[страница 119]
[Каким бы трудным ни был путь вперед в отношении развития технологии жестких дирижаблей, постоянная военно-морская политика заключалась в том, чтобы «поддерживать по мере необходимости жесткие дирижабли, построенные и строящиеся в настоящее время, и определять их полезность для военно-морских и других государственных] целей, а также их коммерческую ценность.» {{290}} Реализация этой политики осуществлялась вне разумных сомнений в отношении общего определения ее полезности. Адмирал Джозеф Мейсон Ривз [Joseph Mason Reeves], Главнокомандующий Флотом США, дал показания перед Генеральным Советом в августе 1934 года о политике [[касательно аппаратов]] легче воздуха, спустя шестнадцать месяцев после гибели ~Akron~ у побережья Нью-Джерси. Дирижабль разбился во время шторма в апреле 1933 года, в результате чего погибли семьдесят три из семидесяти шести человек. Глава BuAer адмирал Уильям Моффетт был среди погибших в результате крушения. {{291}} Единственным действующим жестким дирижаблем, оставшимся на вооружении Флота, был USS ~Macon~ (ZRS-4), вошедший в строй в июне 1933 года.
На момент дачи показаний Ривза ~Macon~ был придан Командующему Авиацией Боевых Сил [Commander, Aircraft, Battle Force] и тем летом участвовал в тактических учениях флота в Карибском море с переменным успехом:{{292}}
Одно время я надеялся на аппараты-легче-воздуха. У меня были идеи объединить корабли легче воздуха с кораблями тяжелее воздуха в неотъемлемую часть Флота. Эти надежды не оправдались, и я не вижу никаких перспектив, учитывая ограничения летательных аппаратов легче воздуха. Я не вижу никаких перспектив того, что они когда-либо смогут стать неотъемлемой частью Флота, маневрировать и действовать вместе с Флотом... Боюсь, что аппараты легче воздуха - слишком тонкая трость, на которую командир может опереться в каких бы то ни было целях - будь то [[стратегическая]] разведка ["intelligent work"], [[тактическая]] разведка ["scouting"] или что-нибудь еще. На него слишком сильно влияют погодные условия и другие вещи. ... Ему [командиру] никогда не будет оправдано в одиночку полагаться на то, что аппарат легче воздуха сделает что-то, потому что уверенности в том, что он что-то сделает, не существует. Они могут оказаться полезными при патрулировании побережья.
[страница 120]
[Возможно будет иметь место счастливое совпадение и он сможет увидеть что-то важное, но если он когда-нибудь увидит боевое подразделение противника, он тут же потеряет свою] ценность, потому что он перестанет существовать, если только он сделает лишь то, что подаст доклад. {{293}}
Это откровенное свидетельство предполагает разочарование по поводу программы, которая, как видилось, была далека от успеха в глазах тех, кто экономил ресурсы на ее разработку.
Ривз завершил свое выступление о политике [[касательно аппаратов]] легче воздуха содержательными замечаниями, которые не оставляют места для интерпретации будущего жесткого дирижабля в качестве разведчика дальнего действия для флота:
Если вы примете во внимание деньги, вложенные в аппараты легче воздуха, я считаю, что это очень долгая азартная игра ["very long gamble"] по сравнению с той же стоимостью в других аппаратах... за один дирижабль стоимостью 4 000 000 долларов вы могли бы иметь 26 подобных патрульных самолетов, поэтому в этом сравнении, как Главнокомандующий Флотом, если бы вы спросили меня, предпочел бы я один дирижабль или 26 патрульных самолетов, я бы ответил: патрульные самолеты. {{294}}
Сообщения об операциях с ~Macon~ со времени показаний Ривза улучшились, но это было слишком поздно с точки зрения продолжения жесткой программы. {{295}}
~Macon~ погиб над Тихим океаном в феврале 1935 года, при этом погибли только трое из восьмидесяти трех членов экипажа. ~Macon~ недавно начал носить с собой спасательные жилеты, что объясняет большое количество выживших; урок, извлеченный из потери ~Akron~. {{296}} Параллельные усилия по внедрению на флот технологий легче воздуха оказались слишком высокими [[с точки зрения]] затрат людей и материалов. Последняя неудача, связанная с потерей ~Macon~, привела к отмене программы жестких дирижаблей к 1936 году.
