Саамы - коренной малочисленный народ Крайнего Севера. В России представителей этого народа совсем немного, менее 2 тыс. В 2009-м году несколько русских саамов решили воссоздать традиционный уклад жизни своего народа. Но не только для себя, а также познакомить с саамскими традициями всех желающих. Так появилась идея этнопоселения Самь-Сыйт. Государству идея понравилась, на поселение стали выделяться большие гранты. За 15 лет из трех куваксов Саамская деревня превратилась в большой туристический комплекс.
Но скажем прямо, туристы не всегда остаются в восторге от Саамской деревни. Отрицательных отзывов очень много. Низкий уровень сервиса, замученные, неухоженные животные, главное - почти полное отсутствие саамской этнографии. Попробую показать, как там на самом деле. Контактный зоопарк с национальным колоритом или серьезный этнографический комплекс?
Я уже писал, что последнее время подсел на отели все включено. Практикую
турецкий All-Inclusive вместо автостопа, хостелов и
поездок по Европе на велике, как это было лет 10-15 назад. В этом году дошло дело и до групповых туров. Вот она - старость! На начало февраля мы с женой забронировали групповой тур по Мурманской области от компании Severe Land:
https://severe-land.com/uikend-v-arktike Ну, раз "уплочено", то я полностью расслабился и забил на обычное планирование поездки. Пусть организаторы нас возят, кормят и развлекают. Я к тому, что не стал читать никаких обзоров и отзывов. Так что Саамскую деревню воспринимал с чистого листа, без какого-то изначально негативного настроя.
Правда, гид нас немного морально подготовил.
- Макс, а почему мы так неспешно двигаем в деревню? Может, приедем пораньше и дольше там погуляем?
- Сергей, саамы никого заранее не пускают. Такие у них правила, спешить смысла нет. Расслабься.
- Хмм, ну странно. А что в магазине на трассе надо прям конкретно закупаться?
- Ага, там на месте ничего не будет. Все берем с собой.
Прочитав в моих глазах полное недоумение, гид немного посвятил нас в реалии Саамской деревни. Если коротко, то саамы - ребята хорошие, но при этом вообще не бизнесмены. Сидят на огромном турпотоке, но на сервисе и прибыли сильно не хотят заморачиваться. Так что мои влажные мечты, что нам забьют оленя и приготовят саамский шашлык и все в таком духе, разобьются о суровую реальность.
Действительно, мы прикатили к закрытым воротам. Хотя до времени брони оставалось всего пять минут. Просто так к саамам не пройдешь! Деревня огорожена высоким забором. Кроме нашей группы входа ждали... еще человек 50. Занятно, что в этой толпе мы русские были в меньшинстве, больше половины туристов было из Китая. Даже в нашу русскую группу затесались две китаянки.
- Макс, а что тут китайцы забыли? Я в шоке просто. У нас их был полный самолет и даже в эту дыру добрались.
- А у них особая тема с северным сиянием. Оно приносит удачу на целый год и самое главное, что от секса под сиянием обязательно мальчик родится.
На улице было под -30 мороза, но китайцам это не мешало делать фоточки, зарывшись в снег. Молодцы.
Ладно вернемся к нашей Саамской деревне. У нашей группы программа оказалась такая.
1. 14.00 заезд и заселение в гостевые дома.
2. 14.00 - 17.00 экскурсия по деревне
3. 17.00 - 18.30 свободное время
4. 18.30 - 23.00 ужин, употребление крепких напитков, баня, купание в снегу
5. 23.00 - 05.00 созерцание северного сияния
6. 09.00 - 10.00 завтрак и выезд
Т.е. мы оставались в Саамской деревне с ночевкой. Обычная программа - это только 3-х часовая экскурсия. Что входило в эту экскурсию по Саамской деревне?
1. Краткое знакомство с гидом и деревней
2. Ритуалы с саамскими идолами
3. Общение с хаски и посещение зоопарка
4. Кормление северных оленей
5. Саамские народные спортивные игры
6. Лекция о саамской культуре
7. Саамский национальный обед
8. Катание на оленях и снегоходах
9. Продажа сувениров и фото в саамской одежде
Как видите, программа насыщенная. Летом еще добавляется пункт с посещением священного озера. Оно метеоритного происхождения, с очень чистой водой. Вместо оленей и снегоходов катают на квадроциклах. Но поехали по пунктам.
Краткое знакомство с гидом и деревней.
