Leave a comment

Триеннале ext_342380 July 10 2018, 12:27:54 UTC
Ирина, добрый день. С интересом прочитала Ваш диалог с В.Г, субъективный, конечно (а как же иначе может быть!). Спасибо за хорошие слова по поводу моей «вердюры 21-го века». Однако, поясните, пожалуйста, почему это Ваш внутренний голос на выставке «вердюры 21-го века» вдруг приходит к заключению, что «… иллюстрации к Пушкину должны быть в пушкинском стиле!»…К чему это? Я не делала иллюстрацию - упаси Бог - к пушкинскому произведению драматургии, я создавала своё состояние от пережитого… Серия небольших гобеленов «Я погружаю руки в волны грёз» вдохновлена строкой Гийома Аполлинера, гобелен «Плен» - мифом Пифагора о Психее, так что ж, эти работы должны нести в себе черты какого-то стиля Аполлинера или Пифагора? И что это за «пушкинский стиль»? Вы, суровый поборник терминологии, скажите мне о нём! И почему современные режиссёры находят актуальными пьесы Шекспира? Почему вновь и вновь экранизируют Гоголя? Не потому ли, что гениальное, созданное гениями, написано на ВСЕ ВЕКА и ВРЕМЕНА! Я не читала ни одного современного романа в стиле « ( ... )

Reply

Re: Триеннале irinadvorkina July 10 2018, 14:38:07 UTC
Ольга, я понимаю, что Вы ставили задачу намного более широкую, чем иллюстрация. По-моему, это свойственно любому большому художнику. Но вот передо мной как зрителем - сюжетный гобелен, название и рядом текст, в котором каждое слово - Пушкин и о Пушкине. Поэтому, в первую очередь, гобелен воспринимается таким образом. Возможно, кто-то будет воспринимать его по другому. Серьезные вещи никогда не бывают однозначны ( ... )

Reply

Re: Триеннале ext_342380 July 10 2018, 17:45:35 UTC
Ирина, ну это просто нелепо создавать некий прообраз сценографического решения драмы Пушкина (а именно это качество роднит классическую вердюру с драматургией), опираясь на его рисунки!!!! Ну при чём рисунки Пушкина вообще при создании образа спектакля!!!! Вы вообще-то понимаете, что речь идёт о драматургии Пушкина!?!?!? Ну, Ирина, смешно настаивать на том, то и в голову не приходит!!!! Почему для меня было счастливым совпадением условий Триеннале и работа моя для театра? Потому что вердюра - это совершенно театральное пространство! Кулисы, глубина за счёт перспективы, сами мизансцены! Пушкин-драматург - это НЕ Пушкин -лирик.Читайте, конечно, Пушкина, но у меня - единение ДРАМАТУРГИИ Пушкина с классической вердюрой, и, в частности, мистической драмы "Русалка", где каждый персонаж - символ, где единство мира видимого, пространства реального и потустороннего, где мойры-парки-русалки действуют наравне с персонажами наземного уровня и общего у них гораздо больше, чем я Вам написал в предыдущем комменте!

Reply

Re: Триеннале irinadvorkina July 10 2018, 18:02:50 UTC
Классическая вердюра - это прежде всего пейзаж, а никакая ни драматургия и театральное пространство. Но каждый волен фантазировать как ему хочется. А мы вообще о чем говорим? О гобелене или декорации к спектаклю?

Reply

Re: Триеннале ext_342380 July 10 2018, 19:01:05 UTC
Ирина, мне Вас искренне жаль - в данном случае Вы просто не знакомы с тем, что знает практически каждый художник, участвующий в Триеннале. Классическая вердюра и театр - это глубочайшее единство. Вот почему именно на этом девизе сошлись мои "театральные муки". И я была чрезвычайно удовлетворена, когда услышала это и в выступлениях научных сотрудников музея (Шеболдаева, Александра Стёпина, Докучаева) и в выступлениях Гавина. Именно после публикаций условий Триеннале меня озарило - "Ну какой ещё может быть моя вердюра 21-го века, как не о той неведомой силе, которая вела за смыслом последней драмы Пушкина - несомненным культурным наследием, обращение к которому приветствуется в условиях…" Театральность классической вердюры очевидна. И кулисная композиция, и построение глубины пространства цветом, тоном, масштабом изобразительных мотивов, и эти мизансцены, словно в сценической коробке, и даже орнаментальная кайма напоминает портальную арку с лепниной, обрамляющую зеркало сцены. Всё чревовещало - это же театр! Кулисное построение ( ... )

