнкерсов Ju 88A (I./LG 1) совершила налет на Портленд. Это была последняя дневная атака бомбардировщиков люфтваффе на Великобританию. В результате, официально для Королевских ВВС, Битва за Британию закончилась 31 октября 1940 года. Между тем, ночные бомбардировки, которые были случайностью, но никогда не были частью собственно Адлерангриффа, продолжались всю зиму и следующую весну. Пытаясь выполнить директивы Гитлера No 9 и 13, ночные бомбардировки Люфтваффе Великобритании начались 2-3 июня, когда небольшие соединения наносили удары по британским промышленным районам, а позже в том же месяце переместились на авиационные заводы и аэродромы. Используя радиолучевую навигационную систему дальнего действия Knickebein («кривая нога») с частотой 42-48 МГц, ночные бомбардировки Люфтваффе оказались гораздо более точными, чем параллельные ночные операции Королевских ВВС. В течение следующих десяти недель под удар попали 16 промышленных предприятий, 14 портов и 13 аэродромов.


Главная причина, по которой люфтваффе проиграли битву на истощение на последних этапах операции «Адлерангриф», заключалась в том, что, несмотря на высокие потери и невыгодный «обменный курс» по отношению к Bf 109E, британское производство истребителей превосходило немецкое производство «Эмиля» в три раза.


Когда Геринг решил сосредоточить дневные атаки на аэродромы 11-й группы, 3-й люфтфлот Шперле перешел почти исключительно на ночные операции. В последнюю неделю августа Сперрле удвоил мощные атаки на южные и западные порты, особенно на Мерсисайд, доставив 496 тонн бомб за 629 вылетов во время непрерывной четырехдневной бомбардировки. Возможности ночного перехвата Истребительного командования находились в зачаточном состоянии, а его радиолокационная система в целом была неэффективна над сушей, поэтому потери Люфтваффе были невелики.

Основная причина, по которой люфтваффе проиграли битву на истощение во время последних фаз Адлерангриффа, заключалась в том, что, несмотря на высокие потери и невыгодный «обменный курс» по отношению к Bf 109E, британское производство истребителей превысило немецкое производство «Эмиля» в три раза.  Лондон был главной целью, и первой атакой Шперле были 70 бомбардировщиков в ночь с 5 на 6 сентября. Начиная с двух ночей спустя, Лондон подвергался бомбардировкам 57 ночей подряд, разрушив и повредив более миллиона домов и убив более 40 000 мирных жителей.

Даже после обескураживающих боев 15 и 30 сентября ночные рейды Шперле продолжались - скорее в качестве наказания (Strafe Angriff), чем для какой-либо стратегической или оперативной цели. В течение следующих 34 недель Лондон подвергся бомбардировкам 48 раз, при этом несколько крупных атак также затронули Бирмингем, Ливерпуль, Плимут, Бристоль, Глазго, Саутгемптон, Портсмут и Халл, в то время как восемь других городов подверглись бомбардировке один раз, в результате чего погибли еще 20 000 британских граждан. Этот «ночной блиц» продолжался до 21 мая 1941 года, когда люфтваффе пришлось реорганизоваться и передислоцироваться на восток для операции «Unternehmen Barbarossa» («Операция «Барбаросса»), нацистского вторжения в Советскую Россию, которое должно было начаться через месяц. Первоначально ночные бомбардировки были направлены на «блокаду» Британии путем деструктивного закрытия ее портовых сооружений, в то время как подводные лодки пресекали прибывающие суда в море. Как отмечалось ранее, доктрина и руководство Люфтваффе первоначально рассматривали это как единственное средство «стратегического воздушного нападения», которое могло бы дать какие-либо надежды на решающий результат. Однако, как и в случае с осадной войной, «стратегия блокады» или даже тотальная «стратегическая атака» требуют месяцев настойчивых усилий, чтобы стать эффективной. Вместо этого Гитлер не желал вступать в длительную войну против Англии, несмотря на то, что именно это и было основой предвоенного планирования, заявленным обоснованием для вторжения во Францию и Нидерланды и предпочтительным способом ведения стратегической воздушной войны люфтваффе. Недостаток терпения у Гитлера привел к его убеждению, что «успешная высадка с последующей оккупацией быстро положит конец войне... Длительная война для нас нежелательна». Люфтваффе должны были облегчить операцию через Ла-Манш, достигнув превосходства в воздухе над южным побережьем Англии. Но это был поспешный ход и плохая замена здравой долгосрочной стратегии.