Гид дается один на всю толпу. Т.е. приедет 100 человек из разных групп, все равно будет один гид. Уже 15 лет, как правило, гидом выступает саам Виталий Круть. Он же стоял у истоков создания деревни. Я почему-то не нашел ни одного его фото у себя, пришлось взять из интернета.
Виталий Викторович предпочитает называть себя на саамский манер Витло. Мужик очень колоритный и харизматичный. Но, как гид, к сожалению, очень слабый. То ли выгорание с этим бесконечным потоком туристов, то ли просто нет таланта к этому делу. Общается грубовато, юмор специфический, содержание экскурсии порой на уровне баек про рептилоидов по РенТВ.
На примере фото Виталия видно, что саамы выглядят вполне по-европейски. У меня были какие-то стереотипы, что у них более азиатская внешность, типа, как у чукч или эвенков. Но нет. Конечно, как и все финно-угорские народы, саамы пришли из Сибири. Но по дороге они смешались на Урале с более европеоидными туземцами. Дальше саамы ушли далеко на запад. Там они уже начали смешиваться со скандинавами и русскими.
Из известных личностей с саамской кровью можно привести в пример Рене Зельвегер. У нее есть какой-то небольшой налет азиатского во внешности. Но в целом каких-то ярких отличий от нас нет.
Довольно быстро я понял, что рассказ гида мне не очень нравится и дальше в основном гулял самостоятельно.
Саамы - кочевой народ. Как у всех северных народов, основой их жизни были северные олени. Отсюда и типичное походное жилище кочевников. У саамов оно называется кувакса. Несколько шестов связывается сверху и обкладывается оленьими шкурами.
Вверху оставляли отверстие, через которое выходил дым и проникал свет. Входом в куваксу служило небольшое отверстие, прикрываемое свободным концом материала, которым было покрыто жилище. На земле посередине куваксы сооружали очаг. Чтобы создать тягу для дыма, между землёй и покрытием куваксы (или у входа) оставляли щель. В качестве подстилки использовали лапник и берёзовые ветки, на них сверху стелили оленьи шкуры, на которых спали.
По сути кувыкса саамов - легкая походная палатка. Зимой в тундре в такой долго не протянешь. Есть версия, что это было совсем временное жилище для коротких кочевок в не слишком суровых условиях. Когда в 19-м веке саамы познакомились с бытом других кочевых народов, то они отказались от куваксы в пользу более продвинутых чумов.
В Самь-Сыйт куваксы больше для бутафории. Накрыты потрепанной парусиной. Внутри ничего аутентичного. Используются персоналом, как курилка и место для мангала.
Весь пол в окурках.
Если кувакса не годится для длительного проживания в суровую зиму Кольского полуострова, то где-же тогда жили саамы? Я прочитал, что у них был более фундаментальный тип жилища - вежа.
Вежа - традиционное жилище саамов, чаще всего стационарное, в виде четырёхугольной пирамиды с усечённой вершиной. Сверху вежа покрывается древесной корой, шкурами, дёрном, хворостом. Вежи обыкновенно служили жилищем на короткое промысловое время на рыболовных (летних, осенних и весенних) местах. При перекочёвке саамы не разрушали их, а оставляли на том же месте, чтобы воспользоваться ими на обратном пути. В более ранние времена в вежах жили и зимой.
Внешне вежа, чем-то похожа на этот домик в Саамской деревне. Но в целом тема традиционного жилья в деревне не раскрыта.
Для понимания, как выглядела настоящая вежа. Чудом одна их них сохранилась, т.к. в 20-м веке саамы от этого типа жилья отказались. Вот почему бы не построить такую избушку для туристов?
Ритуалы с саамскими идолами
У саамов одна из самых сложных из северных кочевых народов религия. Даже греческий Олимп выглядит маленькой компанией по сравнению с саамским Пантеоном. Конечно, саамов давно крестили. Православие пришло сюда еще в 14-м веке, а процесс христианизации завершился в 16-м веке. Тем не менее еще до конца 19-го века языческие верования были вполне живы и зафиксированы исследователями. В итоге мы знаем о язычестве саамов гораздо больше, чем о вере славян.
Я к тому, что любой может загуглить полную информацию о культе саамов и сравнить с представленным примером для туристов. Ну, вы поняли, к чему я все это. Для примера можно посмотреть по ссылке:
https://pogoda51.ru/2-3-verovaniya-sueveriya-mifologiya-i-kult-saamov Но ладно, давайте глянем на местных идолов. Представлены 9 статуй. 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь. И 5 других духов: любовь, здоровье, судьба, удача и счастье.
