III Российская триеннале современного гобелена - продолжение.

Jul 06, 2018 19:52

Начало на предыдущей странице.

Выглядит как «остров в океане»:
Семейкина Мария. «Сады палеолита». 2014. Лен, шерсть, ручное ткачество, 120х120. (На выставке подписи нет).





Анна Воронкова, Ольга Орешко и Галина Храмцова. «Небо Севера» (но подписи нет).
И.Д. - Видимо, художники рассчитывали на возможность осмотра со всех сторон… А точно Небо надо было вешать вертикально?
В.Г. - Наверное, экспозиторы тоже засомневались и убрали подпись. 


В.Г. - А как у нас со статистикой?
И.Д. - На I триеннале 2011 г. было свыше 300 работ 217 художников по текстилю;
на II триеннале  в основную программу вошли ок. 250 произведений 150 художников;
на III триеннале: более 140 работ более 100 художников из России и стран ближнего зарубежья.
В.Г. - Впечатляет… Но относится ли сокращение к тщательности отбора, нехватке выставочного пространства или уменьшению интереса художников к событию - мы не знаем.

В.Г. - Что мы собственно ищем, бегая как ищейки, заглядывая за все перегородки?
И.Д. - Идеальный гобелен. Вдруг проскочил через бдительное ув. жюри. Да еще, чтобы отвечал теме триеннале!
В.Г. - Музеям, наверное, стоит при входе на выставки вешать табличку: «Идеалистам вход нежелателен» (чтобы зря тут не бегали).



И.Д. - Кстати, насчет окон! Обычно они были закрыты щитами, что было малоприятно, поскольку залы и так небольшие. В этот раз чудесно - радуемся естественному освещению, вечернему солнышку, заливающему некоторые гобелены, любуемся царицынскими видами из каждого окна! Старинный парк и тканые ковры слились воедино!
В.Г. - А ты представляешь, что в результате этого прекрасного «концептуального  хода» будет с гобеленами, висящими напротив окон и рядом с ними через три летних месяца? Особенно с теми, где пряжу художники красили сами…
И.Д. - Вся эта многодельная красота просто выгорит (((
А там, где нет окон - традиционная беда с нехваткой света и гобелены тонут в сумраке…
Будем надеяться, что отсутствие штор и света - только на открытии…

Глухова Ольга. «Середина лета». 2017-2018. Шерсть.


И.Д. (уткнувшись носом в гобелен) - Ну, вот, рукоделие… Пойду лучше к Мухину напротив.
……………
В.Г. - А теперь оглянись!


И.Д. - Дааа… Пиршество полноцвета и ткацких приемов, обузданное авторским замыслом… Непредсказуемая Ольга Глухова, мы с ней познакомились еще на I триеннале.

«Мотивы поля, растений и цветов перекликаются с темой выставки. Один из любимых художником персонажей в графике и ткачестве - медвежонок, сидит спиной к луне и отбрасывает глубокую тень на ночные цветы. Тишина и спокойствие летней лунной ночи, мечтательность и неторопливость пронизывают композицию гобелена».

Суета крупных цветочных головок вдруг сменяется стройными шеренгами стеблей и шариков-одуванчиков. Яркие стрекозы резвятся в ночном небе вокруг одинокого медвежонка, гадающего (любит-нелюбит?) на одуванчике...
Издали грубоватое ткачество превратилось в тонкие или резко контрастные, щемящие переливы цвета и четкие штрихи-блики светотени, неожиданную композицию и, как всегда, довольно загадочный сюжет.

Мухин Владимир. «Парк постиндустриального периода». 2017. Шерсть, полушерсть.


Мухин Владимир. «Лестница в небо». 2015. Шерсть, полушерсть.


И.Д. - А сверху сыпятся перья…Вот художник, над гобеленами-притчами которого можно долго стоять и размышлять. Потому что он, от вредности, никогда не объясняет, «что он хотел сказать», как видим, даже ув. жюри.
В.Г. - Какое там размышлять - времени нету! Ты как хочешь, а я побежал дальше…

Интервью с художником в блоге.

Часть интересных гобеленов, которые теперь демонстрируются в Царицыно, были на выставке «Декоративное искусство Москвы. Весна-2018» на Кузнецком мосту, поэтому повторять здесь их не буду: «Край сновидений» Дарьи Блохиной, «Чай вдвоем» Елены Нефедовой (здесь и другие ее работы).

