Помпеи. Что посмотреть за один день (продолжение)

Apr 04, 2014 10:08



Зона раскопок в Помпеях весьма обширна, так что в один отчет я не уложился, и поэтому продолжу. Во второй части театры, крепостные стены, бани, кладбище, фитнесс-клуб и бордель.



1. Первую часть я закончил на входе в дом Хирурга. Почти сразу за этим древнейшим жилым домом в Помпеях начинается улица Гробниц. Улица не сильно отличается от жилых кварталов, некоторые гробницы были покруче домов.



2. В конце улицы Гробниц находится вилла Мистерий. Пожалуй, этот дом в Помпеях меня поразил больше всех остальных. Он расположен уже за городскими воротами, но туда явно стоит дойти ради отлично сохранившихся росписей.



3. На стенах изображены сцены посвящения в диониссийские мистерии. Фрески яркие и слегка психоделичные, я думаю жить в таких интерьерах было не совсем полезно для психики.



4. Обратно в Помпеи я не пошел, а я решил забраться на небольшой холм за стенами города. Увы, гора не такая уж и высокая, особых видов я тут не обнаружил.



5. С холма видны укрепления. Не особо внушают. В первом веке защищаться римлянам в этом районе было особо не от кого.



6. Пока спит.



7. Слева видна еще не раскопанная часть Помпей. Процентов двадцать города пока не раскрыта. Ученые сосредоточились на сохранении уже раскопанной части. С этим все несколько печально, ливни размывают стены, что-то постоянно рушится. Свою лепту вносят и туристы вроде меня. Вред городу наносят даже банальные рюкзаки посетителей, чиркнул случайно по стене, штукатурка отлетела. Так по пятьсот раз за день, и стена уже начинает обваливаться.



8. Ладно, пойдем обратно в город.



9. Пинии очень клевые.



10. После отчета по Геркулануму, где было представлено много частных домов, меня часто спрашивали, каким образом римляне отапливали такие огромные дома? На снимках не видно ни печей, ни очагов, ни какой-то еще системы отопления. А скажем, в январе-феврале даже в южном Неаполе весьма прохладно. Оказывается, продвинутые в техническом отношении римляне для обогрева комнат использовали примитивные жаровни.

"В зимнюю пору жилища обогревали переносными открытыми жаровнями или водяными отопительными приборами, похожими на те, что устанавливались в городских термах. Бронзовый цилиндр с изогнутыми ножками в виде волчьих лап и с куполообразной крышкой служил одновременно обогревателем и устройством для нагревания воды. Раскаленные угли помещали внутрь сосуда, а воду наливали в пустое пространство между трубой и наружными стенками. Боковые ручки имели вид ладоней человеческих рук, прикасавшихся к раскаленной поверхности. Крышку венчали фигурки эрота, дельфина и двух обнаженных борцов."


11. Пора приобщиться к культуре. В маленьких по римским меркам Помпеях было целых два театра.



12. К театрам примыкал дворик, в котором зрители могли отдохнуть в антрактах.



13. Правда, позже этот дворик отдали гладиаторам, тут они устраивали свои тренировки.



14. Малый театр (Одеон).



15.Трагический театр гораздо больше Одеон по размерам, мог вмещать до 5 тыс. зрителей.



Реконструкция театра.



16. Лучше всего из всех храмов Помпеи сохранился храм Исиды.

"Едва появившись на италийской земле, Исида стала кумиром богатых римлянок, находивших у нее защиту во внебрачной любви. Покровительство того, что Ювенал называл «непозволительными связями между двумя полами», осуществлялось буквально, потому что свидания устраивали жрицы храмов Исиды, которые в имперские времена имелись в каждом италийском городе. Во II веке служители скандального культа утратили доверие народа. По словам русского путешественника В. Классовского, «уже никто не верил предсказаниям лицемеров, вынужденных расхаживать в рубище по деревням для того, чтобы морочить головы непосвященных амулетами, заговорами и лекарствами от всех болезней». Столетием раньше лекарства от болезни под названием «любовь» еще не требовалось, и богатые ревнители религии Исиды нередко отправляли посыльных в Африку за нильской водой, чтобы благоговейно окропить ею самих себя и жертву, заколотую на алтаре кровожадной египтянки.
Происходившие в храмах Исиды священные действа по сути являлись красивой прелюдией любовных свиданий, а сохранению тайны способствовала сама архитектура зданий. В Помпеях служители пользовались секретной лестницей, незаметно поднимаясь к статуе богини, чтобы возвещать ее устами к изумлению представших пред ней любовников. Получив одобрение божества, они отправлялись в потайные комнаты, где могли пользоваться мягкими ложами и столами, ломившимися от кушаний и вина. Пиры продолжались по нескольку дней, и все это время двери храма были закрыты для всех, особенно для оставленных мужей и жен, которых уверяли, что их супруги читают молитвы, стоя на каменном полу."

17. Слева небольшой "ларек" с водой из Нила.



18.



19. В Стабиевых термах можно подроно изучить систему отопления бань.