Reply

Re: Триеннале irinadvorkina July 11 2018, 07:31:36 UTC
Меня не надо жалеть - я в курсе этих фантазий. Просто посмотрите на следующей странице фото подлинной вердюры на триеннале (и загляните в мой т. 3, с. 96-97). Или углубитесь в историю шпалеры по другим источникам. Вся перечисленная, якобы, театральность - просто принципы построения композиции любой картины, в том числе театральных декораций, изображающих пейзаж. От того, что кто-то видит в облаках изображения реальных объектов, они не перестают быть просто облаками.

Чудесно, что Вы смогли показать свою работу на триеннале! Но мне кажется более разумным не стреноживать художников назначением темы триеннале, художник должен быть свободным. Тогда будет интереснее наблюдать за его творчеством. Желание вписаться в Требования, угодить жюри, получить приз - убивают свободу творчества. Хотя, это, конечно, хорошая тренировка для работы на заказ.

Reply

Re: Триеннале ext_342380 July 11 2018, 19:52:54 UTC
Ирина, ну почему Вы так требуете свободы для художников, если сами художники с огромным интересом восприняли богатую и фактурой, и смыслами, философскую, УМНУЮ тему, или, точнее, девиз? Неужели Вам жаловались стреноженные? И откуда у Вас эти слова - "желание вписаться в Требования, угодить жюри, получить приз..." Никто себя не насиловал, по-моему... Угодить - но чем? Если есть есть конкурс, то всегда есть Условия. Это нормально для любых творческих акций - и театральных, и музыкальных, и литературных ( ... )

Reply

Re: Триеннале irinadvorkina July 12 2018, 08:18:37 UTC
О свободе: ну какое же это "требование"?! Просто мне интереснее видеть, что художник делает не на заказанную тему, а то, что хочется его душе. А если "девиз" следующего триеннале Вас не увлечет? Конечно, если можно показывать работы, которые не имеют отношения к теме, то и проблемы нет ( ... )

Reply

Re: Триеннале ext_342380 July 12 2018, 09:35:11 UTC
Ирина, вердюра, всё же не ПРОСТО пейзаж. С ПРОСТО ПЕЙЗАЖЕМ его роднит разве что изображённые деревья, листва, трава. Это парки-сады, причём придуманные, наполненные аллегориями и, следовательно, определённым нарративом. Это же не пленэрный этюд! Как такового пленэра ещё не существовало, если мы говорим о временном периоде. И театр этого времени...Условный дель арте, площадной, с актёрами-масками, как говорит Сокуров, с ВЕЧНЫМ АРТИСТОМ. Это символ определённых человеческих страстей (как и в вердюре). Пейзаж живописный этого времени, например, Гюбера Робера(сразу всплывает, если я думаю о вердюре, но можно ещё и перечислить тех, кого поминала Оксана Шеболдаева на конференции - Буше, Ватто, Фрагонар) - это НЕ РЕАЛЬНЫЙ пейзаж, а придуманный. И тоже наполнен аллегориями и МЕЧТОЙ. Это всё в одном временном периоде, пусть и более широком, куда входит и творчество Пушкина. Но Пушкин - гений, а Буше-Ватто и даже любимый мною Робер - талантливы. Пушкинская Русалка, как произведение, написанное для театрального действия, содержит в себе СТОЛЬКО ( ... )

Reply

Re: Триеннале irinadvorkina July 13 2018, 09:27:45 UTC
Никто не говорит, что просто пейзаж, но - в первую очередь - пейзаж ( ... )

