О выставке на
сайте музея. О конференции, состоявшейся 22 апреля 2016 года, посвященной будущему триеннале, и «Условия участия» можно прочесть
в блоге. Ссылки на прошлые триеннале в блоге:
I - 2011 г . 1 часть 2 часть. II - 2014 г . И другие материалы о триеннале см.
по указателю. По-еха-ли на триеннале!..
После того, как триеннале едва не превратилось в квадриеннале, выбрав удачное время, когда преподаватели и студенты заняты экзаменами и дипломами и не могут приехать на вернисаж, триеннале, наконец, открыли в гламурный вечерний час (так, чтобы люди, приехавшие со всей страны, пробежав по выставке, все-таки успели на ночной поезд).
Внутренний Голос (далее В.Г.) - А мы тут где? Ах, да...
Пережив торжественные речи, бежим смотреть выставку. У нас всего час-полтора до закрытия музея. Художник должен побыстрее найти свое произведение, приставиться к нему и, позируя, принимать поздравления.
В.Г. - А когда же смотреть выставку?
И.Д. - Но она же будет открыта больше трех месяцев!
Сначала отправимся в залы к участникам из ближнего зарубежья - они направо от входа. Именно эти немногочисленные мастера, оставаясь верными былому содружеству художников всех республик, придают московским триеннале статус международных.
Латвия:
Раге Лия. «Кому нужна дорога, если она не ведет в храм?» 2017. Шерсть, шелк, лен.
«В произведении отражены размышления о наследии (делах, поступках, памяти) которое каждый человек оставляет после своего ухода».
На этот раз художникам дали возможность высказаться, а зрителю глубже окунуться в их творчество - в дополнение к подписи с минимальной информацией об авторе есть тексты (даю их курсивом!). Но поскольку эти тексты были написаны для жюри, на выставке они иногда звучат несколько странно.
Айна Музе (1943-2017)
Мы познакомились с Айной лично и с ее работами в 2010 г. на выставке «Незабытые традиции» в
Галерее «Беляево».
(К слову: какие же чудесные были эти ежегодные выставки! Пока их не убили всякие ММОМА… Живые, уходящие в глубь истории разных видов искусств и народов всего мира. Демократичный формат давал возможность творческим людям показать свои произведения без особых препон. Многие работы с этих выставок украсили мои книги).
Знакомство с Айной продолжилось на I триеннале в 2011 г. и на II - в 2014 г. Айна и Элина Лусис-Гринберга были в прошедшие годы тонкой ниточкой, пытавшейся связать заново братство художников России и Прибалтики. И вот ниточка стала еще тоньше…
Лусис-Гринберга Элина. «Истинная виноградная лоза». 2016. Лен, шерсть.
«Этот гобелен ярко отражает характерную черту моего творчества - природу как один из основных источников вдохновения. Растительные мотивы часто воспринимаются символично, что соответствует и теме этого гобелена - моей интерпретации Виноградной лозы из 15-й главы Евангелия от Иоанна».
Казахстан:
Базарбаева Раушан. Слева: «В преддверии весны». 2016. Шерсть, хлопок.
«Состояние перехода зимы, последний снег, сквозь него виднеются тонкие стебли молодых деревьев».
Справа: «У дороги». 2016. Шерсть, хлопок.
«Часто, выезжая за город, смотришь вокруг и плывут по сторонам горы, деревья, степь, дороги. И появляются воспоминания о жизни, мысли о том, как все быстротечно. Оставляют след в сердцах только отрывки моментов. Я хотела передать состояние, как в кино: ничто не стоит на месте, все проходит и приходит новое в ином состоянии».
Здесь, как и почти везде, невозможно снять гобелен целиком, приходится довольствоваться фрагментами.
Муканов Малик, Жамхан Айдар. «Алатау». 2016.
