Беккерман ( Часть 2 ): Давид Бурлюк.

Jun 22, 2016 11:48

Одним из первых художников, с чьим начал работать А. Беккерман, был Давид Бурлюк (1882- 1967) - знаменитый «отец русского футуризма», зачинатель всего авангардного движения в отечественном искусстве. В России начала XX века его имя было хорошо известно по Публикациям стихов и рисунков в футуристических изданиях.
В 1922 году художник уехал в Америку, взяв с собой около 150 работ. Среди них были и полотна, выполненные во время двухгодичного «сибирского» турне, японские работы и ранние русские картины, иллюстрирующие пройденный Бурлюком путь от импрессионизма к футуризму. Большинство этих произведений было продано художником еще до войны первым нью-йоркским коллекционерам его работ - Катарине Дрейер и братьям Артуру и Максу Граникам.
А. Беккерман целенаправленно стал разыскивать и собирать произведения Давида Бурлюка. Среди найденных картин следует особо отметить небольшое число ранних пейзажей, выполненных в импрессионистической манере: «Хутор в степи», «Цветущие деревья» (ныне - частное собрание, Москва) и другие. Однако вещи американского периода в художника количественно преобладали.



Бурлюк Давид Давидович. 1882-1967
ЦВЕТУЩАЯ АКАЦИЯ. Вторая половина 1900-х
Холст, масло
Частное собрание

Картины, созданные Бурлюком в Америке в 1920-е годы, отличались стилистическим и тематическим разнообразием. Композиция «Рабочие» возникла в процессе создания большого полотна «Наступление механического человека», в котором предполагалось изобразить группу рабочих, возводящих здание небоскрёба.



Бурлюк Давид Давидович. 1882-1967
РАБОЧИЕ. 1922
Холст, масло

«Пейзаж» относится к серии полотен, выполненных летом 1924 года, во время поездок художника вверх по Гудзону в традиционное место отдыха нью-йоркцев - парк в районе Медвежьей горы.



Бурлюк Давид Давидович. 1882-1967
ПЕЙЗАЖ. 1924
Холст, масло

«Одесса» - одно из повторений знаменитой ранней работы Бурлюка, впервые показанной в России в 1912 году с названиями «Синтетический пейзаж. Элементы неба и моменты разложения плоскостей, интродуцированные в изображение с четырех точек зрения» (ныне - ГРМ) - на выставке «Бубнового валета» и «Момент разложения плоскостей и элементы ветра и вечера, интродуцированные в изображение с четырех точек зрения» - на выставке «Союза молодежи».



Бурлюк Давид Давидович. 1882-1967
ОДЕССА. 1926-1928
Холст, масло

В жанровых сценах 1940-х - 1950-х годов основными действующими лицами были странные большеголовые персонажи, бойко и радостно исполнявшие будничные крестьянские обязанности: выгон коров на пастбище, сбор грибов, хвороста и т. п. Они исполнены с присущей художнику позитивно-ироничной интонацией, в насмешливо-лубочной манере, в стиле, который имел для Бурлюка программный характер. Изучая коллекции американского искусства, художник обратил внимание на произведения так называемого колониального стиля, выполненные в примитивистской манере портреты и жанрово-религиозные сценки, которыми первые переселенцы украшали свои жилища. От Бурлюка не могла укрыться схожесть этих произведений с так хорошо знакомыми ему образцами русского народного лубка. Поэтому в его обращении к начальным пластам американской визуальной культуры следует видеть определенную параллель тому «повороту к лубку», который отличал его творчество (и всей группы московских неопримитивистов) русского периода. Повышенная экспрессивность поздних полотен Бурлюка объясняется также и усиленным интересом к искусству Ван Гога.



Бурлюк Давид Давидович. 1862-1967
ДВОЕ У ЗАБОРА. 1930-е
Холст, масло



Бурлюк Давид Давидович. 1882-1967
ПОЛДЕНЬ В АКАПУЛЬКО. 1947
Холст, масло

Осмысление американского Бурлюка позволило А. Беккерману открыть и совершенно забытую страницу в его творческой биографии - работы, выполненные художником в 1920 - 1922 годах во время его пребывания в Японии. Даже на родине они оставались практически неизвестными вплоть до середины 1990-х годов, когда усилиями коллекционера их удалось показать в Московском выставочном зале на Неглинной и в Русском музее.
Приезд Д. Бурлюка в Японию совпал с оживлением в местной художественной среде интереса к новаторским явлениям в современной европейской культуре. Художник решил продемонстрировать японской публике всё разнообразие художественных «измов». Он уже имел опыт организации подобных выставок в сибирских городах, где в качестве программных картин, были показаны работы, подобные полотну «Ветер», иллюстрирующему тезис о том, что задача художника-футуриста выразить на холсте «свободное представление о натуре», выявить природу, взятую «в моменты своего зиждительного движения». Успех выставок в крупных японских городах, внимание прессы, заказы способствовали невероятному творческому подъёму, благодаря которому, по признанию художника, было «написано около трёхсот пейзажей, из них 125, осталось в музеях и частных коллекциях Японии», некоторые работы были увезены им в Америку.
Анатолию и Майе Беккерман удалось, приобрести известную композицию, «Японка, сеющая рис», подаренную Бурлюком Владимиру Маяковскому. Снайперски точное вписывание «рук» персонажа в японской гравюре ритмическая перекличка их движения с движением круглящихся водных потоков, - все это дает представление о вечно длящемся ритуальном действе. Ультрасовременный прием неожиданно помог создать классическое по смыслу и звучанию произведение. Знаковый характер картины был оценен , и она часто воспроизводилась в периодике, на афишах и пригласительных билетах.



Бурлюк Давид Давидович. 1882-1967
ПОСАДКА РИСА (ЯПОНКА САДИТ РИС). 1920
Холст (мешковина), масло

О выставке «Искусство как профессия. Собрание Майи и Анатолия Беккерман».
Беккерман ( Часть 1 ): Кончаловский, Фальк, Экстер, Штеренберг, Альтман.
Беккерман ( Часть 3 ): Борис Анисфельд.
Беккерман ( Часть 4 ): Ларионов, Гончарова.
Беккерман ( Часть 5 ): Борис Григорьев.
Беккерман ( Часть 6 ): Сергей Судейкин.
Беккерман ( Часть 7 ): Баранов-Россине, Архипенко, Какабадзе, Редько, Лепорская.
Беккерман ( Часть 8 ): Пуни, Яковлев, Бехтеев, Пожедаев, Бакст, Горбатов.
Беккерман ( Часть 9 ): Кустодиев, Малявин, Шухаев, Васильева, Добужинский, Анненков.
Беккерман ( Часть 10 ): Архипов, Фешин, Борисов-Мусатов, Антокольский.

Беккерман, музеи, выставки, Бурлюк, живопись, русский авангард, ГМИИ

Previous post Next post
Up