Каунос (Кавн) древний город, расположенный недалеко от современного турецкого Дальяна. Давайте покажу, что здесь сохранилось из интересного до наших дней и расскажу историю города. Начну с мифов и легенд Древней Греции о Кауносе. Греки в своем репертуаре, поэтому дальше 18+.
У Аполлона и критской нимфы Акакаллида родился сын Милет. Акакаллида оставила сына в лесу, его вскормила волчица, а воспитали пастухи. Но мальчик не затерялся в истории и даже стал объектом страсти сыновей Зевса Сарпедона и Миноса. Видимо, был красавчик, весь в папу Аполлона.
Минос - это тот самый, который держал в Лабиринте Минотавра. Но Милету больше нравился Сарпедон, хоть он был и без ручного монстра. Из-за этого влюбленный в Милета Минос устроил войнушку. В итоге Минос победил и Милету пришлось бежать с небольшим войском критян в Карию. Там он основал город Милет.
В Карии в Милете у Милета (пардон за тавтологию) родились близнецы Кавн и Библида. Когда они подросли, начинается история про инцест греховной любви брата и сестры. Тут пусть лучше за меня Овидий отдувается.
Библида стала пылать вожделением к брату - потомку
Феба. Его не как брата сестра, не как должно, любила.
Не понимает сама, где страстного чувства источник;
В помыслах нет, что грешит, поцелуи с ним часто сливая
Или объятьем своим обвиваючи братнину шею.
Долго вводило ее в заблуждение ложное чувство.
Мало-помалу оно переходит в любовь: чтобы видеть
Брата, себя убирает она, казаться красивой
Хочет и всем, кто краше ее, завидует тайно.
Все же сама не постижна себе; никакого желанья
Не вызывает огонь; меж тем нутро в ней пылает.
В итоге Кавн, чтобы не вводить сестру и себя в грех, бежит из Милета. Он находит новое пристанище и основывает на нем город Кавн (Каунос). Библида от горя кончает жизнь самоубийством. "Неприкрыто сладострастный" Бугро так изобразил последние мгновения жизни Библиды.
Кроме мифов Каунос попал и на страницы античных историков. Геродот родился неподалеку от Кауноса в Геликарнасе. Так что был в теме.
Что до кавниев, то они, мне думается, - исконные жители [материка]; сами же они тем не менее считают себя пришельцами с Крита. Похож ли их язык на карийский или, наоборот, карийский схож с кавнийским, я не могу это точно решить.
По обычаям же они сильно отличаются не только от карийцев, но и от всех прочих народов. Так, для кавниев самое высокое удовольствие - это собираться на многолюдные пирушки сверстникам и друзьям, именно мужчинам, женщинам и детям (!).
Они воздвигли у себя храм чужеземным богам, а затем раскаялись в этом и решили почитать только отеческих богов. Тогда все кавнии, способные носить оружие, вооружились: ударяя копьями по воздуху, они шли до калиндийских пределов и восклицали при этом, что изгоняют чужеземных богов. Таковы странные обычаи кавниев.
Из известных личностей в Кауносе родился древнегреческий художник Протоген.
Откуда взялась байка про ходячих мертвецов в Кауносе? Давайте расскажу. Расположение рядом с дельтой реки и озерами было выгодно с точки зрения ресурсов: плодородные почвы, рыба, порт. Но зато здесь все время была проблема с малярией. В истории даже сохранился анекдот на эту тему от историка Страбона.
Хотя окружающая страна и отличается плодородием, но в городе, по общему признанию, летом нездоровый воздух, как и осенью, из-за жары и изобилия плодов. Поэтому всем прожужжали уши анекдоты в таком роде о кифаристе Стратонике, который, увидев, что жители Кавна отличаются особенной зеленоватой бледностью, воскликнул: "Эту бледность имел в виду Гомер. Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков".
Когда его стали упрекать за то, что он подсмеивается над городом, как над больным, Стратоник ответил: "Неужели я осмелюсь назвать больным город, где даже покойники разгуливают?".
Ох, уж эти древние греки и римляне. Содомия, инцест, дети-алкоголики и ходячие мертвецы. Давайте теперь посмотрим, что говорит о жителях Кауноса современная наука.
Первые находки на этом месте относятся к 9-му веку до н.э. Уже в 6-м веке - это был довольно большой город и мощный порт. В то время море подходило прямо к городу. Археологи нашли древние надписи на нескольких языках (типа Розеттского камня), так что стало возможно расшифровать письменность кавнийцев. Их этих находок выяснилось, что город изначально назывался Кбид. Также отчасти подтвердилась версия Геродота, что местные отличались от соседей. Но отличия в языке от кариейцев небольшие, так что кавнийцы явно близкая родня другим жителям Карии.