Из двух работ Андрея Мадекина там же была «Нить Ариадны». Вторая его работа - «Похищение Европы» была в блоге раньше.
.....................................
И.Д. - Неужели мы так и не найдем?..
В.Г. - Постой… кажется, нашли…

Векслер Анна. «Уходящая натура. Последний дракон». 2017. Шерсть, хлопок, вискоза.


Изысканность колорита, рисунка, гармония замысла и воплощения. Наверное, это потомок того страшного дракона, который терзает пантеру на вавельской вердюре. Изящная перекличка со старинной шпалерой, без «прямых цитат»… И как хорошо, что и дракон, и птица, и красавец-чертополох еще остаются вне клетки, где оказались городские дома... А что там пишет автор?:

«Последний на земле маленький дракон прячется под листьями Чертополоха, который по древней легенде обладает волшебной силой - отпугивает неприятеля и спасает беззащитного. Но в начале XXI века даже магический цветок нуждается в защите».

Ааа, видимо, это вовсе не клетка, а «стеклянный колпак»… Когда-то мне было очень жаль канареек, сидящих в клетке. Пока не поняла, что они вполне счастливы в своем маленьком, но безопасном доме и на всем готовом…

В.Г. - Осталось сделать выводы о «синтезе традиций», «концептуальных идеях проекта» и т.д. и т.п…

И.Д. - Что же со всем этим делать (оставшимся за кадром)? Высокопрофессионально сотканные полотна, «расплывы» тонов, в которых иногда есть красота, но нет глубины мысли и чувства. Или заявленные философские банальные «концепции», затянутые в корсет рецептов композиций по-строгановски. Эти схемы, родившись более полувека назад, прекрасно продолжают свою жизнь и в наши дни.
В.Г. - А как же ты понимаешь развитие гладкого гобелена в наше время (если его не убьют всякие «инновации»)? Помнишь, этот призыв-угрозу  Председателя Правления АХДИ  А. Гораздина на открытии:
«Искусство гобелена тоже должно уже меняться, меняться в лучшую сторону. В смысле современного его звучания…
Чтоб мы все-таки вышли на какой-то новый уровень, на новое понимание…
Раздвинуть границы этого вида творчества, мне кажется уже пришло время…
Я хочу призвать всех художников, работающих в области гобелена попытаться создать что-то такое, чтоб могло удивить не просто массового зрителя, но и коллег... Если это у нас будет, то искусство гобелена у нас будет процветать… Удивляйте, удивляйте нас, пожалуйста».

В.Г. - Страшноватый призыв…Во «всем цивилизованном мире» уже доудивляли до полного аннигилирования гобелена, текстиля и традиционного искусства вообще. Будем догонять? (Любопытно, что сам призывающий готов удивляться, но, видимо, не собирается изменять себе? И другие «ведущие»…).
И.Д. - Удивлять - задача не художников, а фокусников и циркачей.

У нас еще и с гладким-то гобеленом не всё гладко…

Классик вспомнился. В начале пьесы: «Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно».А в конце: «…дело не в старых и новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души».
В.Г. -  Чехов «Чайка» 1896 г.
И.Д. - Конечно, оставаясь гладким, гобелен может идти только «вглубь», обретая новых талантливых художников со своим собственным почерком, мыслями и чувствами. И без схем, штампов, общих мест…
В.Г. - А экспериментаторы могут двигаться параллельно, не толкаясь и, видимо, под своим названием. «Пусть расцветают все цветы!»

В.Г. - Получается, что ты вообще против «новаций-инноваций» и тебя интересует только классический гладкий гобелен, потому что пишешь и показываешь в основном его.
И.Д. - Но я же не могу показывать то, чего нет на выставках! Поиски художников мне интересны даже больше, чем традиционные варианты. Но экспериментов мало. И, на мой взгляд, их результаты, представленные публике, должны быть, в первую очередь, талантливы, интересны и искусны. Глубокомысленной «концептуальности» недостаточно для того, чтобы называться «произведением искусства». Основной смысл должен доходить до зрителя без помощи длинных пояснительных записок, иначе объект превращается в иллюстрацию к тексту.