Полосы здесь - вовсе не формальный прием. Вот что пишут авторы:
«”Алатау” в буквальном переводе с казахского означает “полосатые горы”. Более точный вариант перевода - “пестрые горы”*. Горная цепь величественного Заилийского Алатау окаймляет территорию Казахстана с юго-запада на северо-запад. …Авторы обыгрывают лингвистический аспект «полосатые горы» в синтезе с изобразительной стилизацией под так называемый «матрацный стиль» или стиль «алаша**», характерным для современного искусства гобелена Казахстана».
*«Ала» в этом контексте, по-моему, надо скорее понимать как «разноцветный».
**Алаша - полосатый казахский гладкий ковер и среднеазиатские ткани.
В заключительном зале здесь - шесть небольших гобеленов Мастера саржи из Литвы.
Якубаускас Феликсас. «Крики и шепоты» (триптих). 2014. Шерсть, вискоза, искусственное волокно.
На другой стене гобелены: «Между небом и землей», «Зеленая тень в ночи».
О персональной выставке художника в Царицыно в 2012 г. см.
в блоге. Возвращаемся к началу выставки и переходим налево - в длинную анфиладу залов российских художников.
Кто не спрятался, я не виновата.
Справа: Храмцова Галина. «Тайная жизнь черного квадрата». 2017-2018. Лен, хлопок, вискоза.
Оформление отдельных гобеленов удачное - не стандартное, хотя и не сложное.
Залы вовсе не пусты. Просто те, кому нужно отснять сами работы целиком, ловят подходящий момент. А опытные смотрительницы сами ловко исчезают из кадра. Бурные встречи однокурсников и художников на фоне их работ вы можете увидеть в их Фейсбуках. И почти всю выставку тоже, поэтому здесь - очень выборочно. И один сплошной субъективизм.
В.Г. - Кстати, почему для дизайна триеннале выбрали этот синий цвет, поубивавший многие гобелены, для которых он стал фоном?
И.Д. - Видимо, синий - цветовой символ этой выставки, посвященной вердюре.
В.Г. - Тогда почему не зеленый, если слово вердюра образовано от фр. verdure, а это означает зелень, трава, листва? Ты же волновалась, что вся выставка будет, как зеленый крокодил, обвивать Хлебный дом по кругу?
И.Д. - Наверное, другие тоже этого опасались и решили ограничиться нежно-салатовым. Общее цветовое впечатление кажется непривычным: в основном работы в пастельных тонах и немногие - очень яркие и многоцветные.
В.Г. - Ты забыла про жюри? Может быть, они специально выбирали работы в этой гамме для экспозиции.
И.Д. - По-моему, тут есть лишь одна работа, да еще и монументальная, которую хочется назвать «художественной». Фантастическое мастерство!
Попова Ольга. «Неведомая сила». 2017-18. Шерсть, акрил, сизаль.
“«Невольно к этим грустным берегам
Меня влечет неведомая сила…»
А.С. Пушкин. Русалка.
Погружённость в текстологию драмы и тайну финала пушкинской «Русалки» органично «легла» в предложенную организаторами Триеннале тему «современной вердюры».
Отказывая своим персонажам в именах, Пушкин наполняет действие мистическим присутствием Идеи, словно «переводит» драму на язык другого искусства - искусства философии, которая, по определению Бердяева, «свободно признает, что мир постижим лишь мифологически».
Пушкин-поэт в «Русалке» своей гениальной интуицией философа создаёт миф - мистическое откровение творца о Человеке и Любви.
Поэт-философ предлагает нам почувствовать энергию своего мифа в удивительном месте, где, сокрытая ветвями вековых дубов, Стихия Воды вращает колесо водяной мельницы - Колесо Судьбы, перемалывающее зерно, рождённое другой стихией - Земли…”
Такой содержательности и высокого уровня художественного ткачества трудно припомнить со времен петербургской шпалерной мануфактуры. Но там ткачи часто копировали живописные произведения, а здесь сам художник 15 лет (!) обдумывает сюжет, изучает литературные источники и исследовательские работы и погружается в сложнейшею тему всей душой и мыслями. Делает эскизы, красит шерсть и потом ткет в одиночку целый год это грандиозное полотно размером 196х304 см!
