Ларионов начинал свою живописную карьеру как импрессионист, ученик Коровина, и в этой технике он добился высших результатов, заслужив оценку тончайшего знатока живописи Н. Пунина как лучшего импрессиониста России. Проделав путь от написания натурных пейзажей до создания беспредметной живописи, в Париже Ларионов снова обратился к фигуративным композициям и импрессионистической технике. Эта тенденция возврата к «утраченным ценностям» была характерной чертой европейской живописи, по этому пути в начале 1920-х шли многие ведущие французские художники - Пьер Боннар, Андре Дерен, Брак и Пикассо. Ларионовское парижского периода весьма немногочисленно. «Ларионов пишет мало», - вспоминал А.М. Эфрос В 1920-е годы, уделяя основное время театру, он был занят организацией разного рода художнических акций, балов, лекций, собиравших весь Париж, и постепенно отходил от создания крупных станковых полотен, писал «светоносные» камерные натюрморты и лиричные пейзажи с бесплотными женскими фигурами.
Во второй половине 1920-х годов после получения произведений из московской мастерской, Ларионов начал делать повторения своих ранних вещей, проставляя на новых работах ранние даты. Повторения Ларионова почти никогда не были буквальны. Среди них было много оригинальных композиций, исполненных в духе и стиле ранних работ («Женщина на скамье», конец 1920-х-1930-е), которые ни в чем не уступали своим «прототипам».
Ларионов Михаил Фёдорович. 1881-1964
ЖЕНЩИНА НА СКАМЬЕ. Конец 1920-х - 1930-е
Холст, масло
Натюрморты в коллекции Беккермана убеждают нас в неувядающем мастерстве художника. Мазок Ларионова - это чувственно осязаемый след от соприкосновения ворсинок кисти с зернистой структурой холста. Техника позволяет автору достичь эффекта скульптурной лепки объемов, неторопливой, «намеком», без излишнего форсирования. На наших глазах краска начинает терять свои физические свойства - вес, объем - и превращается в сгустки драгоценной живописной материи. Художник, кажется, бравирует этим своим умением, создавая из окрашенного голубыми рефлексами воздуха очертания стеклянных бокалов или несколькими желто-зелеными мазками намечая кожуру лимона, ветку винограда, сочную дольку дыни, рыхлую структуру скатерти. Изысканная поверхность его картин производит впечатление драгоценности, способной выдержать сравнение с наиболее рафинированными образцами французской школы живописи.
Ларионов Михаил Федорович. 1881-1964
НАТЮРМОРТ С ДЫНЕЙ И ГРОЗДЬЮ ВИНОГРАДА. 1920-е
Холст, масло
Ларионов Михаил Фёдорович. 1881 -1964
НАТЮРМОРТ С РЮМКОЙ И ВИНОГРАДОМ. Конец 1920-х
Холст, масло
Ларионов Михаил Фёдорович. 1881-1964
НАТЮРМОРТ. ЦВЕТЫ И ПОСУДА. [Около 1907]
Холст, масло
Русский период Гончаровой поражает смелостью и многообразием стилей - дивизионизм, неопримитивизм, кубизм, футуризм вплоть до его нефигуративного варианта, лучизм. Её фантастическое трудолюбие было отмечено всеми. Свойственная Гончаровой отзывчивость всему новому интересному и значительному в искусстве, ее особенность поглощать разные стили и направления получила в России определение всечество. После отъезда из России в 1915 году художница продолжала интересоваться европейскими художественными течениями - итальянским футуризмом, поздним кубизмом, пуризмом и др. С конца 1920-х она все больше работала в традиции фигуративной живописи. Многообразие ее манер парижского периода удивляло. Она обращалась к своему беспредметному прошлому («Беспредметная композиция. Электрический орнамент»; «Абстрактная композиция (с подсолнухами)». Вторая половина 1950-х; «Абстрактный пейзаж»). В «Натюрморте с палитрой» Гончарова находит идеальное равновесие между предметностью и тяготеющей к абстрактности декоративностью.
Гончарова Наталия Сергеевна. 1881-1962
БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ
Холст, масло
Гончарова Наталия Сергеевна. 1881-1962
БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. 1920-е
Картон, гуашь
Гончарова Наталия Сергеевна. 1881-1962
АБСТРАКТНЫЙ ПЕЙЗАЖ (ВОСХОЖДЕНИЕ)
Картон, масло
Гончарова Наталия Сергеевна. 1881-1962
АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ С ПАЛИТРОЙ. [1920-е]
Холст, масло
Композиция «Весна» (1959) - ее последнее воспоминание о лучизме - новаторском изобретении Ларионова начала 1910-х годов. Даже в последние годы жизни она продолжает искать новые пластические возможности в абстракции («Геометрическая композиция. Белое на белом», [1960]).