Reply

Re: Триеннале ext_342380 July 13 2018, 13:00:17 UTC
Ирина, ну вот Вы же сами словно стараетесь обтесать широту темы - это ТА вердюра, а ЭТА вот НЕ ТА, эта была лучше, а потом выродилась. Но везде - и в Вавельской, и в тех, что в Царицыно (а Докучаева действительно, не скрывала, что сама тема вышла из их коллекции) пейзаж с ярко-выраженной ГЛУБИНОЙ, с перспективой и ОБЯЗАТЕЛЬНО со смысловым аллегорическим наполнением. И именно это НАПОЛНЕНИЕ и стало во главу девиза Царицыно. Мы с Оксаной Михайловной, когда я привезла гобелен свой, об этом говорили. Оксана акцентировала, что аллегории и смыслы в лесах-садах-парках - вот на что Условия указывают. И в Вавельской - театр! Игра, столкновение характеров, борьба добра и зла. Театр, как отражение жизни, но в форме МИФА! Пантера,дракон, леопард, волк, единорог - это же действующие персонажи! Вот и повторите ещё раз, что это просто пейзаж!!! Нет, это драматургия... Именно это пронзило меня, когда я прочитала условия и у меня всё сложилось, потому что я в этой драматургии с ногами и головой с 2001. То есть - что кому ближе в этой широчайшей теме ( ... )

Reply

Re: Триеннале irinadvorkina July 13 2018, 14:15:16 UTC
Так и я повторяю еще раз: "Никто не говорит, что просто пейзаж, но - в первую очередь - пейзаж".

Reply

Re: Триеннале ext_342380 July 13 2018, 14:31:22 UTC
А что, кто-то про портрет или натюрморт тут заикался? Цитирую Условия: «Вердюра» - жанр в искусстве шпалерного ткачества, характерной особенностью композиции которого является изображение садов и парков. И НЕ СЛОВА О ПЕЙЗАЖЕ!!!! НИ В КАКОЙ ОЧЕРЕДИ! "Исторически заложенные в вердюре аллегории и символы должны стать побудительным мотивом...." Всё предельно ясно и очень широко...Не пейзаж, Ирина, зелень, трава, листва.

Reply

Re: Триеннале irinadvorkina July 13 2018, 15:23:03 UTC
Видимо, авторы не в курсе :-) Если даже не знают, что гобелены ткут, а не плетут: http://tsaritsyno-museum.ru/the_museum/press-center/news/raspisanie-sobytij-na-triennale-sovremennogo-gobelena/
Вообще-то для таких ссылок лучше использовать какую-нибудь "Историю шпалеры". С уклоном в сады-парки мы уже разобрались.

Reply

Re: Триеннале ext_342380 July 10 2018, 18:28:17 UTC
И о "специфике" и о чётком понятии. Чёткость, как категория, не может относится к искусству.
Ни у какого вида искусства не может быть"чёткого" определения по внешней форме, тем более по характеру пластического языка. Специфика вида искусства - в основе технологии его создания, в свойствам материала. "Специфика гобелена заключается в том, что он акцентирует внимание прежде всего на выявлении красоты материала, свойствах фактуры и тонкостях структуры, на изяществе формы. Гобелен способен «разрушить» плоскость стены, зрительно расширить пространство. Это может быть пейзаж, натюрморт или нечто ирреальное: сказка, фантастика, мистерия". Всё что душе угодно и НИ СЛОВА о характере изображения. Это - от авторского вИдения задачи. Выражение "гобелен на должен выглядеть как..." не профессионально, не лежит в поле искусствоведческих словесных конструкций.

Reply

Re: Триеннале irinadvorkina July 11 2018, 07:37:28 UTC
Четкость нужна в понимании основных моментов. Для меня главное - ясно выразить мысль, а не нагромождать "искусствоведческие словесные конструкции" (тем более, в том разговорно-шутливом жанре, каким написан здесь мой текст ( ... )

Reply


Leave a comment

Up