Патара

Jun 04, 2024 08:40



Недалеко от курорта Фетхие находятся развалины античного города Патара. Когда-то это был один из важнейших городов Ликийского союза. С конца прошлого века здесь начались раскопки и кое-что турки даже восстановили. Есть, что посмотреть. Также рядом с развалинами находится огромный песчаный пляж Патара. Давайте прогуляемся по зоне раскопок в Патаре, а затем посетим и пляж.



До этой поездки в Турцию я имел самое смутное представление о древней истории ее курортной части. Мне казалось, что тут были какие-то греческие колонии типа Херсонеса у нас в Севастополе. На самом деле территорию от нынешних Фетхие до Кемера занимали ликийцы. Этот народ изначально ничего общего с греками не имел. Ближе всего ликийцы были к хеттам.

Маленький, но гордый народ сначала завоевали персы, потом Александр Македонский, затем римляне, от них Ликия перешла к Византии. Но при этом ликийцы все время умудрялась сохранять некоторую автономию. Правда, общение с греками не прошло даром, вскоре ликийцы полностью эллинизировались, забили на свой язык и перешли на греческий.

В общем, многие популярные у туристов в Турции развалины - это Ликия: Тлос, Патара, Ксанф. Причем, это были не какие-то дыры на краю цивилизации. Скажем, ликийцы часто мелькают в Илиаде. Великолепный храм из Ксанфа можно увидеть в Британском музее. А в Патаре родился св. Николай Чудотворец.

Первым делом я решил посетить Патару. Также рядом с ней находится столица Ликии Ксанф, удобно их совмещать в одной поездке. В Патаре развитая инфраструктура. Сувенирный магазин, туалеты, кафешка. Видно, что место популярное. Есть и жирный такой минус. По сравнению с другими раскопками здесь какая-то дикая цена на входной билет - 340 лир! Еще в плюс к этому заплатили за вход на пляж Патары и въезд на машине.

Перед входом у касс посетителей встречает миниатюрная копия древнего города. Видно, что это был развитый порт и мощная крепость. Из истории, что я мельком прочитал, показалось, что стены не слишком спасали город. Его постоянно кто-то завоевывал. Римлянам патарцы вообще решили не сопротивляться.

Патару осаждал тот самый Брут. Помните же про убийство Цезаря: "И ты, Брут?". Ликийцы были на стороне цезарианцев. Поэтому Брут решил расправиться с городами Ликии после убийства Цезаря. Римляне взяли соседний Ксанф и устроили там форменную резню. Патаре предложили сдаться или у нее будет такая же участь, как у Ксанфа.

Жители Патары решили не возникать и сложили оружие. Якобы Брут был приятно удивлен таким умным поступком, и даже на радостях помиловал уцелевших жителей соседнего Ксанфа. Правда, видел и другую более мрачную версию, что он простил Ксанф, т.к. многие его жители совершили самоубийство после падения города. И типа это сильно впечатлило Брута.



Лучше вернуться к миниатюре после прогулки. Тогда станет понятно, что это все за домики.



От касс до непосредственно зоны раскопок надо немного пройти. И тут возникла небольшая проблема. Я был всего второй день в Турции и как-то еще не аклиматизировался. В +30 в тени было "слегка" жарковато, а с учетом, что тут еще и тени не было, то совсем адок. Ладно я, здоровый мужик, но для четырехлетнего ребенка такое. Ну, вы поняли. Я решил сократить прогулку до минимума.



Если зона у касс была очень цивильная, то дальше началась небольшая разруха. Видно, что пытались сделать красиво и удобно, но что-то пошло не так.



Из самого эффектного в Патаре есть три вещи: Театр, Булевтерий (городской совет) и центральная улица с колоннадой. Ближе всего ко входу Театр, с него и начнем.



На наружной стене сохранилась надпись, что некий Полиперхон Диметриус, служитель культа Аполлона, восстановил театр во времена правления императора Тиберия. Есть еще пара надписей на стенах сцены о перестройках во 2-м веке. Но считается, что первый театр был построен раньше, скорее всего во 2-м в до н.э.



Сцена неплохо сохранилась. Здесь нашли несколько статуй и колонн. Т.е. сцена была богато украшена, что вроде как редкость.



Зайдем внутрь театра.