Гончарова пишет много натюрмортов с цветами, особенно с любимыми магнолиями, рыбами, виноградом, в реалистической манере, подправленной легкой кубизацией, часто варьируя и повторяя одну и ту же тему. Например, одна из картин на тему обожаемой магнолии конца 1920-х, описанная как «прелестный, легкий и нежный светло-коричневый натюрморт, из белого кувшина подымается волшебно-прекрасный, не русский, а какой-то экзотический, индийский, может быть, - цветок...» -изящна по линиям, написана тонко, но суховато, в стилистике посткубизма. Композиция «Магнолии» (1920-е - начало 1930-х) так развернута на плоскости, что, несмотря на небольшой размер, производит впечатление декоративного панно, «Натюрморт с рыбами и цветами» (около 1928) очень близкий по стилю и композиции картине, показанной в 1928 году на выставке «Современное французское искусство» в Москве, выдержан в пастозной манере, характерной для парижской школы 1920-х годов.
Гончарова Наталия Сергеевна. 1881-1962
МАГНОЛИИ. 1920-е - начало 1930-х
Холст, масло
Гончарова Наталия Сергеевна. 1881-1962
МАГНОЛИЯ (НАТЮРМОРТ С ВЕТКОЙ МАГНОЛИИ И ВИНОГРАДОМ). Конец 1920-х
Холст, масло
Гончарова Наталия Сергеевна. 1881-1962
РЫБЫ (НАТЮРМОРТ С РЫБАМИ И ЦВЕТАМИ). Около 1928
Холст, масло
В Париже в отличие от Ларионова Гончарова занималась живописью ежедневно, ее работоспособность не снижалась и в 1950-е годы, когда художнице было уже за семьдесят. Основной объем живописного парижского художницы, кроме громадного театрального массива, составляли пейзажи, жанровые композиции, натюрморты, написанные в разных техниках и стилях.
русских художников в Америке долгое время оставалось приоритетным в деятельности Анатолия Беккермана Тем не менее, уже с конца 1980-х годов он часто стал бывать в Париже, где рынок русских вещей все еще был достаточно представительным и разнообразным. Разыскивая столь желанные для всякого коллекционера произведения выдающихся художников русского авангарда Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, коллекционер столкнулся с тем, когда их лучшие работы, созданные в России, наиболее ценимые художественным сообществом, оказались сосредоточены у крупных маршанов и галеристов. Но существовал и широкий рынок произведений, исполненных художниками за границей. Именно эти работы Михаила Ларионова (1881-1964) и Наталии Гончаровой (1881-1962) сформировали один из значительных сегментов коллекции.
Гончарова Наталия Сергеевна. 1881-1962
ПОРТРЕТ ДАМЫ С СОБАЧКОЙ (ПОРТРЕТ ТАМАРЫ КАРСАВИНОЙ). Конец 1920-х
Холст, масло
Частное собрание, Москва
Гончарова Наталия Сергеевна. 1881-1962
ИСПАНСКАЯ ТАНЦОВЩИЦА. 1916
Эскиз костюма для балета «Триана» на музыку Исаака Альбениса или «Испания» на музыку Мориса Равеля. Бумага, гуашь, графитный карандаш
Антреприза Сергея Дягилева «Русские балеты». Постановка Леонида Мясина. Не осуществлена.
Гончарова Наталия Сергеевна. 1881-1962
Эскиз правой части триптиха Купальщицы, находящегося в собрании ГТГ. Около 1922
Бумага, гуашь
О выставке «Искусство как профессия. Собрание Майи и Анатолия Беккерман». Беккерман ( Часть 1 ): Кончаловский, Фальк, Экстер, Штеренберг, Альтман. Беккерман ( Часть 2 ): Давид Бурлюк. Беккерман ( Часть 3 ): Борис Анисфельд. Беккерман ( Часть 5 ): Борис Григорьев. Беккерман ( Часть 6 ): Сергей Судейкин. Беккерман ( Часть 7 ): Баранов-Россине, Архипенко, Какабадзе, Редько, Лепорская. Беккерман ( Часть 8 ): Пуни, Яковлев, Бехтеев, Пожедаев, Бакст, Горбатов. Беккерман ( Часть 9 ): Кустодиев, Малявин, Шухаев, Васильева, Добужинский, Анненков. Беккерман ( Часть 10 ): Архипов, Фешин, Борисов-Мусатов, Антокольский.