[страница 121]
Военно-морской Флот разрабатывал технологию жестких дирижаблей в течение двенадцати лет в межвоенный период. Затраты на создание инфраструктуры и промышленного потенциала для их проектирования и строительства в Соединенных Штатах были огромными, учитывая современную конкуренцию за ресурсы и политическое давление того времени. Однако лица, принимающие решения во Флоте того времени, понятия не имели, что будет успешным, а что нет, хотя современную интерпретацию этого пути развития и можно было бы рассматривать как [тупик ["blind alley"]. Если бы это был единственный вариант действий, то это было бы так, но, к чести Флота, это было не так.]
[страница 122]
Годы, прошедшие после Лондонской конференции, ознаменовали окончательный отход от параллельных усилий Флота по одновременной разработке [[различного сорта]] материальных решений. К 1935 году летательные аппараты тяжелее воздуха превзошли и в конечном итоге затмили летательные аппараты легче воздуха. Генеральный Совет провел серию слушаний после того, как в 1934 году в соответствии с законодательством Винсона-Траммела было получено разрешение на строительство в соответствии с договорными ограничениями. На этих слушаниях изучались «возможности расширенной авиационной программы», уделяя особое внимание новой приоритетной роли патрульной авиации с точки зрения Отдела Военных Планов в отношении Военного Плана «Оранж». {{297}}
Генеральный Совет заслушал показания представителей BuAer о влиянии увеличения количества патрульных самолетов (приблизительно до 330) и необходимой инфраструктуры персонала, баз и тендеров. {{298}} Это снова привело к дискуссиям о характере стратегической роли разработки самолета, способного совершать полеты на большие расстояния (3000 миль). {{299}} Генеральный Совет заслушал письмо начальника BuAer контр-адмирала Эрнеста Дж. Кинга [Earnest J. King] Генеральному Совету со ссылкой на меморандум Генерального Совета 404 (серийный номер 1650-X) от 7 августа 1934 года. Этот меморандум состоял из ряда вопросов, касающихся расширения патрульной авиации как компонента договорного военно-морского флота полного состава, разрешенного Законом Винсона-Трэммелла:
[страница 123]
Вопрос 4: Как Бюро Аэронавтики рассматривает использование патрульных самолетов флотом в качестве ударной силы?
Ответ: В ходе тихоокеанской кампании Главнокомандующий будет использовать каждый имеющийся патрульный самолет в качестве разведывательной и ударной силы. Их количество, которое будут сопровождать этот Флот ["Fleet"], будет зависеть от наличия баз и тендеров. Между Западным Побережьем и Гавайями вся территория, охватываемая транзитом Флота, могла бы патрулироваться самолетами, действующими с Западного побережья и Гавайев. При наступлении [[в направлении]] за Гавайи самолеты, базирующиеся в Перл-Харборе, могли бы патрулировать впереди Флота на расстояние 1000 миль и более. По мере продвижения Флота дальше на запад возникнет необходимость создания островных баз с самолетами, работающими с тендеров. ... Самолеты, действовавшие с Алеутских островов, Перл-Харбора, Гуама, Самоа и других островных баз, могли бы прикрыть всю акваторию Тихого океана и обнаружить присутствие противника. {{300}}
Представление BuAer о роли патрульной авиации в военно-морской кампании на Тихом океане перекликалось со стратегической концепцией военного плана «Оранж». Существовала потребность в самолетах дальнего действия, которые могли бы выполнять как наступательные, так и оборонительные задачи с «существующих островных баз, при действии с тендеров». {{301}} Эта оперативная концепция передового базирования была уточнена и усовершенствована в ходе тактических учений флота [Tactical Fleet Exercises] и ежегодных Проблем Флота [Fleet Problems], когда с 1933 по 1938 год эскадрильи VP находились в ведении Базовых Сил.
Стратегические требования к патрульным самолетам действовать в обороне и наступлении на дальностях и нести полезную нагрузку, превышающую технологические возможности нынешних самолетов серии P2Y, привлекли внимание к тому, насколько отстала патрульная авиация за 1920-е годы.