Последняя версия театра - римская. Конечно, они тут устроили место для битв гладиаторов. Об этом недвусмысленно намекают барельефы в виде доспехов и оружия.





В театре Патары было 38 рядов, он мог вмещать примерно 6 тыс зрителей. Это чуть больше, чем в Помпеи для сравнения (5 тыс).



Места сделаны с такими углублениями для ног. Возможно, для удобства, типа убрать ноги под себя, чтобы не мешать проходить другим зрителям.



Есть даже VIP ряд, у него сидения со спинками. Ярусы выше этого ряда - для более простой публики, ниже - более престижные ряды. У них были отдельные входы. Верхний и нижний ярусы не сообщались. Правда, сейчас проделали ступеньки для удобства туристов.



Один из входов в театр. Камни держатся две тысячи лет безо всякого раствора.



Диаметр зрительской части что-то порядка 80 метров.





Вид с верхних рядом, конечно, похуже, чем у Греческого театра в Таормине. Но все равно масштаб ощущается.



Тут примерно можно оценить размеры Патары. Справа виднеется Триумфальная арка или арка Меттия Модеста, наместника созданной в 74 году римской провинции Ликия. Возведена около 100-го года. Городскими воротами арка, скорее всего, не являлась, так как под ней не обнаружена дорога. Использовалась как завершающая часть акведука, по которому в Патару подавалась вода.

Триумфальная арка - это уже другой конец города. А прямо перед театром огромное и подозрительно новое на вид здание Булевтерия. Здесь заседал совет города.



Фантазия у меня работает слабо, поэтому перед походом по любым развалинам стараюсь скачать картинки на тему, как оно было раньше. Нашел вид с холма за театром Патары. На переднем плане сам театр, далее Булевтерий, за ним длинная центральная улица, которая ведет к порту.



Ребенку из всех видов развалин привлекали только амфитеатры. Потому что по ним можно было лазить. Ну, хоть так заинтересовать папиным хобби четырехлетку.



В зрительских рядах пробиты ровные круглые отверстия. Скорее всего для шестов, которые держали навесы от солнца.



Какие-то тупиковые проходы. Думаю, что это комнаты для артистов или гладиаторов.



Ну, и еще один вид на Театр Патары. Как обычно, он врезан в высокий холм. Так можно было сэкономить материал на поддерживающей стене.



Переходим к Булевтерию. Если Театр более-менее сохранился в каждом античном городе, то вот такое гражданское здание - скорее уникальное явление. Турки его изрядно восстановили, но тем не менее. Как я выше написал, в нем заседал совет города. Впрочем, в некоторых источниках пишут, что здесь заседал совет всех ликийских городов.



Непременно надо в такое зайти.



Внутри совет тоже напоминает театр, только для меньшего количества зрителей (1400 мест). Я сразу включил скептика. Уж слишком новым выглядит здание совета. Погуглил и нашел старые фото Бувлетерия. Оказалось, что турки достроили его процентов этак на 80 от раскопанного состояния. Ну, будем верить реставраторам, что так оно и было когда-то.



Дадим слово римскому историку и географу Страбону, вот так он описывал советы ликийцев.

Жите­ли каж­до­го горо­да схо­дят­ся на общее собра­ние, выбрав под­хо­дя­щий для это­го по сво­е­му усмот­ре­нию город. Самые боль­шие горо­да рас­по­ла­га­ют каж­дый 3 голо­са­ми, горо­да сред­ней вели­чи­ны - 2, а про­чие - 1. В таком же отно­ше­нии они выпла­чи­ва­ют пода­ти и несут про­чие государ­ст­вен­ные повин­но­сти. В собра­нии сове­та преж­де все­го выби­ра­ют «лики­ар­ха», а затем дру­гих долж­ност­ных лиц сою­за. Суды они так­же назна­ча­ют сооб­ща.

В преж­ние вре­ме­на они обсуж­да­ли вопро­сы вой­ны, мира и сою­зов, теперь же, есте­ствен­но, это не допус­ка­ет­ся (так как эти дела неиз­беж­но зави­сят от рим­лян), за исклю­че­ни­ем, быть может, тех слу­ча­ев, когда рим­ляне раз­ре­ша­ют такие обсуж­де­ния или это полез­но для них самих. Таким же обра­зом они выби­ра­ют судей и долж­ност­ных лиц от каж­до­го горо­да соот­вет­ст­вен­но коли­че­ству голо­сов. При таком пре­крас­ном государ­ст­вен­ном устрой­стве они даже под гос­под­ст­вом рим­лян сохра­ни­ли сво­бо­ду и отцов­ские вла­де­ния.