В 6-м веке город захватили персы. И только ближе к концу 5-го века до н.э. Каунос вместе с другими полисами Делийской лиги во главе с Афинами сумели прогнать персов. Примерно тогда же местные жители забили на исконное название города Кбид и стали Кавном/Кауносом. Обгречились, одним словом. Затем город захватил Александр Македонский. А позже он перешел под владычество египетских Птолемеев. Дальше был период римского завоевания, после чего Каунос "по наследству" перешел к Византии.
В византийский период начался упадок Кауноса. Сначала арабские набеги, потом землетрясения. К 11-му веку случилось самое страшное. Море у города постепенно заиливалось и мелело, в итоге порт перестал работать. Окончательно добили Каунос турецкое завоевание этого региона и постоянные эпидемии малярии. В начале 15-го века город перестал существовать. Только в середине 19-го века его снова обнаружили европейские археологи.
Напомню, что мы посетили Каунос в рамках нашей
речной экскурсии по Дальяну. Посещение Кауноса надо специально оговаривать перед поездкой. Обычно под ним продавцы экскурсий имеют в виду фоточки на фоне гробниц с реки.
Несмотря на то, что от центра курортного Дальяна до Кауноса полтора км по прямой добраться до зоны раскопок не так-то просто. Каунос стоит на другом берегу реки. Так что либо городской паром, либо брать лодку. В зону раскопок два официальных входа. Я обозначил их на карте ниже. Мы вошли с северного входа, а вышли из южного и сели обратно на лодку на пристани для парома.
Причал недалеко от северного входа выглядит абсолютно безлюдно. Скажем прямо, как и весь Каунос. За час прогулки я насчитал кроме нас еще человек пять-шесть. Групповые экскурсии сюда не возят. Обычно под пунктом "древний город Каунос" в программе туров значится фото на фоне царских гробниц с реки.
От причала до касс идет дорожка несколько сурового дизайна. Нужно пройти по ней примерно 400 метров. Выглядит все очень запущенно. Я даже заволновался, будет ли там вход и билеты.
Но касса оказалась на месте. Почтенный турок-кассир читал, что-то научное по археологии. Пришлось его отвлечь от этого полезного занятия. Я обычно стараюсь купить путеводитель по таким местам. Ну, или хотя бы взять брошюру. Но здесь ничего такого не предлагалась. Потом я уже нашел небольшую книжную лавку на южном входе, там инфраструктура получше. Северный вход более маргинальный, имейте в виду.
Зато перед входом была карта раскопок. По ней видно, что интересные объекты сосредоточены в пяти зонах:
1. Терраса Палестры. Театр (1), купольная церковь (3) и бани (4).
2. Храмовая терраса (16).
3. Портовая часть. Агора (7), базилика (9) и храм Аполлона (6).
4. Акрополь (2).
5. Храм Деметры (10).
Как добраться до Акрополя, я по факту не разобрался, да и от него мало, что осталось. Правда, он находится на высокой горе, думаю, оттуда хорошие виды. Также я забил на другую гору с храмом Деметры. Даже в пять вечера стояла чудовищная жара, я решил поберечь организм. Но первые три зоны раскопок удалось посмотреть.
По карте казалось, что все просто. Но по факту, отойдя от кассы, я впал в географический кретинизм. Выглядело все примерно так. Заросли, сквозь которые протоптаны дорожки. И что тут смотреть, куда идти? Из очевидного было только подняться на гору к храму Деметры и византийским стенам. Гора видна на фото. Но как-то жарковато было. Я ладно, дошел бы, но четырехлетнего ребенка точно не стоило тащить.
Наконец, на одной из развилок мы наткнулись на указатель в кустах. Прямо - к храму Аполлона, направо - к Театру. До этого на всех развалинах ребенку больше всего понравилось карабкаться по ступеням театров, так что повернули туда.
В Каше, Патаре и Тлосе театры очень хорошо сохранились или восстановлены турками. Но в Кауносе его состояние не очень.
Места зрителей заняли деревья.
Загадочная круглая структура на сцене. Фонтан или будка суфлера?
На этом фото хорошо видна.
Как и в
Патаре, сидения для зрителей сделаны с углублениями для ног. Можно было поджимать ноги и пропускать других зрителей.
Всего было девять секторов по 33 ряда в каждом. Театр Кауноса вмещал 5 тыс зрителей. Для сравнения в ликийской Патаре театр на 6 тыс человек.
Один из входов в "зрительный зал" хорошо сохранился.
