Олюдениз. Отзыв об экскурсии 6 островов

Jun 18, 2024 12:30

До некоторых достопримечательностей Олюдениза можно добраться только по морю. Самые главные из них: Долина бабочек и остров Гемиле (св. Николая). Мы арендовали катер и попросили капитана свозить нас к этим интересным местам. Ну, и по дороге показать, что тут еще есть такого в заливе Олюдениза. В итоге программа получилась примерно такая же, как в экскурсии из Олюдениза или Фетхие, которая называется Шесть островов. Посмотрим?

Это была наша первая вылазка из отеля, поэтому, недолго думая, арендовали катер в турагентстве сразу на выходе из отеля. Потом мы  уже нашли русское агентство, с которым было проще торговаться и обговаривать детали поездки. Все-таки так сразу не рекомендую брать туры или что-то арендовать у первого встречного. Лучше сначала походить - поприцениваться.

Можно, конечно, было брать и групповой тур. Программа там точно такая же. Но хотелось самим распоряжаться временем. К тому же это была наша первая поездка, и я после Египта побаивался, что групповым туром на корабле завезут еще на какую-нибудь фабрику шуб. Ну, вы поняли.

Тем не менее с турками все было четко несмотря на спонтанный выбор агенства. Ровно в 10 утра нас ждал катер с капитаном. Каких-то накладок в процессе не возникло. Капитан не очень хорошо знал английский, но нормально общались через телефон. В остальном парень был достаточно приятный и смышленный, а катер комфортный и быстрый.

Катер очень бодро стартовал. Когда отошли от берега, капитан начал еще закладывать крутые виражи. Я был впечатлен и кайфовал от скорости. А вот мои не оценили такую резвость. В общем, дальше мы просто неслись по прямой без выкрутасов. В любом случае, отлично, что из-за скорости мы очень мало теряли времени на переездах между интересными местами.

Первая точка была пляж Верблюда. Из отзывов я знал, что тут есть коралловый риф с рыбками. Название происходит от формы прибрежных скал. И, правда, похоже на верблюда издалека. Еще из отзывов знал, что течение сюда часто пригоняет разный мусор.

Так оно и оказалось. Весь пляж был в какой-то подозрительной пене. Лезть в такую воду категорически не хотелось. Мы сказали капитану, что какой-то отстой. Вези дальше. Пока мы разворачивались, к пляжу Верблюда подогнали групповой тур. Тут мы ощутили преимущество нашего индивидуального катера. Не понравилось - поплыли дальше.

Буквально за пару минут мы оказались с следующей точке. Называется место бухта Холодных ключей. Якобы тут из под земли бьют ледяные источники.

Вот это уже интересно - проверим. Действительна, вода в крохотной бухте оказалось, если и не ледяной, то весьма холодной. Но в +30 охладиться было даже приятно. Еще тут было очень чисто, вода абсолютно прозрачная. Правда, рыб я сколько не нырял, не увидел.

По размерам участок, где есть выход холодной воды, небольшой.

Ребенка пока на глубину не отправляем, так что плавали по очереди. Но его сам факт катания на катере уже радовал. Особенно, когда капитан перестал закладывать виражи.

Искупавшись в холодных источниках, отправились дальше.

В этот раз остановка была культурно-историческая. Мы пришвартовались у пирса острова Гемиле (наш катер с красным тентом). Остров знаменит развалинами византийских церквей 4-6 веков. Настоящая древность! Когда-то остров назывался в честь св. Николая. Есть даже версия, что именно на нем св. Николай Чудотворец был первоначально захоронен. До его родной Патары тут совсем недалеко.

Аргументы у ученых такие:
1. В Средние Века мореплаватели называли остров именем св. Николая
2. Первая церковь на острове была явно связана со св. Николаем. Его имя нашли на стенах руины.
3. До Патары - родины св. Николая всего 35 км.
4. На острове в основном церкви и могилы. Явно тут был паломнический центр, а не жилое поселение.
5. Св. Николай умер в 326 году, примерно к этому же периоду относятся первые строения.
6. Турецкое название Гемиле в переводе остров кораблей. А св. Николай - покровитель моряков.