Чтобы не было путаницы, все 9 идолов заботливо подписаны. Виталий довольно подробно рассказал о каждом, с примерами и правилами поклонения. Куда там надо руки приложить, куда денежки засунуть, в каком формате сформулировать желание и т.п.
Идол воды.
Любовь слегка накренилась, надо бы подровнять.
Самый популярный - здоровье.
С точки зрения всех христианских конфессий участие в подобных мероприятиях однозначно является идолопоклонством, а следовательно, тяжелейшим грехом, который по сути своей означает разрыв отношений с Богом. Впрочем, наш православный турист (80% по опросам) не сильно заморачивался и грешил в Саамской деревне по полной. Идолов щедро снабдили монетками купюрами.
Если абстрагироваться от сомнительной аутентичности идолов и правдивости баек от Виталия, то эта часть экскурсии была одной из самых интересных. Примерно в таком ключе и ожидался рассказ.
Общение с хаски и посещение зоопарка
Ох, конечно, никаких хаски у саамов не было. И на собачьих упряжках они не гоняли. Собаки использовались саамами для управления стадами оленей. Как я понял, были две основные породы: лапхунд (типа шпица) и лопарская оленегонная (ближе к овчарке).
Но раз хаски, то пусть будут хаски. Собак держат на длинных цепях, вдоль которых они могут прогуливаться. Внешне состояние довольно ухоженное. Впрочем, я тут не специалист.
Хаски общительные, неагрессивные.
Есть несколько диких животных. Песцы, лиса и енот. Вот это дело я не очень люблю. Животные в темных небольших клетках. Не место им тут. Выглядят неважно. Одни апатичные, другие наоборот нервно бегают по клетке.
Гид Виталий нахваливал песцов редкого окраса. Якобы такой шоколадный (?) один на миллион рождается. Белый песец тоже очень редкий.
По территории Саамской деревни бегают кролики. Вот они на свободном выпасе. Можно купить морковки, чтобы их покормить. В мороз -30 показалось, что кроликам вполне ОК.
Есть еще отдельный от общего зоопарка загон для собак такой породы. По виду похожи на Самоедского шпица. Специалисты могут поправить в комментариях. Эта порода уже более правильная для этих мест. Красавчик!
Кормление северных оленей
После общения с хаски и несчастными песцами нас всех попросили подойти к забору Саамской деревни. Один из саамов вышел за ворота и стал издавать необычный призывный клич. И через некоторое время из леса стали выходить северные олени. Вот этот момент мне понравился.
Мы вышли за ворота в лес к оленям. Саамы развернули мешки с ягелем и предложили покормить оленей. Наш гид предупредил, что олени не кусаются. У них нет передних зубов, ну так в природе. Единственный момент - следить за рогами, чтобы в глаз не ткнули случайно. И главное не поднимать руку вверх. Олень может прыгнуть, думая, что там еда. При этом может травмировать рогами или копытами.
Северные олени очень понравились. Довольно умные и приятные животные. Гид показал азы управления оленем. Надо схватить сверху за ошейник и, потянув вверх, зафиксировать оленя. Олень сразу признает в тебе господина хозяина и ведет себя спокойно и послушно. У меня быстро получилось. Улыбочку.
Китаянки из нашей группы тоже прониклись процессом кормления. Пожалуй, тема с оленями тут самая прикольная из всей экскурсии. Уж точно полная аутентичность, да и рассказ Виталия был самым реалистичным.
В отзывах читал, что олени обшарпанные и грязные. Но наши были вполне благополучные и упитанные. Возможно, зимой они лучше выглядят. Летом меняют рога и линяют.
Виталий сказал, что количество оленей в деревне - секрет. Такая традиция у саамов - не говорить точное количество. Наш гид Максим потом прокомментировал, что слишком большие стада на Кольском полуострове невозможно содержать. Олени быстро все сжирают и вытаптывают. Так что стада не такие огромные, как в Сибири. Максимум тысяч по 10 голов.
Саамские народные спортивные игры
Я подзадержался у прекрасных оленей, поэтому пришел только к концу игр. Последняя игра была саамским футболом.
Саамские женщины в свободное время придумали себе игру, которая заключалась в перегонке мяча от вежи к веже, от погоста к погосту. Существует прагматичная версия происхождения игры - женщинам, занимавшимся обработкой оленьих шкур, перед выделкой необходимо было придать эластичность шкуре. Для этого шкуру сворачивали в ком и гоняли по полю.