В.Г. - Кстати, и как у нас тут дела с арт-объектами? Говорят, организаторы ими  очень гордятся.
И.Д. - По-моему, объекты хоть и есть, но до «арт» не дотягивают. По ассоциации  вспомнились действительно арт-объекты.

В.Г. - А вот - очень впечатляет: необычное, объемное, большое и даже тканое, и даже из шерсти - Высоцкая Христина. «Древо семьи». 2015. Шерсть, полушерсть, хлопок, акрил, металлическая проволока.


«Текстильная скульптура расказывает об отношениях трех поколений женщин внутри семьи и их взаимодействии с окружающим миром. Пластическое решение произведения напоминает образ ствола крепкого дерева, вскрытого до самой своей «сути». Скульптура показывает невероятную силу материанской любви на протяжении жизни разных поколений семьи. Красный колорит внутренней части - символ кровной связи поколений и тепла их отношений. ..центральный белый элемент - это образ чистоты и нерушимости «духа семьи». С внешней стороны мы видим семью в противостоянии всему остальному миру. Нижняя часть… наполнена бордовыми, коричневыми оттенками. Это образ детства моих бабушек, которое пришлось на время Второй Мировой войны, оставившей в памяти страшный след на долгие годы их жизни».

И.Д. - Что-то здесь не так. Ведь дерево в таком плачевном состоянии жить не может…
В.Г. - А если это семья, то увы… Ну ооочень актуально!
И.Д. - Кажется, мы опять поняли автора наоборот (((

И.Д. - А насколько художники оправдали надежды устроителей и «успешно раскрыли тему вердюры»?
И.Д. - Надеюсь, вердюра как была, так и осталась жанром европейской шпалеры 16-18 веков, а «тема пейзажа в современном гобелене» - пейзажем.
И.Д. - И даже хорошо, что ув. жюри не стало придираться к неполному соответствию теме многих работ.
В.Г. - И к полному несоответствию - тоже!
И.Д. - А как оно могло придираться, если в «Условиях участия» в триеннале как раз и было пожелание уйти от вердюры как можно дальше: «…привлечения внимания зрителей к актуальным вопросам, таким как экология, религия, культурное наследие, современная политическая сатира».
Последнее особенно интригует...
В.Г. (озадаченно) - А зачем тогда было обращаться к вердюре? Неужели у нас с этих пор гобелен на любую тему будут называть «вердюрой ХХI века»?

И.Д. - Поскольку нормального репортажа с выставки у нас все равно не получилось, позволю себе виртуально дополнить триеннале одной работой, чтобы пояснить, что я имею в виду, говоря о специфике гобелена и необходимости баланса декоративности и живописности. Это «Покинутый пейзаж» Людмилы Филатовой (1949-1994) - уникального художника, ныне забытого (1988 г. 185х255 см. Цвет очень примерный, поскольку со слайда).


О Л. Филатовой я писала  в книге «Гобелен за десять вечеров». Меня всегда поражало, как берясь за навязанную сверху банальную советскую тему, она делала из нее художественное произведение высокого уровня, включая мастерство исполнения, эстетическую выверенность, вкладывая в него и мысль, и чувство, и собственную боль. Прошло ровно 30 лет, а работа выглядит так, как будто была сделана к этому триеннале и стала еще актуальнее.
В.Г. - Кстати, где она находится?
И.Д. - Может быть где-то тут лежит неподалеку…

И.Д . - (меняя тему и окончательно переходя на высокий штиль) Главная проблема российских художников остается без решения с 90-х годов прошлого века! И никакие заседания, конференции и круглые столы тут не помогут. Ну, разве что - совместно с архитекторами, которые забыли о существовании гобелена. Художники мне пишут, что триеннале стало хоть каким-то стимулом для творческой работы. Выставки - это хорошо, но мало. Гобелен должен находиться в интерьере. Это его смысл жизни и его работа.

Когда была опубликована статья «Гобелен возвращается?» (журнал «Деко» №1, 2010 г.)  было ощущение, что «да». С тех пор появились и московские триеннале и региональные, а проблема осталась.
Музей «Царицыно» гордится коллекцией старинных шпалер и гобеленов советского времени (причем, включая и те, что не имеют художественной ценности, а только историческую). На открытии нам сообщили, что приобретены еще две старинные шпалеры.

