Leave a comment

Re: Триеннале irinadvorkina July 12 2018, 08:18:37 UTC
О свободе: ну какое же это "требование"?! Просто мне интереснее видеть, что художник делает не на заказанную тему, а то, что хочется его душе. А если "девиз" следующего триеннале Вас не увлечет? Конечно, если можно показывать работы, которые не имеют отношения к теме, то и проблемы нет.
Желание угодить-удивить жюри обычно легко прочитывается в отдельных работах.
Информация, что кто-то не участвует в выставке, потому что "нет работ на эту тему" у меня бывает каждый раз.

"Подготовленный зритель" в наше время - это хотя бы знающий, что гобелены - это не только портьеры и что их ткут, а не плетут.
А откуда он возьмется? При почти полном отсутствии информации о выставке (кроме пресс-релизов кое-где) и об этом виде искусства для широкого зрителя вообще. Сколько человек слушали доклады на конференции и кто о них узнает? Тут мы вышли на очередную больную тему. Всю жизнь наблюдаю, как художников, развесивших работы на выставке, уже не очень волнует то, что о ней мало кто вообще узнает. В Царицыно с этим легче, потому что большой музей и парк посещает много народу и приезжих.

О вердюре; да, всё это верно. И всё это с вариациями можно говорить обо всех видах искусства любых эпох (к чему и Вы приходите в конце). Но главное отличие вердюры от других видов шпалер, что это - пейзаж. Поэтому "превращение" ее в чисто "театр" и вызвало у меня возражения в начале.

Reply

Re: Триеннале ext_342380 July 12 2018, 09:35:11 UTC
Ирина, вердюра, всё же не ПРОСТО пейзаж. С ПРОСТО ПЕЙЗАЖЕМ его роднит разве что изображённые деревья, листва, трава. Это парки-сады, причём придуманные, наполненные аллегориями и, следовательно, определённым нарративом. Это же не пленэрный этюд! Как такового пленэра ещё не существовало, если мы говорим о временном периоде. И театр этого времени...Условный дель арте, площадной, с актёрами-масками, как говорит Сокуров, с ВЕЧНЫМ АРТИСТОМ. Это символ определённых человеческих страстей (как и в вердюре). Пейзаж живописный этого времени, например, Гюбера Робера(сразу всплывает, если я думаю о вердюре, но можно ещё и перечислить тех, кого поминала Оксана Шеболдаева на конференции - Буше, Ватто, Фрагонар) - это НЕ РЕАЛЬНЫЙ пейзаж, а придуманный. И тоже наполнен аллегориями и МЕЧТОЙ. Это всё в одном временном периоде, пусть и более широком, куда входит и творчество Пушкина. Но Пушкин - гений, а Буше-Ватто и даже любимый мною Робер - талантливы. Пушкинская Русалка, как произведение, написанное для театрального действия, содержит в себе СТОЛЬКО и ВИЗУАЛЬНЫХ, и нарративных символов, аллегорий, что её наполнение охватывает и ближайший век, в котором создавались вердюры, и простирается к ПЕРВО МИФУ, отсылая нас к "Пиру" Платона. Древние мифы Греции и Рима, а также ранне-славянские предания он удивительно претворяет в СОБСТВЕННЫЙ МИФ. То есть ЭТО - НЕ ОБО ВСЕХ ВИДАХ ЛЮБЫХ ЭПОХ. И Вы это знаете. Угасла шпалера, появился пленэр, реальный пейзаж, потом развитие совсем иного, режиссёрского театра...Культура постмодерна... А сейчас организаторы словно почувствовали, что есть эта тоска по ПЕРВО МИФУ, которое искусствоведы характеризуют как время метамодернизма. Я не сторонник всяческих классификаций, но мне очень импонирует манифест этого течения. Эти нити эмоциональной памяти, тянущиеся из нас, сегодняшних, и к Бердяеву, и к Пушкину, и к Роберу, органично восприняли и эту тему, словно ждали её - умную, глубокую, и, как оказалось, актуальную.
А темы Триеннале... Да СКОЛЬКО их? Господи, только третья. Ирина, да кроме этой, чисто философской, предыдущая, О-О-О-Очень широкая. Кому там роптать - "нет работ?" Нет там границ! Квадратный метр-? Ну я это отношу к "пробе пера". Первая ведь. И я просто уверена, что и следующий девиз будет весьма широк. Не увлечёт? ... Не знаю... Однако, не верю, что я в ней не найду себя...