Игра была возрождена в 1985 году на первых Летних саамских играх. Местом проведения игры выбирается естественное болото с множеством кочек. Размер прямоугольной площадки примерно 25 метров в длину и 15 метров в ширину. Продолжительность игры: два тайма по 10 минут с пятиминутным перерывом. Команды состоят из пяти игроков. Форма одежды: традиционные сарафаны саамов длинной до пола.
Экипировка: мяч неправильной формы, сшитый из выделанной шкур северного оленя мездрой наружу, дополнительно набитый оленьим мехом и специально смоченный для тяжести. Масса такого мяча может достигать от 1 до 5 килограммов, диаметр варьируется от 30 до 45 сантиметров. Игрокам разрешается: толкаться, ставить подножки, отбивать мяч подолом юбки, прятать мяч под юбкой, зажимать мяч между ног, передвигаться к воротам прыжками. Игрокам запрещается: дотрагиваться до мяча руками, хватать соперников за волосы, драться, укорачивать длину юбок.
У Виталия - Витло в руках мяч для игры в саамский футбол. В целом занятно, этой части экскурсии тоже ставим плюсик.
Лекция о саамской культуре
Дальше всю толпу загнали в местное Чумовое (от слова чум, а не чума) кафе. Тут уже деваться было некуда, пришлось полчаса послушать Виталия. Вот это была самая неоднозначная часть экскурсии. Уши просто завяли от потока несуразицы. Рассказывали про шаманов, амулеты (потом их продавали), оленей, росомах и медведей.
Росомаха - просто монстр, который всех убивает. Медведь - это почти человек, перед смертью копает себе могилу и т.п. Саамский чай лечит от всех болезней и все в таком духе.
Внутри кафе небольшая выставка предметов быта и ряд других экспонатов. На этой карте глаз у меня стал слегка дергаться. Многие названия я каждый день слышу на работе. Приехал такой отдохнуть.
Вместо прохладных историй о медведях, лучше рассказали бы про бубен. Рисунок на каждом саамском бубне уникален и полон символизма. Пришлось после поездки самоу погулить. Интересная тема. В центре находится символ солнца - Пейве, от которого по сторонам света расходятся лучи по стороам света. Времена года идут против часовой стрелки. На 11 часов весна, на 8 лето, далее осень и зима. Там же можно найи подземный мир, богов, оленей и многое другое. Можно почитать по ссылке.
https://saami.su/component/abook/book/simvolika-laplandskogo-shamanskogo-bubna-petrovskogo-vremeni.html У наших саамов 5 времен года. Они еще выделяют Каамос - время полярной ночи и северного сияния. Месяцев в году может быть 13, т.к. измеряются циклами луны.
Саамская одежда для фотосессий и чучело медведя, которое служило Виталию наглядным пособием. Рассказа про саамскую одежду я что-то не припомню. Хотя в ней тоже много интересного символизма. Ну, да ладно.
Еще одно наглядное пособие - россомаха.
Потолок украшен изображением шаманского бубна и саамскими петроглифами. Я уже так подустал проверять все факты, что нам рассказывали, что не буду спорить. Пусть будут саамские, а не более древних жителей Кольского полуострова.
Саамский национальный обед
Это пункт вызывает особенную боль во всех отзывах о Саамской деревне. Стандартный обед состоит из супа, кусочка хлеба и чая. Все! Магазина тут нет, что-то докупить не получится. Наш гид Максим - товарищ опытный. Для нашей группы он заказал "специальный обед". Уточняйте этот момент при бронировании экскурсии в Саамскую деревню. В большой обед входит рис с олениной и блинчики с медом.
Итак, по блюдам. Суп из семги - лим. Подается в убогой пластиковой тарелке. Внутри плавает кусочек рыбки и картошка. Не слишком эстетично, но съедобно. Рыбалку саамы обожали, рыба точно была в их рационе. Насчет картошки сомневаюсь. Но ОК.
Рис с олениной. Рис - без комментариев. Оленина - тут да, саамская тема. Правда, в наше блюдо положили по два кусочка с ноготь величиной.
Блины - обычные русские блины в столовском исполнении. Погуглил. У саамов есть национальные блины. Но выглядят они жутковато, в них добавляют... оленью кровь.
Единственное полностью аутентичное блюдо в обеде - саамский чай (пакула). Он варится из чаги, туда добавляется ягель и некие секретные травы. Со слов Виталия лечит от всех болезней. На вкус очень похоже на пуэр. Даже наши китаянки оценили.