Как обычно, театр врезан в гору. Сразу за ним возвышается Акрополь. Часть поддерживающей трибуны стены явно отреставрирована.
Несколько фото в рассказе я утащил из
хорошего обзора Кауноса на английском. Фонтан у стен театра я не заснял, например. Фонтан с учетом местной жары - вещь полезная.
От театра спускаемся к террасе Палестры. В центре нее купольная церковь, за ней бани. Справа сама Палестра, т.е. место для занятий физкультурой. Давайте туда пройдем.
Сразу за театром находится уникальный объект - круглая платформа. Она состоит из трех ярусов. Я снял только верхний. Диаметр - примерно 15 м. Это какой-то храм? Нет! Это платформа для измерения и наблюдения за ветрами. Согласно римскому архитектору Витрувию город надо планировать исходя из господствующих направлений ветров.
За обнесением города стенами следует разбивка внутри него площадей, улиц и переулков и расположение их по странам света. Это расположение будет правильным, если будут приняты меры против ветров в переулках. Холодные ветры неприятны, знойные вредны, влажные губительны. Поэтому следует избегать их вредного влияния и стараться, чтобы не получилось того же, что обыкновенно бывает во многих городах. Например, город Митилена на острове Лесбосе построен великолепно и изящно, но расположен неблагоразумно. Когда в нем дует Австр, жители хворают, когда Кор - кашляют, когда Септентрион - выздоравливают, но не могут стоять в переулках и на улицах из-за резкого холода.
С измерительной платформы хорошо просматривается вся местность. Так что место для нее было выбрано неслучайно. Думаю, она служила не только для планирования улиц Кауноса, но и для мореходства и, возможно, астрономии. Вот это болотце справа на фото, когда-то было гаванью, куда заходили морские суда. А для парусников следить за ветрами и звездами очень важно.
Пол перед измерительной платформой украшен плиткой с орнаментом. Напоминает четыре элемента.
Вид с измерительной платформы на театр и Акрополь, куда я поленился подниматься из-за адского солнцепека.
Переходим к следующему большому зданию. Это уже византийский период - купольная церковь 6-го века. Отличная тема в Кауносе, что многие развалины сопровождаются подробными табличками. Гулять так гораздо интереснее и не нужен путеводитель.
Табличка утверждает, что это одна из первых церквей с куполом в этом регионе.
В церкви неплохо сохранились мозаичные полы.
Показал ребенку мозаику.
Есть полы и попроще.
Внутри главного нефа церкви.
От большинства церквей этого периода в регионе остались только руины по колено высотой. Для сравнения
церкви на острове св. Николая около Олюдениза. Но в Кауносе сохранность очень неплохая.
Переходим к римским баням. Тут пришлось объяснять ребенку, что ослики так играют.
Бани были огромные. Выходили на обширную Палестру. Позанимался такой спортом и в душ.
Читал, что турки вроде как собираются восстановить бани и устроить в них археологический музей.
При мне эта часть бань была перекрыта. Так что снова позаимствую фото.
Схема всей террасы Палестры. Конечно, напрашивается восстановить эту часть Кауноса: театр, римские бани, измерительную платформу. Сохранность зданий тут очень приличная. Видно, что турки так умеют на примере Патары.
Рядом с Палестрой раскрыта древняя мостовая. Ну, кайф же пройти там, где люди ходили еще две тысячи лет назад.
Современный арт-объект. Надпись не расшифровал. Снова что-то из серии "Пятый элемент" по декору на камнях.
Дальше я оставил семью в тени кафешки у касс, а сам нормально все осмотрел спустился к более древним храмам Кауноса. Выход из террасы Палестры через такой изящный портик.
Спускаемся туда, где когда-то был порт Кауноса, а теперь осталась лужица небольшого озера.
Грандиозная лестница выходит на еще одну террасу. На ней расположен огромный храмовый комплекс. Внимание сразу же привлекает полукруглый алтарь. Скорее всего он был посвящен легендарному основателю города. В центре возвышается, что-то типа круглого стола. Для жертвоприношений? Храм относится к первому веку до н.э. Но под этим "столом" на глубине 6 метров обнаружили уникальную находку 5-го века - гигантский Байтил.
Священные камни Байтилы у греков символизировали главное божество. В случае нашего Кауноса это Basileus Kaunios. На схеме ниже этот камень изображен в самом низу.
Представьте восторг археологов, когда они нашли эту бандуру. Это тот самый Байтил, который изображался на монетах, чеканившихся в Кауносе. Видите, такой в форме пирамидки? Три с половиной метра высотой, нормально так. Оказывается, существовал на самом деле.