В середине 7-го века остров стал небезопасным местом из-за набегов арабских пиратов. Поэтому мощи перенесли на 40 км в более безопасную Миру. Впрочем, это все гипотеза, точных документальных подтверждений нет.

Вход на остров св. Николая платный. Цена, по-моему, 70 лир. На входе стоит будка музейщика. Больше никакой инфраструктуры нет. Просто руины, даже стендов нет, только совсем куцые таблички.

Археологами (тут работали японцы) обнаружены остатки четырех церквей, двух цистерн, одной галлереи, кладбища и небольшая зона с жилыми постройками. Информации очень мало. Неизвестно даже посвящение церквей. Они так и называются. Церковь номер один, два и т.д. Вход примерно у церкви 1.

Выглядит это все как-то так. Скажем прямо, сильно на любителя. Смотреть на груды камней даже мне было не слишком интересно. Не уверен, что и с гидом будет лучше. Как я уже сказал, никакой информации не гуглится. В лучшем, случае гид вам что-то нафантазирует.

Впрочем, виды тут неплохие. Хотя бы ради них можно прогуляться.

От церкви 2 сохранилась апсида и стены. Ну уже что-то.

Есть даже какие-то намеки на фрески. Там можно и больше найти, но все примерно в таком виде.

Дальше мы наткнулись на огромную цистерну. На острове нет источников пресной воды. Жители собирали ее из дождевой воды. Еще один аргумент, что это было важное место для паломников. Зачем строить столько церквей в пустынном месте без воды.

По острову разгуливают козы. Людей вообще не боятся. Можно было бы покормить, но у нас ничего с собой не было.

Между церквями 3 и 4 был построен крытый проход длиной 350 метров. Он поднимается круто в гору.

Пожалуй, самое интересное на острове св. Николая. Таблички грозно предупреждают, что гулять по нему не стоит, на голову может прилететь камень. Это вид вверх галереи.

А это вниз, в сторону моря и церкви номер 4. По всей галерее предусмотрено 14 остановок, по числу остановок Христа на Крестном пути.

Могилы сохранились лучше жилых строений и церквей. Довольно внушительные.

Рядом с хорошо сохранившимся заднием стоит табличка "кладбище". Возможно, тут тоже были склепы. Археологи насчитали на острове 50 захоронений.

До самого верха мы не дошли. Несмотря на дымку было очень жарко. Мы взяли с катера две бутылки воды, но они быстро ушли, и нет мы их не выпили. Пардон за подробности, но ребенок решил сделать свои дела именно на этом острове. В общем, сюда лучше без четырехлетки и в более прохладное время.

Так-то, по-хорошему, надо было посмотреть на церковь 3. Именно в ней находилась предполагаемая могила св. Николая. Сама церковь разрушена практически до основания, но зато на полу уцелели фрагменты мозаики. Утащу фото из интернета. Небольшие фрагменты есть и в церкви 4, которая находится внизу галереи.

Погуляв по острову около часа, мы двинулись дальше.

Вид на остров св. Николая.

Четвертой остановкой стал залив Аквариум. Здесь расположен ресторан Karacaoren, до которого можно добраться только на корабле. Причем у него нет своей пристани, с яхт забирают на лодках. У ресторана на Tripadviser куча негативных отзывов о сервисе и еде. Но ради экзотики можно и посетить.

Но мы так угорели, пока гуляли по острову, что решили просто искупаться с катера. В заливе Аквариум очень чистая и прозрачная вода. Тут удалось наконец-то увидеть много рыб. По отзывам сюда заплывают и морские черепахи, но нам не попались.

Место популярное.