В центре - место для главы союза Ликийских городов. Ну, понятное дело, надо на нем посидеть.





Внутри Булевтерия есть комната с небольшой экспозицией, но я почему-то забил там пофоткать.



У фронтальной стены Булевтерия выставлены стелы с надписями. У каждого камня есть краткое содержание на английском. Это похвально.



Надо было крупно снять надписи именно на ликийском языке, но похоже это обычный греческий. Ликийский алфавит напоминает греческий, но есть и много отличий. Считается, что он произошел напрямую от финикийского. Язык ликийцев не имеет никакого сходства с греческим, он ближе к хеттскому. Правда, где-то в 3-м веке до н.э., они на него полностью забили и перешли на греческий.



Похоже на фонтан. Вообще, многое в Патаре подписано, тут музейщики молодцы. Но я ошалел от жары и поленился снимать таблички.



Это действующий "древний" корабль! Немецкий археолог подарил Турции самодельный тростниковый корабль. Уникальный дизайн корабля под названием «Abora-IV» вдохновлен старинными египетскими картинами.

Построили этот важный объект с использованием тростника и дерева. Город Патара в древние времена был центром египетских торговцев. Вполне вероятно, что камышовые лодки берут начало именно из этого поселения. Цель проекта - показать, как египетские моряки в те времена достигли черноморских портов на небольших судах ручной работы. Корабль длиной 14 метров построили в Варне, Болгария. Тростник, который использовали во время строительства, доставили из Боливии. Корабль отчалил из порта Варны и достиг северо-западного побережья Турции в Чанаккале.



Ну, и последний интересный объект Патары - центральная улица города с колоннадой.

Главная улица в направлении север-юг, соединяющая внутреннюю гавань с агорой перед парламентом на юге. При ширине более 12-ти м это одна из самых широких и лучше всего сохранившихся улиц Ликии. С обеих сторон он ограничен портиками ионического архитектурного ордера шириной около 6-ти м. Гранитные колонны использовались в восточном портике, а мраморные - на западе. Пол западного портика покрыт мозаикой с геометрическим орнаментом, которая сегодня почти полностью исчезла. За портиком расположены магазины разного назначения и размера.



Улица примерно там, куда указывают стрелки на картине.



Довольно эффектное место. Но не под палящим солнцем. Тут я решил отпустить семью есть мороженое в кафе у входа, а сам еще немного пробежался по Патаре.







По бокам от главной улицы шли ряды лавок.



Зашел в один из бывших магазинов.





Сохранились остатки пола.



В этой части табличек стало мало. Поэтому осталось только гадать, что это за канал в лавке. Подвод воды или наоборот, что-то типа канализации. Нашел информацию, что главная улица была с канализацией. Под главной улицей также была построена канализационная система, которая, как полагают, использовалась до 7-го века нашей эры.





Улица очень широкая. Сохранилось мощение. Видно, что она была чисто пешеходной. Никаких следов от колес, как на улицах с мощением в Помпеях здесь нет.



Вообще, раскопки Патары начались совсем недавно, в 1998 году. До этого город был засыпан песчаными дюнами. Так что работы здесь еще много и возможны какие-то новые открытия.

Я планировал обойти всю территорию Патары. Но меня подкосила адская жара, плюс оказалось, что территория раскопок за пределами главных объектов довольно неухоженная. Чтобы посмотреть другие объекты кроме трех главных, приходится порой продираться козьими тропками сквозь заросли каких-то колючих кустов.

Но кое-что еще покажу. На фото ниже Малые бани. Интересна кладка стен. Из необработанных камней. Примерно, как делали инки, у которых было туго с обработкой камня. Тем не менее крепко стоит несмотря на все землетрясения за 2 тыс лет.