В целом обед - провал, скажем честно. Наша группа хотя бы наелась, спасибо Максу. А кто-то после трех часов на морозе похлебал один жидкий суп с чаем.
После обеда началась торговля сувенирами. Главный хит - заговоренные шаманом амулеты. Тут уж я точно пас. Но многие покупали.
Катание на оленях и снегоходах
Последний пункт из развлекухи в Саамской деревне. Катают на нартах с оленьей упряжкой и на банане, прицепленном к снегоходу. Можно снова побурчать на тему, что нарты саамы переняли у ненцев уже ближе к 20-му веку. До этого у них были свои повозки в виде лодочек - керёжи.
Кататься на оленях - весело. Олени довольно быстро бегут и делают резкие повороты.
На банане не только весело, но и немного страшно. Тут уже думаешь, как бы не вылететь на ухабах и поворотах.
Вот ты какой - северный олень.
Как я уже говорил, народу на экскурсии было много. Это только часть туристов в очереди на катание. Но в итоге все успели и даже не по одному разу.
Этой части экскурсии ставим зачет.
После катания на оленьих упряжках туристы погрузились в свои автобусы и наша группа из семи человек плюс гид осталась в Саамской деревня одна. До наступления темноты я еще немного поснимал в деревне.
Перед поездкой гид нас изрядно настращал холодом. По прогнозу было -20 днем и -30 ночью. По факту в Саамской деревне никто из нашей семьи мерзляков не замерз. Главным спасением были стельки с подогревом. Плюс всегда можно было зайти в наш дом погреться.
По календарю начало февраля.
Но новогодний декор пока не убрали.
Каждой паре туристов из нашей группы выделили половину такой избы. Внешне и внутри все очень прилично и комфортно. Температура внутри регулируется, есть душ, горячая вода, туалет, плита для готовки, удобные кровати, Wi-Fi.
Входы в каждую половину отдельные. С соседями не пересекаешься. Внутри не снимал, я тот еще блогер. Но еще раз повторюсь, что все на приличном уровне.
И, честно, ночевка в тайге за Полярным кругом, в деревянной избе под трескучий мороз, когда до ближайшей цивилизации больше 20 км, это было самое сильное и приятное впечатление от Саамской деревни.
Гид нашей группы подготовил баню и ужин. Китайская часть группы долго думала, но решили не париться. Обе китаянки были в линзах, и что-то они там нагуглили, что в линзах в баню нельзя. Ну, а русская часть отдохнула по полной. Отлично поужинали, употребили, пообщались и попарились. Особо бухие сильные духом потом выбегали в -30 на улицу прыгнуть в снег.
Банный комплекс на фото ниже. Внутри не снимал, но там все достойно. Баня, конечно, русская, а не саамская.
- Макс, а мы будем ночью охотиться на сияние на машине?
- Сергей, а на какой высоте обычно происходит северное сияние?
- Ну, километров 100 плюс-минус.
- Вот и ответ на твой вопрос. Если сегодня будет сияние, то оно будет над всем Кольским полуостровом. Охота - это прикол для туристов, которые базируются в Мурманске. Там его из-за засвета плохо видно. Приходится выезжать за город. Это и называют "охота". У нас тут глухомань и темень. Небо ясное. Будет сияние - увидим. Кататься туда-сюда смысла никакого. У меня несколько каналов с оповещениями о сиянии. Разбужу обязательно всех.
Мы честно прождали сияние до полуночи, но его так и не было в ту ночь. У природы свои планы.
Подводим итоги по Саамской деревне.
Как этнография - очень слабо. По большому счету настоящие тут только северные олени и гид Виталий Викторович. Впрочем, кое-что о саамах я из Самь-Сыйт вынес. И, как минимум, был стимул после поездки чуть подробнее о них почитать.
Интерактивная часть экскурсии по Саамской деревни мне скорее понравилась, она на относительно достойном уровне. Программа разнообразная и насыщенная. Теоретическая часть, рассказ о саамах - вот здесь надо подтянуть.
К сервису никаких вопросов нет. Все проблемы, о которых пишут в других отзывах, явно порешал с местными наш гид Максим. Поэтому прошло гладко. Пожить за Полярным кругом в дикий мороз в комфортной избе - отличная тема. С учетом бани и приятной компании так вообще кайф.
Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях (с) kolllak.livejournal.com