Дальше был самый долгий переезд на другой конец залива в Долину бабочек. Долина на самом деле - очень глубокий и длинный каньон. Длина 3-4 км, высота скал 350-400 метров. До каньона Саклыкент не дотягивает по масштабам, но все равно впечатляет. На долину можно посмотреть сверху, там есть обзорные площадки. Но в саму долину вход только с моря.

Название долины обязано биологам. Они нашли тут 105 видов бабочек. Сразу скажу, что ни одной бабочки так и не увидел. Есть подозрение, что массовый туризм тут все вытоптал.

Сюда привозят толпы туристов из Фетхие и Олюдениза на больших кораблях. При нас было вот так. Какие тут бабочки уцелеют при таком потоке.

Тем не менее долина - центр экотуризма. Сразу за пляжем начинается небольшой поселок, напоминающий лагерь хиппи по атмосфере.

Я оставил семью скучать купаться на пляже, а сам решил дойти до конца Долины бабочек. Поискать собственно бабочек и посмотреть на водопады в конце долины.

Я прошел экопоселение. И тут меня догнал турок. Оказывается вход в Долну бабочек платный. Денег у меня с собой не было, пришлось возвращаться на пляж к рюкзаку. Когда я вернулся, хиппи-турка уже не было. Я честно положил деньги в какую-то банку на столе.

Дорога до скал оказалась не слишком живописной в плане флоры. Бабочек не было, красивых цветов тоже, просто идешь по каким-то выжженным зарослям. Впрочем, скалы вокруг красивые.

Но ближе к водопаду стало поинтереснее. Пришлось покарабкаться по камням.

В самом конце каньона довольно узко.

В принципе живописно. В итоге не пожалел, что прогулялся. Весь поход туда-обратно занял примерно 50 минут. Но без семьи я очень быстро хожу.

Итоговый водопад не сильно впечатлил. Но все равно приятно, когда есть какая-то цель даже у небольшого похода.

В трудных участках протянут трос. Я был в шлепанцах, но весь путь одолел.

На обратном пути в лагере встретил не только кота, но и смотрителя. Я сказал, что деньги в банке (буквально). Мы немного обсудили мою прогулку. Вообще, за всю эту поездку нам попадались исключительно приятные турки. Я до этого думал, что в турзоне местные более испорченные.

Пока я гулял из пиратских кораблей остался только один. И судя по воплям из мегафона, он просто кого-то потерял на берегу.

После Долины бабочек остался последний шестой пункт в программе - Голубая пещера. Вода перед пещерой, действительно, голубая. Цвет объясняется уникальными одноклеточными водорослями, которые тут обитают.

Наш капитан бодро туда зарулил и со всей дури тыкнулся носом в стену пещеры.

Можно было тут искупаться, но мы уже забили. Пора было возвращаться в наш отель Belcekum.

По дороге в Олюдениз капитан показал еще какой-то крутой пляж в скалах. Возможно, это был пляж Кидрак, но уже точно не помню.

Ну, и дальше осталось совсем немного до нашего пляжа Бельджекиз. Тут он уже виден на фото.

Вся экскурсия 6 островов заняла четыре часа. Не успело надоесть. Подозреваю, что групповые катают весь день, часов до 5 вечера. В целом, не могу сказать, что топ. По морю на быстром катере, конечно, приятно погонять, но какого-то вау-эффекта от точек в поездки не было. Я избалован разными красивыми островами в Таиланде и прочей ЮВА. Зажрался в общем.

Я очень хотел попасть на остров св. Николая, люблю развалины. Но как-то не взлетело, не хватило истории. Долина бабочек - неплохо, но при условии, что вы дойдете до водопада. Вот это было интересно. Просто потусоваться там на пляже под орущую музыку с кораблей - ну так себе. Остальные точки были скорее для галочки. Тем не менее от поездки не отговариваю. Считаю, что посмотреть морские достопримечательности Олюдениза - идея правильная.

Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях