писать грамотно или для души?

Oct 14, 2018 01:12

Недавно говорили здесь и у Жени Janemouse о том, что у многих детей есть четкое разделение письменных своих работ на две группы: пишу либо "для грамотности", либо "для себя". Неформальность ситуации будто бы выключает в голове ребенка все правила, даже те, которые ему хорошо известны (и о которых он помнит в ситуации формальной). Это как бы факт. Кроме ( Read more... )

учебное, мозг, ссылки, письмо

Leave a comment

Comments 16

ext_4201663 October 14 2018, 02:09:24 UTC
Многие политики и обыватели плохо понимают то, что пишут, потому что в их сознании есть только отдалённое и извращенное подобие СТРУКТУРЫ родного языка, которую нигде не учат ( ... )

Reply


snowleo_hatula October 14 2018, 02:31:56 UTC
Интуитивно к тому же пришла. Мне было проще: я ж знаю, что я дислексик, что все равно буду ошибаться. И что теперь - не писать? Пишу, как могу. А потом только проверяю. И - да - ощущается другое состояние. Видимо, в мозгу режим переключается. :) Правда, проверяю сразу, как написала. Похоже, что мозги мои натренировались переключаться с одного режима на другой. Подчеркивание мне не мешает вообще. Я-то знаю, что оно мне не всегда помогает: я могу написать "их" вместо "из" - и ни один робот это за ошибку не зачтет. Так что, все равно придется самой вычитывать. Зная, что все равно все не вычищу.

Reply

snowleo_hatula October 14 2018, 02:34:20 UTC
А впервые я это осознала, когда училась писать по-английски. Это казалось вообще непосильной задачей. И я тогда просто садилась и писала от руки как могла. Полет фантазии без малейшей критики. не знала слово - писала по-русски, потом буду в словаре искать; не знала спеллинг - гадала, даже русскими буквами писала. И удивительным образом это оказалось очень полезно для грамматики: я гораздо легче запоминала спеллинг, чем когда пыталась заучивать.

Reply

islandena October 14 2018, 22:51:41 UTC
Да, вот по поводу отложенной проверки у меня есть сомнения. Не раз уже читала, что чем быстрее человек получает обратную связь по поводу своей работы - тем эффективнее учеба. Но это если цель - грамотность. Рост содержательности и улучшение стиля письма, видимо, достигаются иными способами.
У меня Ваня ощущает эти режимы. Если ему попенять на "ну как же так, ты же знаешь про жи-ши", он может сказать: "Знаю. Но тут же я просто ПИШУ". Для него это тоже разные вещи - писать и думать о правильности написанного.

Reply

snowleo_hatula October 15 2018, 00:17:27 UTC
Меня больше всего удивило, что если перестать быть строгой к себе, то становится легче запоминать спеллинг. Учила - бесполезно, а перестала концентрироваться - начало получаться само. То есть, это не просто про два разных режима. Это про обучение. Чем дальше, чем меньше делаю ошибок, потому что больше и больше помню. То есть, кроме самого по себе потока творчества, обучение легче происходит. Конечно, самопроверка играет роль. Спеллинг ведь очень важен и мозг как будто сам это начинает учитывать и автоматически на это ориентируется. Одно дело - я понимаю, что надо правильно, мне стыдно, если ошиблась. Другое дело - мозг усвоил правила игры и если хочешь потом без проблем прочесть написанное - надо написать разборчиво, иначе игра не получается ( ... )

Reply


strix_ru October 14 2018, 05:52:59 UTC
я для себя решила уже, что надо надиктовывать. Это долго, но не будет отвлекать хотя бы, а потом с больной головой можно и переписывать.
и еще поняла, почему я пишу, глядя в кнопочки, а не на экран - так я не вижу очепяток и не бегу сразу их исправлять.
и еще я поняла, зачем детям тайные дневники. Да для творчества же! Никаких исправлений.
спасибо за статью!

Reply

islandena October 14 2018, 22:34:23 UTC
А куда надиктовывать? На диктофон?
Интересно, а вот если с детьми тоже так попробовать: записывать рассказ на диктофон, а потом расшифровывать запись и параллельно обсуждать, редактировать и залисывать уже правильно, чтобы не закреплять ошибки моторно...

Reply

snowleo_hatula October 15 2018, 00:18:39 UTC
Я как-то расшифровывала диктофонные записи. Это очень трудная работа. Боюсь, детям быстро надоест.

Reply

islandena October 15 2018, 15:13:58 UTC
Мы после фольклорной практики расшифровывали записи диктофонные. Сомнительное удовольствие. Но этих записей было очень много - часы и часы.

Reply


janemouse October 14 2018, 19:30:36 UTC
Как интересно!
Мне-то проще, у меня и у детей обоих врождённая грамотность и чутьё языка,
но всё равно - сперва хожу-обдумываю,
потом пишу,
а потом - перечитываю и редактирую.
И кстати, не пользуюсь никогда проверками орфографии...

Reply

islandena October 14 2018, 22:45:49 UTC
Вот и я изначально писала грамотно. Правила учила в 11 классе, потому что их нужно было знать для поступления на филфак, а так бы, может, и всю жизнь без них прожила.
У тебя, выходит, самый здоровый алгоритм работы над текстом.
Компьютерная проверка несовершенна. Когда у меня только появился компьютер, меня очень занимал поиск ошибок у компьютера. Помню, что в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, относящимися к одному слову, Word гарантированно косячил, настаивая на запятой там, где она не нужна. Я не могла удержаться от того, чтобы не щелкнуть на подчеркивание и не посмотреть, что мне там предлагают. А спасало, видимо, то, что черновики я тогда по привычке писала от руки, т.е. вот этот первоначальный поток сознания все равно оставался спонтанным, а компьютер - это была уже вторая стадия, стадия окончательного оформления и редактуры.

Reply

janemouse October 15 2018, 07:46:41 UTC
Если мне надо подумать, я пишу на листочке от руки.
А потом уже переношу в комп.
И через какое-то время перечитываю и правлю...

Reply

islandena October 15 2018, 15:14:55 UTC
Я блокнот завела для записей случайных идей, чтобы листки везде не валялись :)

Reply


egovoru October 15 2018, 00:45:13 UTC
"Пусть черновик изобилует грамматическими ошибками"

Мне кажется, этот совет имеет смысл только для патологически неграмотных людей. Грамотные люди пишут грамотно автоматически, не затрачивая на это специальные усилия - им, напротив, трудно писать неграмотно :)

Reply

islandena October 15 2018, 22:14:35 UTC
Не-не, тут же не совет писать неграмотно в черновике. "Пусть" - это разрешение. Естественно, что у грамотных людей и в черновике ошибок будет мало (или не будет вообще). Идея в том, чтобы вообще не оглядываться на написанное на стадии фиксации идей, не оценивать и не корректировать.
Он там пишет о том, что многие из нас не в силах избавиться от школьного наследства, и письмо активизирует в мозгу школьный сценарий, где в большинстве случаев мы были: а) ограничены во времени; б) беспощадно судимы за малейшую описку. Т.е. мы с детства привыкаем постоянно оглядываться на написанное и тщательно планировать то, что будет написано. Это стесняет. А избавившись от этих оков (которые в нашей взрослой жизни не более чем дурная привычка), человек может открыть для себя новые радости.
Грамотность тут вообще дело десятое. Вообще мне кажется, что специальные усилия прикладывают только очень ответственные люди. :) У грамотных запятые рефлекторно встают на нужное место. А неграмотным в принципе пофиг, как они там пишут :)

Reply


Leave a comment

Up