В.Г. - Ура, мы нашли идеальный гобелен?
И.Д. -…Понимаешь, все-таки у гобелена своя специфика. Лучше, чтобы он не напоминал акварель, картину маслом, фотографию, книжную иллюстрацию и т.д.
В.Г. - Дааа, а здесь отойдешь подальше - и будто роскошная живописная картина висит на стене!
И.Д. - И как же ты смог отойти, когда сделаешь шаг - и там уже окна? Даже невозможно ни сфотографировать целиком, ни увидеть. Поэтому смотрите гобелен на
сайте Ольги Поповой (а заодно потом и весь сайт:-))
Интервью с Ольгой
в блоге. В.Г. - На тебя не угодишь - то слишком плакатный, то слишком художественный…
(бубнит совсем огорченно) - И по-моему иллюстрации к Пушкину должны быть в пушкинском стиле! А не в стиле романа фэнтези (((
И.Д, - Но я всегда говорю, что художник должен делать то, что ОН считает нужным (иначе он не будет искренним). А уж дело зрителя выбирать, что ему близко.
В.Г. - И дело ув. жюри…
И.Д. - Необходимость отхода от гобелена - дежурная тема. Многие большие работы приходится «охватывать взглядом», идя вдоль стены. А ведь художник точно рассчитывал, с какого расстояния гобелен будет производить нужное впечатление! Как вечны проблемы с триеннале, так вечны и стоны, и надежды, что в следующий раз будет лучше…
В.Г. - Но «кто платит, тот и музыку заказывает».
Работы Ольги Орешко «Мои деревья» и «Серьезные намеренья» уже были в
блоге в интервью с художником.Повторять «Мои деревья» здесь не буду, а авторский текст из подписи, похожий на стихотворение в прозе, хочется привести: «Это чудо, когда они вырастают из малого семечка. Сначала они умещаются на ладони, а потом могут дать кров. Мой лес, мой сад - мои деревья».
Орешко Ольга. «Подражание камню». 2016-2017. Джут, шерсть, синтетическое волокно, сизаль.
«Величие и суровость уральского пейзажа, где человек - песчинка, а скалы “камни”) до небес, горные реки, огромные деревья, лепящиеся к каменным стенам, застывшие струи ручьев и обнаженные корни. Это наш дорогой сердцу пейзаж. Он обновляет душу, будит высокие мысли, возвышает дух. Это те отношения с природой, где человек отчаянно мал, а мир создан Господом».
И.Д. - Тут вспомнился текст Ф. Львовского к гобелену «Ноосфера»: «…В центре композиции - очертание фигуры человека в потоке огня и света. Это символ творческого гения, символ развития и продолжения жизни…».
Интересно, с чем связано такое разное самоощущение?
В.Г. - наверное, с географическим положением…
А разве «фигура в потоке огня» это не символ….боюсь произнести кого…
Львовский Федор. «Ноосфера». 2017. Шерсть, хлопок (слева, а часть фигуры - в левом верхнем углу ).
И.Д. - Возросшее количество персональных выставок - это хорошо или плохо? В прошлый раз была одна, в этот раз - 4 (Альбины Воронковой, Федора Львовского, Александра Гораздина, Наталии Цветковой). Получается, в следующий раз будет 7-8?
В.Г. - Навряд ли. Такими темпами не хватит «ведущих» художников.
И.Д. - Создается впечатление, что тут не все работы сотканы самими художниками, учитывая размер и высочайший уровень ткачества, которым владеют обычно ткачи-исполнители и лишь редкие авторы.
В.Г. - А как же отличить авторские работы от сотканных исполнителями, если они не указаны? Ведь в этом случае, художник становится лишь автором эскиза, но в случае победы на конкурсе, все лавры достаются ему?
И.Д. - Увы. Советская привычка. В «цивилизованной» Европе марка мастерской всегда на месте.
Продолжение на следующей странице.