А судьба современных произведений культурные органы не интересует? Понятно, что у самих музеев мало возможностей для приобретения гобеленов, но что они будут показывать через 30-40 лет? Современный гобелен держится почти на одном голом энтузиазме художников, на их любви к своему делу. Талантливые работы, помыкавшись в мешках со средствами от моли, покочевав по выставкам, в лучшем случае (в смысле финансов) уходят к частным владельцам, и мы их больше никогда не увидим.

В.Г. (плача) - Давай лучше помечтаем о Текстильном Музее… Наверное, он есть даже в Сомали…

И.Д. - Кстати, пользуясь случаем, приведу тут и возгласы художников по другим видам прикладного искусства: «НАМ ТОЖЕ НУЖНО ТРИЕННАЛЕ!» («Гласы вопиющих в пустыне»)

И.Д. - За разговорами мы добрались до входа-выхода и снова оказались около вердюры, с которой начинается выставка - символу связи старинного и современного гобелена.
Пейзаж с пышной зеленью и птицами (Фландрия, нач. XVIII в.).


В.Г. - Так почему же триеннале - синее?
И.Д. - Возможно, разгадка в самих старинных вердюрах.
В.Г. - Действительно, на ней даже вся зелень - синяя? А почему?
И.Д. - Вспомним: тогда мастера не знали, что покрасив шерсть индиго, а потом куркумой и другими нестойкими красителями, они получат зеленый цвет, но со временем желтые тона исчезнут, а индиго останется (вот здесь в блоге подробнее).

Кажется, мы успели везде заглянуть, но, возможно, в суете и спешке, и пропустили что-то стоящее ((

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ С ТРЕХМЕСЯЧНЫМ ПРАЗДНИКОМ ГОБЕЛЕНА!

В рамках триеннале в Москве проходят выставки:

Гобеленов Ирины Смагиной, Виктора Уварова, Андрея Мадекина и ковров Дагестана в галерее «Крафт» в Московской Текстильной академии им. Косыгина (Мал. Калужский пер., д. 2, стр. 4). С 22 июня по 11 июля. В последний день состоится мастер-класс.

Мини-текстиля «Остров сокровищ» Международной гильдии мастеров и Гильдии текстильщиков Санкт-Петербурга (выставочный зал «На Каширке»). С 30 июня по 21 июля.

P.S. Для тех, кто рассчитывал на открытии посмотреть или купить мои новые три тома «Ручного ткачества»,  но оказался перед закрытым к приезду «дорогих гостей» книжным магазином, сообщаю, что книги там пока продаются. Приобрести можно и на моем сайте.
В вышедших томах опубликованы фотографии работ 70 активно работающих сегодня российских и ближнезарубежных художников гобелена (более 130 произведений и фрагментов), всего в 1-3 томах - более 2 350 иллюстраций.
Все вопросы, замечания и пожелания присылайте мне на почту: irina_dvorkina@mail.ru

P.P.S. «Мастер-класс по плетению гобеленов» был объявлен на выставке 30 июня.
Неужели на «Российской триеннале гобелена» не знают, что гобелены не плетут, а ткут? (Те, кто не видит разницы - загляните сюда).

UPD:
Новости на III триеннале в музее Царицыно:
Народное голосование.

Программа триеннале (кто-нибудь, наконец, может объяснить уважаемым организаторам, что гобелены не плетут, а ткут?).UPD: 25 июля. Спасибо! Наконец гобелены "создают" (но ткать почему-то, по-прежнему, не хотят).
UPD: 10 октября. Финал триеннале. Обеспечив (как обычно) наградами себя, утешив лучших российских художников «дипломами участников», организаторы, видимо, постеснялись обнародовать такие итоги мероприятия (включая результат народного голосования, который наводит на мысль, что голосовали, в основном, члены СХ). И даже не стали подписывать дипломы, которые художники со всей страны вынуждены теперь высылать обратно на подпись.
    Судьба коллективного народного «создания гобелена» на мастер-классах тоже неизвестна.
    И, надеюсь, это было мое последнее сообщение с подобных мероприятий.

P.P.P.S. Напоминаю, что здесь можно писать комментарии, даже если вы не зарегистрированы в Живом Журнале. Поговорим?

триеннале, tapestry, выставки, exhibition, Царицыно, гобелен

Previous post Next post
Up