Беккерман ( Часть 1 ): Кончаловский, Фальк, Экстер, Штеренберг, Альтман.

Jun 22, 2016 10:30

В собрании Майи и Анатолия Беккерман представлены произведения крупнейших мастеров русского - П. Кончаловского, Р. Фалька, А. Экстер, Д. Штеренберга, Н. Альтмана. Они были участниками многочисленных художественных выставок в России в начале XX века.

Один из основателей объединения «Бубновый валет» Пётр Кончаловский (1876-1956) в 1916-1917 годах исполнил два натюрморта с изображением хрустальной посуды. Первый вариант «ХрустальI» находится в собрании наследников художника, второй - после длительного пребывания в Париже сейчас в собрании Беккерман. В 1924 году более ста работ Кончаловского по личному распоряжению А.В. Луначарского были отправлены на Венецианскую биеннале, позже художник перевез их в Париж, где часть картин, в том числе и « II», были проданы. По подбору предметов и серо-коричневой гамме « II» близок полотнам кубистов. Текучими разбелёнными мазками художник лепит объемы хрустальных сосудов, форму подноса, словно пытающегося своим краем прорвать картинную плоскость. Техника позволяет автору достичь лепки объёмов, сохраняя в неприкосновенности материальную природу краски. Оба натюрморта, по мнению историографа «Бубнового валета» Г.Г. Поспелова, относятся к вершинам «эскизного кубизма» Кончаловского.



Кончаловский Пётр Петрович. 1876-195б
II. 1917
Холст, масло

К шедеврам коллекции принадлежит также и картина русского сезанниста Роберта Фалька (1876-1956) «Натюрморт с халой» (1914-1915), представленный на выставке «Бубновый валет» в 1916 году. Долгое время местонахождение натюрморта со столь любимыми Фальком предметами - хлебом, халой, кувшином и белой скатертью - оставалось неизвестным. Картина долгое время находилась в американских собраниях, пока А. Беккерман не купил ее для своей коллекции на нью-йоркском аукционе Doyle.



Фальк Роберт Рафаилович 1886-1958
НАТЮРМОРТ С ХАЛОЙ. 1914-1915
Холст, масло

Другая работа Фалька «Натюрморт с розовым кувшином» (около 1910) также относится к раннему, бубновалетовскому периоду творчества. Спустя сорок лет на его обороте за неимением других холстов художник написал женский портрет.



Фальк Роберт Рафаилович. 1886-1958
НАТЮРМОРТ С РОЗОВЫМ КУВШИНОМ. Около 1910
Холст, масло (двусторонняя)
На обороте: Р.Р. Фальк. Армянка (Портрет архитектора Зои Калатозовой). 1952



Фальк Роберт Рафаилович. 1886-1958
ПЕЙЗАЖ С ЗАБОРОМ. Париж, 1936
Холст, масло
Частное собрание



Фальк Роберт Рафаилович. 1886-1958
ВОРОТА СЕН-МАРТЕН. ПАРИЖ. Около 1935
Холст, масло (двусторонняя)
На обороте: Пейзаж с красным домом. Около 1910



Фальк Роберт Рафаилович. 1886-1958
АВТОПОРТРЕТ В СЕРОЙ ШЛЯПЕ И КОРИЧНЕВОМ
КОСТЮМЕ. 1934-1935
Холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Кубизм для многих художников стал отправной точкой на пути к беспредметности. Среди них была и Александра Экстер (1882-1949), чья большая гуашь является самой значительной работой в этом разделе собрания. Её «вариант» беспредметного отличался ярко выраженной цветовой динамикой. Композиция строится на мощном ритме движущихся цветовых плоскостей, она отчетливо ориентирована по диагонали, и разрывы между плоскостями не в силах нарушить центростремительную направленность движения. Самим геометрическим плоскостям, идущим от кубизма, Экстер придает криволинейные очертания, что также усиливает динамичность общего впечатления.



Экстер Александра Александровна. 1882-1949
АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. 1916
Бумага, гуашь, белила, смешанная техника
(извиняюсь, к сожалению на этой фотографии видны отражения стекла)



Экстер Александра Александровна. 1882-1949
КОМПОЗИЦИЯ. Вторая половина 1920-х
Бумага, гуашь



Экстер Александра Александровна. 1882-1949
ДВЕ ТАНЦОВЩИЦЫ. 1926-1928
Холст, масло

Художник-авангардист Давид Штеренберг (1881-1948) был крупным деятелем культуры периода становления молодого советского государства. Его творчество конца 1910-х - 1920-хгодов было связано главным образом с жанром натюрморта. Верный принципам декоративного кубизма, он избегал радикально деформировать изображаемые предметы, сводя объекты к предельному упрощению, когда простота становится изнанкой эстетизма. Главный «герой» его натюрморта - стол, на плоскости которого, размещены предметы, обладающие определенной функциональностью.



Штеренберг Давид Петрович. 1881-1948
НАТЮРМОРТ С КРАСНЫМ СТОЛОМ, Начало 1920-х
Холст, масло

Монументальный холст «Негритянка» (1929) кисти Натана Альтмана (1889-1970) происходит из известного ленинградского собрания А.Ф. Чудновского. Портрет исполнен во время пребывания художника в Париже в связи с гастролями Государственного еврейского театра (ГОСЕТ) в 1928 году, главным художником которого он являлся.



Альтман Натан Исаевич. 1889-1970
НЕГРИТЯНКА. 1929
Холст, масло

О выставке «Искусство как профессия. Собрание Майи и Анатолия Беккерман».
Беккерман ( Часть 2 ): Давид Бурлюк.
Беккерман ( Часть 3 ): Борис Анисфельд.
Беккерман ( Часть 4 ): Ларионов, Гончарова.
Беккерман ( Часть 5 ): Борис Григорьев.
Беккерман ( Часть 6 ): Сергей Судейкин.
Беккерман ( Часть 7 ): Баранов-Россине, Архипенко, Какабадзе, Редько, Лепорская.
Беккерман ( Часть 8 ): Пуни, Яковлев, Бехтеев, Пожедаев, Бакст, Горбатов.
Беккерман ( Часть 9 ): Кустодиев, Малявин, Шухаев, Васильева, Добужинский, Анненков.
Беккерман ( Часть 10 ): Архипов, Фешин, Борисов-Мусатов, Антокольский.

Беккерман, музеи, выставки, Фальк, Экстер, Штеренберг, Альтман, Кончаловский, живопись, ГМИИ, русский авангард

Previous post Next post
Up