Этот храм был посвящен Зевсу Сотера (Спасителю). В честь него нашли надпись на колонне.
Уфф, жара и в прямом, и в переносном смысле. Но это только начало.
Дальше я спустился еще ниже. Здесь тоже была своя священная территория, посвященная Аполлону и другим богам. А в более древние времена Кауниосу.
Храмовый комплекс Аполлона весьма большой, но представляет из себя невнятные развалины примерно такого вида
Из эффектного в этой части только грандиозная лестница с восстановленными колоннами портика.
В этом же районе рядом с портом располагались Агора и Стоа (длинное торговое здание).
Примерный район Агоры и Стоа.
Интересное полукруглое строение сзади от Стоа. Таблички не обнаружил, так что назначение непонятно.
Неплохо сохранилось здание Фонтана.
Рядом с фонтаном установлен камень, на котором выбиты правила портовой торговли Кауноса.
Здесь можно было набрать свежей воды.
Когда-то на месте этого тростника швартовались морские суда со всего Средиземноморья.
Прямо у порта возвышалась огромная Базилика.
По остаткам колонн ощущается масштаб строения.
Кроме храмов сохранился и гражданский памятник. Квинтус Ведиус был жрецом в храме Базилевса Кауниоса. Также он был кем-то вроде городского главы. Он встречал римских императоров, когда они посещали Каунос. Спонсировал морские путешествия жителей Кауноса.
На моих фото не видно, но справа на камнях выбиты все заслуги Квинтуса перед городом. Постамент в неплохом состоянии. А вот статуя почтенного гражданина утеряна.
Рядом памятник женщине Гликинне. Надпись гласит, что она дочь некоего Доримена. Больше про нее историкам ничего неизвестно. Впрочем, видимо, известная личность, раз удостоилась своего монумента.
Вид на римские бани на террасе Палестры.
В целом, круто. Хотелось еще тут побродить. Место очень атмосферное, особенно с учетом, что я тут гулял в полном одиночестве (не считая ослов). Но пора было возвращаться к семье и на нашу лодку.
Я поднялся обратно к Палестре.
Мои ждали меня у кассы южного входа в Каунос. Здесь есть небольшая лавка с сувенирами и книжками. Можно купить напитки и мороженное в кафе и посидеть в тени. Но, конечно, инфраструктура довольно маргинальная.
Познакомившись с древним Кауносом, мы спустились вниз к паромной пристани. Пришлось огибать большую гору Акрополя. Но дорога была довольно живописной вдоль ферм с гранатовыми деревьями.
На ферме есть даже своя кафешка для любителей гранатов.
Но нас ждал капитан на лодке, пора было возвращаться в Дальян.
Немного отплыв от Кауноса, можно полюбоваться с реки древним городским некрополем. В обзорах по Дальяну фигурируют, как Ликийские гробницы или Царские гробницы.
Пишут, что самая большая недостроенная Александра Македонского. Гуляет байка, что на самом деле Македонскому все это великолепие не очень пришлось по нраву.
- А что это у вас за дворцы или храмы в скале?
- Да, мы тут наших царей хороним, ничего такого.
- А вы, ликийцы, не офигели случаем? Храмы - для богов, а нам людям в таких хоромах не полагается мертвыми лежать.
Так его гробница и не была достроена.
На самом деле никакие они не ликийские. Просто жители Кауноса позаимствовали дизайн гробниц у своих восточных соседей - ликийцев. Впрочем, есть и противоположная версия. А такое эффектное место для них выбрали, потому что ликийские традиции предписывали размещать могилы повыше к небу, а карийские - поближе к воде. Прибрежные скалы оказались идеальным местом.
Выглядят гробницы, как небольшие храмы. Самая внушительная гробница, действительно, не закончена. Построены они были в 4-м веке до н.э. Увы, ученым пока неизвестно, кто здесь был захоронен.
Рядом еще одна группа гробниц поменьше. Если присмотреться, то можно заметить и более традиционные для карийцев захоронения в виде глубокой ниши в скале.
Пожалуй, из античных городов, которые я посетил, отдыхая в
Олюденизе, Каунос наиболее атмосферный и интересный. В Патаре лучше туристическая инфраструктура, плюс пару строений турки там восстановили. Но по большому счету все значимое сосредоточено на скромном пятачке. Погулять особо негде. Тлос эффектно смотрится на фото, но зона раскопок там небольшая. В Каше вообще из древности только три гробницы и театр.
Так что, если окажитесь в Дальяне, не поленитесь слегка отклониться от традиционного туристического маршрута и потратьте пару часов на прогулку по раскопкам Кауноса.
Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях (с) kolllak.livejournal.com