BuAer, находившийся тогда под командованием адмирала Эрнеста Дж. Кинга, направило Генеральному Совету письмо, чтобы подчеркнуть этот постоянный недостаток развития:
[страница 124]
[Вопрос 11: Было бы разумно предоставить два типа патрульных самолетов: один с малой или средней дальностью для использования в Округах [для защиты Военно-морских Округов 14/15]] на Гавайях и в Зоне Панамского Канала], и другой с наибольшей возможной дальностью полета для использования Флотом [для наступательной разведки на дальние расстояния]?
Ответ: Бюро не считает целесообразным иметь два типа патрульных самолетов - для использования в Округах и для использования во Флоте. ... Патрульные самолеты - мощная ударная сила; их количество не ограничено Договором, как [[имеет место быть с]] авианосцами. В каждой Проблеме Флота, независимо от того, использовались ли патрульные эскадрильи в обороне или в нападении, такая малая дальность была серьезным препятствием. Считается, что функция флота - защищать конвои и поддерживать открытыми морские пути. Патрульные самолеты дальнего действия окажут неоценимую помощь в выполнении этой миссии. ... В Бюро считают, что разработка дальних патрульных самолетов, способных нести тяжелые бомбовые нагрузки, должна вестись как можно быстрее. {{302}}
Переписка Кинга свидетельствует о срочности материального решения, которое преследовало BuAer в отношении стратегической дилеммы, создаваемой ролью VP при воздушном оборонительном патрулировании Округов и при наступательной разведке в поддержку операций на море.
Борьба с материальными трудностями самолетов серии PN/P2Y до принятия Закона Винсона-Трэммелла во многом объяснялась тем, что руководство военно-морского Флота сосредоточило внимание на выделении ресурсов для проектирования и строительства в пользу палубной авиации. Коммандер А.Д. Бернхард [A. D. Bernhard] (BuAer) дал показания Генеральному Совету в августе 1934 года по поводу определения приоритетности ресурсов, которые BuAer исторически выделяло на разработку патрульных самолетов до принятия Закона Винсона-Трэммелла.
Я хотел бы сказать несколько слов о самолетах. В допущении на [[закупку]] тысячи самолетов, которое мы имели с 1926 года, нам было разрешено [[иметь]] большое количество патрульных самолетов. Однако при вводе в строй новых кораблей самолеты для них не были ассигнованы, а патрульные самолеты были сокращены и вместо них построены авианосцы и крейсеры. Вот почему наша программа патрульных самолетов отстает. Мы пытаемся догнать. {{303}}
[страница 125]
Заявление Бернхарда является свидетельством того, что в конце 1920-х годов патрульной авиации уделялось мало внимания из-за приобретений палубной авиации. Летающие лодки серий PN и P2Y, которые представляли программу аппаратов тяжелее воздуха второго поколения, были настолько ограничены нехваткой материалов, что к Лондонской конференции 1930 года борьба за развитие передового базирования даже в оборонительной роли носила в лучшем случае концептуальный характер. {{304}}
ПРИМЕЧАНИЯ:
... {290} “Facilities for Enlarged Aviation Program,” 14 August 1934, NARA, PHGB, 1934, vol. 1, 135-136.
... {291} Vaeth, 96-100.
... {292} “Facilities for Enlarged Aviation Program,” 14 August 1934, NARA, PHGB, 1934, vol. 1, 135-136.
... {293} “Facilities for Enlarged Aviation Program,” 14 August 1934, NARA, PHGB, 1934, vol. 1, 136-137.
... {294} Ibid., 137.
... {295} Annual Report of, Commander, Aircraft Battle Force, Commander in Chief U.S. Fleet for the period 1 July 1934 to 30 June 1935, 8, NARA, Annual Reports.
... {296} Vaeth, 100-101.
... {297} “Facilities for Enlarged Aviation Program,” 10 August 1934, NARA, PHGB, 1934, vol. 1, 95-99; Kuehn, Agents if Innovation, 53.
... {298} “Facilities for Enlarged Aviation Program,” 10 August 1934, NARA, PHGB, 1934, vol. 1, 106.
... {299} Ibid., 102-106.
... {300} “Facilities for Enlarged Aviation Program,” 10 August 1934, NARA, PHGB, 1934, vol. 1, 105.
... {301} Ibid.
... {302} “Facilities for Enlarged Aviation Program,” 10 August 1934, NARA, PHGB, 1934, vol. 1, 108.
... {303} Ibid., 110.
... {304} Miller, War Plan Orange, 176.
[Оглавление книги];
[Компендиум родственных документов].