писать грамотно или для души?

Oct 14, 2018 01:12

Недавно говорили здесь и у Жени Janemouse о том, что у многих детей есть четкое разделение письменных своих работ на две группы: пишу либо "для грамотности", либо "для себя". Неформальность ситуации будто бы выключает в голове ребенка все правила, даже те, которые ему хорошо известны (и о которых он помнит в ситуации формальной). Это как бы факт. Кроме факта, есть вопрос: когда, почему и нужно ли вообще влезать со своим "жи-ши"?
И вот только что попалась статья А. Кришнамурти, где с отсылкой к незабвенной Барбаре Оукли это явление (хотя и без отсылки к детям) оценивается как несомненно позитивное и объясняется через режимы работы мозга - diffuse и focused. И все оказывается очень просто: за творчество, за генерацию мыслей, за вхождение в состояние потока отвечает diffuse mode, за редактуру - focused. Новые идеи, образы, метафоры рождаются в расслабленном состоянии. "Жи-ши" и прочим запятым нужна фокусировка.
Это два разных состояния. И пользе писательского дела послужит не стрессогенное стремление их поженить, а совсем наоборот - развод во времени и пространстве.

Автор говорит нам: привычка редактировать в процессе письма - плохая. Когда пишущий поминутно оглядывается на то, что он написал, - он как запряженная лошадь на лугу: только потянешься к чему-то новому и вкусному - тебя за удила тянут назад.
Кроме того, эта привычка весьма архаична в наше время, когда набранный на компьютере текст редактировать проще простого. Чай не перо по пергаменту.

От плохих привычек нужно избавляться.

Начать следует с того, чтобы не бросаться редактировать написанное сразу же. Пусть черновик изобилует грамматическими ошибками, кривыми формулировками и т.д. Написали важное письмо - сделайте паузу и только потом приступайте к редактированию. Эта пауза нужна для вызревания, ферментации идеи. Она даст подсознанию время поработать с тем материалом, который мы ему подкинули, что может привести к появлению лучшей идеи, лучшей формулировки и т.д. Во время редактирования надо постараться отстраниться от текста. Лучше всего - представить, что его написал кто-то другой.
Как скульптор сначала отсекает большие куски ненужного для воплощения его идеи материала, а потом приступает к детализации, так и тут: сначала поток сознания, за ним - логика.

Свои практические советы А. Кришнамурти адресует людям, занимающимся писательством в той или иной степени профессионально, но кое-то, наверное, подойдет и простым смертным:
- иметь разные программы для письма и редактирования;
- отключить программу проверки орфографии во время письма;
- закрыть полотенцем верхнюю часть экрана с написанным текстом (и не обращать внимания на косые взгляды, если вы работаете в кафе);
- если полотенец под рукой нет, можно воспользоваться скроллингом;
- сменить место: писать в одной комнате, редактировать - в другой.

Автор считает, что человек, избавившийся от этой привычки, сразу станет писать и чаще, и лучше.

На первый взгляд, все логично. На второй взгляд, в учебный процесс это интегрируется только в качестве отдельного и не единственного жанра. Чтобы человек мог сам себя редактировать, у него уже должен сидеть в голове натренированный редактор. Так что все комплексы упражнений для тренировки внутреннего редактора остаются в деле.
Себе на будущее ставлю галочку напротив пункта об отключении проверки орфографии. Когда у меня появился компьютер, это казалось такой крутой штукой, грозящей сбросить Розенталя с парохода современности. А сейчас я поняла, что ведь, действительно, отвлекают эти подчеркивания. Детей буду учить писать сначала в программе без редакторов.
Обойдемся без плохих привычек, начнем сразу с хороших.

учебное, мозг, ссылки, письмо

Previous post Next post
Up