"Нагревание воды во всех помпейских банях производилось с помощью системы, включавшей в себя котлы, трубы с кранами и основное устройство - печь, нагнетавшую горячий воздух в подполье и к стенам. Соединенные между собой котлы служили накопителями кипятка, а также остывшей и чуть теплой воды для кальдария. Кипяток поступал непосредственно в ванны, где воду доводили до нужной температуры, открывая попеременно «холодные» и «горячие» краны. Содержимое других емкостей изливалось в душевые, где разгоряченные тела остывали после долгого воздействия горячей воды. Иногда в отопительный прибор превращали саму стену, выкладывая ее плитами с острыми выступами по внутренним углам. Не позволяя облицовке примыкать к поверхности, они способствовали образованию пустого пространства, по которому циркулировал горячий воздух."



20. В раздевалке небольшая выставка слепков погибших жителей Помпей.



21.



22. Внутренний дворик Стабиевых терм. Термы были не только банями в нашем понимании, но и центром общественной жизни.

"Сенека, которому «посчастливилось» жить поблизости от столичных терм, «приходил в бешенство от всевозможных банных звуков». «Вот размахивая тяжелыми гирями, - писал он, - напрягаясь или делая вид, упражняются силачи. Слышны стоны, свист задержанного и выдыхаемого воздуха, мучительно затрудненного дыхания. Вот купальщик со звучным всплеском прыгает в бассейн, кричат пирожники, колбасники, разносчики, нараспев восхваляющие свои товары. Вот пришел какой-то флегматик, которому довольно обычного массажа. Его хлопает по плечам рука массажиста, и звук меняется, смотря по тому, ударяет ли он всей ладонью или складывает ее лодочкой. Если тут еще подошел игрок и начал считать мячи - кончено! Кричат скандалисты, пойманные воры, поэты, читающие вслух свои новые стихи. Еще хуже приход цирюльника, который выдергивает волосы. Он возвещает о себе пронзительным голосом и умолкает только тогда, когда начнет выщипывать волосы под мышками, заставляя клиента вопить вместо себя".

23. Парилка в женском отделении.



24. Вы дворе можно было искупать в открытом бассейне.



Реконструкция дворика Стабиевых терм.



25. Это сейчас стены домов, выходящие на улицу, кажутся просто каменными, однообразными и скучными. В реальности они все были оштукатурены, ярко покрашены, на многих были фрески и надписи. Вот здесь уцелел кусочек с изображением гениев места.



26. На кладбище побывали, театры посетили, в баню зашли, теперь пора и в бордель. Вот это любовно восстановленное двухэтажное здание и есть помпейский публичный дом - Лупанарий.



27. На всех стенах изображены услуги заведения. Клиенту достаточно было ткнуть пальцем в нужную картинку.



28. Древнеримский сортир. У нас на сборах был точно такой же, прогресс не сильно тут продвинулся за две тысячи лет.



29. Комнаты для траха совсем убогие, клетушка 1.70 м длиной, с каменной кроватью. Всего их тут десять штук.



30.



31. Прачечная. Древнеримские методы стирки меня слегка шокировали.

"Принимая грязный, рваный плащ, помпейские фуллоны возвращали клиентам практически новое одеяние. В отсутствие мыла мастера пользовались щелоком и особой «сукновальной глиной», наделенной способностью впитывать жир. Воду часто заменяли мочой животных, предпочитая выделения верблюда. Однако более всего ценилась человеческая моча. Для ее сбора рядом со входом в мастерскую устанавливали посудины с шутливыми надписями, приглашая желающих внести лепту в развитие сукновального дела. Один из таких сосудов стоял недалеко от входа в сукновальню Фабия. Хозяин предлагал прохожим совершить благородное дело, выделив для того старую винную амфору с отбитым горлышком, за что получил от Марциала прозвище Скупой Фуллон."



32. Центральная улица Помпей - улица Изобилия.





33. На тавернах и лавках улицы Изобилия местами сохранились надписи, рекламирующие товар.



34.



35. Около Амфитеатра есть очень клевая аллея из пиний.



36.





37. Палестра. Здесь жители Помпей занимались спортом.



38. Только я дошел до Амфитеатра, как пронзительно и уныло завыла сирена. "Началось?" - первым делом подумал я. Но нет, просто таким дебильным способом в музее дают понять туристам, что через 15 минут Помпеи закрываются.



39. Т.к. я был в самой удаленной от Морских ворот точки Помпей, то обратный путь занял у меня изрядно времени.



40. Вот, чем хороши Помпеи, что тут можно просто гулять. Виды вполне живописные.



41. Древняя водосточная труба.



42. Когда-то по этим улицам ходили толпы римлян. Как писал Ювенал:

"…Мнет нам бока огромной толпою
Сзади идущий народ:
Этот локтем толкнет или палкою крепкой,
Иной по башке тебе даст бревном иль бочонком…"

Теперь я шел по улицам в полном одиночестве. В теории можно было спрятаться в одном из домов и переночевать в Помпеях.

43. Помпеи очень понравились, отличное место. Мне было интересно даже с учетом моих нулевых познаний по истории и искусству древнего Рима.



Умные цитаты в первой и второй частях взяты из книги Елены Грицак "Помпеи и Геркуланум".

Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(с) kolllak.livejournal.com

Помпеи, Италия, Кампания

Previous post Next post
Up