Reply

Re: Триеннале irinadvorkina July 13 2018, 09:27:45 UTC
Никто не говорит, что просто пейзаж, но - в первую очередь - пейзаж.
Наконец, поняла - мы говорим о разных видах вердюр. Парки-сады - есть в коллекции музея Царицыно. Их интерес к этой теме связан с их конференцией «Пейзажный парк: три века истории» http://tsaritsyno-museum.ru/the_museum/professionals/ . Но это - поздние вердюры - 17-18 вв. http://tsaritsyno-museum.ru/the_museum/collection/tkachestvo/ Поэтому в них есть уже и театральность-манерность. Я бы назвала это вырождением вердюры.
Гораздо интереснее более ранние вердюры, например, вавельской коллекции середины 16 в. - с лесами и дикими зверями (примеры см. у меня Т.3, с.96 или "Гобелен за 10 вечеров" или, например, в интернете, классика жанра, хоть плохого цвета: http://muzea.malopolska.pl/en/obiekty/-/a/4869610/13750396).
В бездонность остальных упомянутых тем здесь невозможно углубляться. По сути ведь мы о чем говорим? Видимо, о том что считать вердюрой, а что нет.
Прошлая тема выставки, действительно, была безразмерной. В будущей - конечно, найдете, что сделать - в этом и заключается профессионализм.

Reply

Re: Триеннале ext_342380 July 13 2018, 13:00:17 UTC
Ирина, ну вот Вы же сами словно стараетесь обтесать широту темы - это ТА вердюра, а ЭТА вот НЕ ТА, эта была лучше, а потом выродилась. Но везде - и в Вавельской, и в тех, что в Царицыно (а Докучаева действительно, не скрывала, что сама тема вышла из их коллекции) пейзаж с ярко-выраженной ГЛУБИНОЙ, с перспективой и ОБЯЗАТЕЛЬНО со смысловым аллегорическим наполнением. И именно это НАПОЛНЕНИЕ и стало во главу девиза Царицыно. Мы с Оксаной Михайловной, когда я привезла гобелен свой, об этом говорили. Оксана акцентировала, что аллегории и смыслы в лесах-садах-парках - вот на что Условия указывают. И в Вавельской - театр! Игра, столкновение характеров, борьба добра и зла. Театр, как отражение жизни, но в форме МИФА! Пантера,дракон, леопард, волк, единорог - это же действующие персонажи! Вот и повторите ещё раз, что это просто пейзаж!!! Нет, это драматургия... Именно это пронзило меня, когда я прочитала условия и у меня всё сложилось, потому что я в этой драматургии с ногами и головой с 2001. То есть - что кому ближе в этой широчайшей теме!!! И молодец каждый художник-участник, кого "зацепило"в ней что-то близкое, своё...

Reply

Re: Триеннале irinadvorkina July 13 2018, 14:15:16 UTC
Так и я повторяю еще раз: "Никто не говорит, что просто пейзаж, но - в первую очередь - пейзаж".

Reply

Re: Триеннале ext_342380 July 13 2018, 14:31:22 UTC
А что, кто-то про портрет или натюрморт тут заикался? Цитирую Условия: «Вердюра» - жанр в искусстве шпалерного ткачества, характерной особенностью композиции которого является изображение садов и парков. И НЕ СЛОВА О ПЕЙЗАЖЕ!!!! НИ В КАКОЙ ОЧЕРЕДИ! "Исторически заложенные в вердюре аллегории и символы должны стать побудительным мотивом...." Всё предельно ясно и очень широко...Не пейзаж, Ирина, зелень, трава, листва.

Reply

Re: Триеннале irinadvorkina July 13 2018, 15:23:03 UTC
Видимо, авторы не в курсе :-) Если даже не знают, что гобелены ткут, а не плетут: http://tsaritsyno-museum.ru/the_museum/press-center/news/raspisanie-sobytij-na-triennale-sovremennogo-gobelena/
Вообще-то для таких ссылок лучше использовать какую-нибудь "Историю шпалеры". С уклоном в сады-парки мы уже разобрались.

Reply


Leave a comment

Up