Борис Анисфельд (1878-1973) сформировался как художник в лоне мирискуснической эстетики, но свою неповторимую живописную манеру ему удалось обрести только после поездки с Сергеем Дягилевым в Париж в 1906 году. Устроенная в залах Гран Пале большая выставка русского искусства соседствовала с ретроспективой полотен Поля Гогена. Знакомство с ними, а также с работами начинающих фовистов, укрепило в молодом художнике уверенность в правильности избранного пути. Оформление спектаклей дягилевской антрепризы, а после переезда в Америку, постановок Метрополитен-опера, принесли Анисфельду успех на театральном поприще. Но только в летние месяцы художник мог целиком посвящать себя занятиям станковым творчеством. Большей частью это были пейзажи и марины, привозившиеся им из поездок по Италии, югу и Испании, а также декоративные композиции и работы, связанные с театром. Лишь с начала 1930-х годов, после ухода из театра, все свободное время художник стал отдавать живописи.
Истинный характер и размеры американского художника открывались коллекционеру постепенно. Работа с ним потребовала не меньшего внимании, чем работа с Давида Бурлюка. Ситуацию осложняло и почти полное отсутствие информации, так как поздняя живопись Анисфельда долгое время оставалась никому не известной. Знакомство с ней позволило по-иному оценить масштаб дарования художника.
Первые картины Анисфельда, приобретенные А. Беккерманом, - ранние морские пейзажи, жанровые сцены 1920-х годов. Картина «Капри I» входит в серию фовистских пейзажей, написанных во время летних поездок в Бретань и на юг Италии в 1910-1911 годах, когда художник работал над двумя заказами с «морской» тематикой: оформлением балета «Подводное царство» на музыку Н.А. Римского-Корсакова и иллюстрациями к пьесе Л. Андреева «Океан».
Анисфельд Борис (Бер) Израилевич. 1878-1973
КАПРИ I. 1910-1911
Холст, масло
Композиция «Мальчик с попугаем» (1923) привлекает внимание своей яркой, почти брутальной декоративностью, это одна из первых работ, выполненных в стиле «декоративного экспрессионизма», который отличал искусство Анисфельда 1920-x - 1940-х годов, а рафинированная по линии и цвету работа «Смерть Пьеро» (1943) воспроизводит картину 1917 года - периода увлечения театральными и цирковыми мотивами.
Анисфельд Борис (Бер) Израилевич. 1878-1973
СМЕРТЬ ПЬЕРО. 1943
Холст, масло
В составе Анисфельда есть и картины на мифологические сюжеты (наиболее ранняя из сохранившихся «Суд Париса», 1912), для которых характерно использование в изображении фигур и элементов пейзажа отдельных приемов «умеренного» кубизма А. Дерена и О. Фриеза; символистско-аллегорическая «Аврора» (1946); «Сбор урожая» (1948-1949) и автопортреты, исполненные какой-то безысходной скорби. В этом разговоре мастера с самим собой поражали горечь и тоска одиночества, которые он даже не пытался скрыть.
Анисфельд Борис (Бер) Израилевич. 1878-1973
СУД ПАРИСА. 1912
Холст, масло
Анисфельд Борис (Бер) Израилевич. 1878-1973
СБОР УРОЖАЯ. 1948-1949
Холст, масло
Этими же настроениями были проникнуты и картины евангельского цикла. Неслучайно на многих из них в лике Христа угадываются черты лица самого художника. Центральной работой всего цикла стало полотно, изображающее Пилата, представляющего Христа народу (1949-1951). Сюжет, имеющий давнюю и хорошо разработанную иконографию, трактуется Анисфельдом по-своему. Мы не видим толпы, точнее сказать, художник нас самих помещает на её место. Это перед нами разворачивается извечная драма противостояния добра и зла. Но зло здесь имперсонально. Головы римских воинов показаны склонёнными в немом сострадании и бессилии противостоять предрешённому ходу событий. Грузное тело Пилата повернуто в сторону Христа, его жирные, усыпанные перстнями руки с тщательно отполированными ногтями кажутся омерзительно огромными, но на тяжелом лице застыло выражение отрешённости. Он всего лишь исполнитель и тоже не в состоянии ничего изменить. Фигура Христа стиснута, буквально зажата в кольцо окружившими его персонажами, но словно некая незримая черта не позволяет им поглотить ее. В такой индивидуальной трактовке нельзя не услышать отзвуков раздумий художника о своей собственной судьбе. Именно так и воспринял ее отечественный зритель, впервые увидевший картину только в 2001 году, когда в выставочном зале на Неглинной А.Беккерманом был организован показ американских работ Бориса Анисфельда.
Анисфельд Борис (Бер) Израилевич. 1878-1973
ХРИСТОС И ПИЛАТ. 1949-1951
Холст, масло
Анисфельд Борис (Бер) Израилевич. 1878-1973
ЖЕНЩИНА НА ПЛЯЖЕ. 1920-е
Холст, масло
О выставке «Искусство как профессия. Собрание Майи и Анатолия Беккерман». Беккерман ( Часть 1 ): Кончаловский, Фальк, Экстер, Штеренберг, Альтман. Беккерман ( Часть 2 ): Давид Бурлюк. Беккерман ( Часть 4 ): Ларионов, Гончарова. Беккерман ( Часть 5 ): Борис Григорьев. Беккерман ( Часть 6 ): Сергей Судейкин. Беккерман ( Часть 7 ): Баранов-Россине, Архипенко, Какабадзе, Редько, Лепорская. Беккерман ( Часть 8 ): Пуни, Яковлев, Бехтеев, Пожедаев, Бакст, Горбатов. Беккерман ( Часть 9 ): Кустодиев, Малявин, Шухаев, Васильева, Добужинский, Анненков. Беккерман ( Часть 10 ): Архипов, Фешин, Борисов-Мусатов, Антокольский.