Баня отличается от типичной для Ликии простой планировки бань с рядами, ориентирована с севера на юг. Вход в здание осуществляется через дверь на восточной стене фригидария. Внутри можно поискать следы от дымоходов и пазы системы отопления. Дата постройки бани неизвестна, поскольку раскопки не проводились. Однако на основании сравнительных примеров читается, что это сооружение могло быть построено в период ранней Римской империи.

Несмотря на скромные размеры тут были три основные комнаты типовых римских терм. Правда, без отдельной раздевалки - аподитерия. Вход был сразу в прохладную комнату фригидарий, там даже был небольшой бассейн с холодной водой. Дальше можно было пройти в тепидарий - теплую комнату для помывки. И в конце (на фото ниже) - горячая комната кальдарий, самая просторная. Видимо, патарцы любили попариться.



Я сначала обрадовался, что даже античные крепостные стены уцелели. Но потом прочитал, что они от византийцев. Хотя скорее всего проходили по месту древних укреплений Патары.



С храмами в Патаре не очень, что удивительно. Ведь здесь было важное место поклонения Аполлону. Даже по легенде основатель города Патар - это один из многочисленных сыновей Аполлона. Гуглится этот Патар (Patarus) очень плохо, никаких сведений о нем нет. Но в Географию Страбона он попал. Впрочем, один древний храм очень хорошо сохранился.

Это единственный храм в Ликии, стены которого сохранились до высоты крыши. На момент постройки он располагался на краю агоры Главной гавани в устье реки Патара. Позже он был включен в состав средневековой стены и использовался как угловой бастион.

Храм возвышается на подиуме. Подъем на подиум осуществляется по лестнице в 10-13 ступенек с севера. Культовая комната имеет форму квадрата с размерами 9 х 8 м. На северном фасаде, выходящем на внутреннюю гавань, находится крыльцо, перед ним расположены четыре коринфские колонны, которые также поддерживают крышу.



В культовое помещение этого храма вход осуществляется через великолепную дверь высотой более 6-ти метров. Перемычки и косяки двери выполнены из цельного куска камня. Внутренние стены культового помещения были обработаны более грубо, но покрыты мрамором.

Неизвестно, какому богу был посвящен этот храм. Есть даже вероятность, что это был храм императора Себастиона. Судя по украшениям на двери, здание датируется третьей четвертью 2-го века нашей эры.



Главная улица, составляющая основу города, была затоплена в результате обрушения, вызванного землетрясением, и пока только сто метров удалось открыть. Действительно, дальше начинается форменное болото.





Внушительные развалины центральных бань Патары.





И еще одни огромные термы, самые большие в Патаре. Найдена надпись на стене, что они построены во времена императора Нерона, а затем перестроены при Весспасиане. Т.е. это примерно 60-е года нашей эры. Одни из первых римских бань в этом регионе.



Здание ниже не идентифицировал. Скорее всего какое-то торговое помещение на Агоре. Занятно, что при всей ушлости турков, они никак не используют главный "бренд" Патары. А могли бы назначить какой-то бесхозный дом - родным домом св. Николая. Примерно, как сделали в Генуе с "домом Колумба". Посетителей в Патаре явно прибавилось бы.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец родился в городе Патаре примерно в 270-м году. Он был единственным сыном благочестивых родителей, давших обет посвятить его Богу., т.к. долгое время были бездетными. Мать его после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай уже младенцем начал поститься. Он принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай Чудотворец преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, сделал его чтецом, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве в Патаре.

Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя Патары, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их в проститутки для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Ночью и тайно! Понимаете теперь, откуда ноги растут у тайного Санты? Отсюда, из Патары.

В общем, гуляя по Патаре имейте в виду, что ходите теми же дорогами, что и св. Николай. И, возможно, какая-то неприметная груда камней - это его бывший родной дом.



Странный способ ремонта стен из того, что было под рукой.



Дальше я окончательно спекся на жаре и пошел обратно ко входу, где меня уже дожидалась семья. Из интересного я не успел посмотреть две византийские церкви и зону гробниц. Впрочем, ликийских гробниц я в эту поездку еще много увидел. Покажу в следующих рассказах.



Кроме этого в Патаре есть еще один уникальный объект, до которого я не добрался. Маяк, расположенный в древнем городе Патара, является единственным маяком со всеми его частями, сохранившимися до наших дней, среди всех маяков, обнаруженных в мире. Особенности его строения позволяют предположить, что это один из трех старейших маяков в мире.