Несмотря на поражение, Люфтваффе продолжили битву за Британию в «Ночном блице», в ходе которой Лондон подвергался бомбардировкам 57 ночей подряд в рамках «кампании наказания» (Strafe Angriff), в результате которой погибло 40 000 мирных жителей.

Неудачи Люфтваффе в этой кампании ОСА обсуждались другими и упоминались ранее в этом отчете: отсутствие штаба планирования на уровне командования; поверхностные, простые, поверхностные и вводящие в заблуждение разведывательные сводки; и недостаточная фоторазведка. Эти недостатки вынудили штабы люфтфлота проводить собственное - в значительной степени независимое - оперативное планирование, оценку разведки и рекогносцировку, что привело к двум отдельным кампаниям. Лучшим примером этого являются первые атаки на радиолокационные станции СН. Люфтфлот 3 нанес удар по Вентнору 15 бомбами с пикирующих бомбардировщиков Ju 88, выведя его из строя на три дня, в то время как Люфтфлот 2 поразил четыре радиолокационные станции тремя или четырьмя бомбами, доставленными Jabos, выведя их из строя всего на три-шесть часов. В отличие от других военных кампаний, успех воздушной кампании не может быть оценен по захваченным городам, оккупированным территориям или побежденным или уничтоженным армиям противника. Вместо этого успех или неудача воздушной кампании зависит от того, достигла ли она поставленных перед ней задач или заявленных целей. Более того, воздушная кампания не может быть оценена путем сравнения заявлений противоборствующих сторон о воздушных победах или совокупных потерь. «Заявления об уничтожении» являются лишь показателем интенсивности воздушных боев, а не фактическим количеством уничтоженных самолетов противника. Они подпитывают пропаганду военного времени и часто становятся сенсациями историков-любителей и энтузиастов авиации, но они бесполезны для профессиональных военных историков, потому что они всегда - и обычно сильно - раздуты. В этой кампании «победные заявления» Люфтваффе были в 2,57-3,32 раза больше, чем потери Королевских ВВС. Заявления Истребительного командования были также раздуты. В два самых тяжелых дня боев (15 и 18 августа) Королевские ВВС заявили о 336 сбитых самолетах Люфтваффе, в то время как на самом деле было потеряно 143 самолета. В «День битвы за Британию» истребительное командование превысило свои требования на 325 процентов.