Считается, что цунами, произошедшее после сильного землетрясения в море, стало причиной обрушения сооружения, а человеческий скелет, найденный под каменными блоками у входа в маяк, принадлежит смотрителю маяка, который не смог спастись от цунами.

Согласно сведениям, полученным из бронзовой надписи на нем, Маяк был построен римским императором Нероном в 64-65 годах нашей эры. Турки собираются полностью восстановить маяк Нерона. Будет примерно так. Сейчас уцелел только нижний ярус.



Я человек, испорченный посещением Помпей и Геркуланума. После этих городов любые другие развалины кажутся... слишком разваленными. Тем не менее Патара - интересное место, мне понравилось. Есть ряд объектов, которые не просто груда камней, а довольно неплохо сохранившиеся (или восстановленные турками) здания.



Дальше я дал слабину. В соседний Ксанф решил не ехать, а вместо этого сразу валить на пляж. За час прогулки по Патаре я изрядно угорел от жары. Не надо в 12 часов гулять по солнцепеку. В дальнейших поездках я этот момент учел и старался приезжать под вечер или рано утром. Меня оправдывает, что самый интересный объект Ксанфа - монумент Нереид я уже видел... в Лондоне в Британском музее.



При входе на пляж Патары есть небольшая торговая зона. Можно прикупить сувениров или пляжные принадлежности. Напомню, что вход на пляж платный.



Но сам пляж практически дикий. Инфраструктуры тут минимум. Дело в том, что на пляже откладывают яйца черепахи Каретта (Логгерхед, головастая черепаха). Эта морская черепаха находится под угрозой полного исчезновения. По всему пляжу натыканы предупреждающие таблички, чтобы не трогали гнезда. Читал, что порой в Патаре находят до 300 гнезд. Гнезда защищают специальными корзинами.

Показалось, что для знакомства с черепахами лучше ехать в Дальян. Там есть небольшой центр помощи черепахам, где можно познакомиться с ними и с историей их защиты. Гнезда на пляже можно лучше рассмотреть. Плюс нам в Дальяне удалось увидеть огромных черепах и в естественной среде, даже покормили. Будет время - напишу об этой поездке.



Кроме редких черепах, Патара - это еще и уникальные песчаные дюны. Пейзаж чем-то напоминает африканские пустыни. Впечатляет. Сам пляж очень протяженный, что-то около 18 км. Ширина пляжной зоны тоже внушает, примерно 300 метров. Как-то на нем даже теряешься из-за огромных размеров.



Голубого флага здесь нет. Море и песок очень чистые, но из-за неразвитой инфраструктуры флаг пляжу не выдали. Но все равно с детьми - тема. Заход очень (я даже сказал бы, что слишком) плавный, волны небольшие. Дно из мелкого песка, пляж тоже полностью песчаный.



Народ в основном толпится у входа. Чуть подальше можно расположиться в полном уединении. Отдыхают в основном турки. В теории в Патаре должно быть тихо, т.к. нет никаких баров. Но турки любят взять колонку на пляж и что-то там свое врубить. Но еще раз повторюсь, что здесь элементарно найти и тихий уголок. Площадь огромная.



Несмотря на песчаное дно вода очень чистая, никакой мути.



Мы, конечно, никакого зонтика не взяли. Поэтому в полдень просто не вылезали из воды. Берите все с собой, иначе быстро поджаритесь.





В целом пляж Патара крутой по видам, морю, песку и уникальный из-за черепах. Но прям не скажу, что хотел бы тут проторчать весь день. Все-таки место диковатое. Впрочем, посетить стоит. Главное взять по максимуму с собой все пляжные штуки. У нас вылазка была скорее ради достопримечательностей, поэтому долго тут не стали валяться. Часок покупались и поехали дальше, т.к. в этот день планировали еще посетить пляж Капуташ и живописный город Каш.

Несмотря на проблему с жарой первая вылазка по турецким развалинам меня вдохновила. Ожидания после Италии были, признаться, заниженные. Но по факту интересно. Я решил посетить еще два античных города недалеко от нашего Олюдениза: Каунос и Тлос. Но об этом в следующих рассказах.



Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(с) kolllak.livejournal.com

Патара, Турция, Анталья

Previous post Next post
Up