Точно так же для военного историка почти столь же бессмысленны ежедневные совокупные потери, включая все потери всех видов по всем причинам. Единственные цифры, которые имеют значение, - это фактические потери в бою, как они используются в этом отчете, и скорость восполнения этих потерь. В случае с Битвой за Британию Люфтваффе «выиграли» первую (общее обменное соотношение «Эмиля» с 12 августа по 15 сентября составляло 1,77:1), уничтожив чуть более трех истребителей Королевских ВВС на каждые два потерянных Bf 109E. Однако, поскольку британские заводы производили в три раза больше заменителей, чем Мессершмитт (наряду с Эрлой, Арадо и Физелером) каждый месяц, незначительное превосходство Ягдваффе было недостаточным для уничтожения Истребительного командования. Полученные математические расчеты показывают, что для Люфтваффе «битва между истребителями» или «битва на истощение» никогда не была победным сражением. Из-за хронического завышения претензий со стороны Jagdwaffe и неубедительных оценок разведки со стороны ObdL, руководство люфтваффе было слепо к тому факту, что оно проигрывает эту «битву на истощение», вплоть до драматического столкновения с «Большим крылом» Ли-Мэллори 15 сентября. Несмотря на то, что это не соответствовало доктрине Даудинга и практике Парка «перехватывать на ранней стадии и сильно атаковать», психологическое воздействие пяти эскадрилий «Харрикейнов» и «Спитфайров», столкнувшихся лицом к лицу с последней крупной бомбардировочной атакой Кессельринга на Лондон, потрясло Геринга и руководство люфтваффе до глубины души. Потеряв 508 бомбардировщиков и 668 истребителей (Bf 109 и 110), было шокирующим и сокрушительно обескураживающим осознанием того, что Истребительное командование Королевских ВВС остается сильным и жизнеспособным противником. Элементарная ошибка Геринга, заключавшаяся в попытке вступить в бой с Истребительным командованием в «битве на истощение» за Лондоном, часто маскирует тот фундаментальный факт, что главным недостатком в исполнении Адлерангриффа было отсутствие настойчивости люфтваффе в своих атаках. Лучшими примерами этого являются спорадические и часто незначительные атаки на сеть радаров CH и преждевременный отказ от атак на станции сектора Парка.

За семь дней, в том числе 11 атак, Биггин Хилл был вынужден выполнять только «полеты местной обороны», в то время как многие секции станции и важнейший оперативный центр сектора были перемещены за пределы аэродрома. Несмотря на то, что минимальные возможности были восстановлены в течение 12 часов, эскадрильи сектора «С» были переведены в соседние сектора на неделю, в то время как связь и оперативные возможности были восстановлены почти до нормального уровня. Если бы, после эффективной нейтрализации Биггин Хилла, Кессельрингу было позволено изменить свои атаки
в соседний сектор B (это уже началось), после аналогичных усилий разумно ожидать, что Кенли будет также выведен из строя к 12 сентября, как раз к началу Селове. За этим последовала бы нейтрализация Хорнчерча.


Но в один прекрасный день они больше не приходили.

Для современных систем противовоздушной обороны поучительно, что британская IADS - такая же примитивная, как и в 1940 году - оказалась устойчивой и смогла поглотить нейтрализацию одной станции сектора и при этом эффективно функционировать. Но потеря двух смежных секторных станций, вероятно, оказалась бы изнурительной для скоординированной противовоздушной обороны юго-восточного квадранта зоны ответственности 11-й группы. Именно об этом и беспокоился Пак. 12 сентября он писал: «Между 28 августа и 5 сентября был критический период, когда повреждения секторных станций и нашей наземной организации оказали серьезное влияние на боеспособность истребительных эскадрилий». В этот момент Даудинг пришел к выводу, что если удары продолжатся, у него «не будет другого выбора, кроме как полностью вывести 11-ю группу из юго-восточной Англии». Из-за ограниченной дальности полета «Спитфайров», запуск с аэродромов к северу от Темзы переместил бы воздушное поле боя над северным Кентом, тем самым уступив превосходство в воздухе над Ла-Маншем, а также над портами и пляжами южного Кента и Сассекса, и тем самым принеся победу Герингу. Опасения Парка и Даудинга указывают на то, что при наличии усердия и настойчивости «Битва за Британию» действительно могла бы быть выиграна Люфтваффе и вошла бы в книгу как первая успешная независимая воздушная кампания в истории. Однако, подстегиваемый растущей тревогой, связанной с приближающимся крайним сроком начала операции «Зеелёве», эгоцентричный и властолюбивый политик с видимостью военного послужного списка, но не имеющий представления о современных боевых действиях или воздушных кампаниях, принял судьбоносное решение, которое стоило Люфтваффе возможности для победы. Отдав победу Даудингу и Истребительному командованию, Геринг обеспечил выживание Великобритании и тем самым дал западной цивилизации шанс в конечном итоге уничтожить нацистскую Германию.

авиация, Оспрей, military, Вторая Мировая война

Previous post Next post
Up