КТО ОН?

Mar 14, 2015 15:19

Небольшой городишко Шклов, Могилевской губернии, был своего рода вотчиной царского министра Кривошеина. Он построил там довольно крупную по тем временам бумажную фабрику.

Одним из рабочих ее был Петр Болесловович Соколовский, высокий, статный парень, похожий на Максима Горького. Революционная волна 1905 года захватила и его: он стал большевиком. У него установились товарищеские отношения с одним инженером, работавшим на той же фабрике. Когда инженер переменил место работы и переехал в другой город (кажется, Калугу), он обещал Соколовскому и его там устроить. Договорившись о времени, Соколовский рассчитался на фабрике и, полный радостных надежд, тронулся в путь.

И тут его постигло тяжкое разочарование: инженера на месте не оказалось. В полном отчаянии Петр Болеславович зашел в трактир и за бутылкой (был грешен по этой части!), предался тяжкому раздумью: как быть?

За соседним столиком сидел мужчина в застегнутом на все пуговицы зимнем пальто. Он долго смотрел на Соколовского и наконец спросил:

- Что, молодой человек, пригорюнился?

- Я попал в отчаянное положение, - ответил Соколовский. - Остается лишь броситься под поезд.

- А в чем дело?

И Соколовский рассказал ему о своем горе.

- Маленький чемоданчик и семь рублей денег - вот все, что у меня есть. А обратного ходу нет. Что делать?

- Отдай мне свои семь рублей!

- Вы что, серьезно?

- Совершенно серьезно. Зайдем со мной на минуту в уборную.

Ошеломленный Соколовский последовал за незнакомцем, который в уборной распахнул пальто. Под ним было голое тело.

- Видишь, мне хуже, чем тебе. Мне и расплатиться в трактире нечем, мне сейчас всю морду раскровянят.

Растерявшийся Соколовский машинально отдал деньги - и тут же спохватился, что сделал страшную глупость, но было уже поздно.

Выйдя из трактира, Соколовский решил прежде чем покончить счеты с жизнью на всякий случай еще раз заглянуть на фабрику. И тут свершилось чудо: инженер сидит на своем месте. Увидев его, Соколовский разрыдался.

А на следующий день Петр Болеславович уже работал на фабрике. Все вошло в норму.

Накануне Пасхи он получил на адрес фабрики письмо: Помнишь, как ты в трактире отдал незнакомому человеку семь рублей? Так человек этот я. Коли ты жив, и все обошлось, приезжай утренним поездом в первый день Пасхи по такому-то адресу. Я тебя встречу на вокзале».

Крайне заинтригованный, Соколовский поехал. Действительно, на вокзале его встретил знакомый незнакомец. Он был хорошо одет, в веселой компании, видимо, уже порядком выпившей. Соколовского тут же усадили на извозчика-лихача, и вся компания помчалась в загородный ресторан. Дальнейшее Петр Болеславович помнит смутно. В ресторане изрядно выпили, потом еще куда-то поехали, опять пили, и все исчезло в тумане.

На следующее утро Соколовский очнулся на широком диване в приличной комнате. Голова сильно болела с похмелья. Не успел он прийти в себя, как вошел все тот же человек. Он потащил Соколовского в соседнюю большую комнату, где уже сидела вчерашняя братва. И опять все пошло кувырком. Соколовский все порывался поговорить всерьез со своим новообретенным дружком, но тот твердил: «Потом, потом» и наливал стопку за стопкой. И опять все потонуло в пьяном угаре.

На третий день Соколовский проснулся рано. «Все это очень подозрительно, - решил он. - Этак недолго попасть в скверную историю. Надо уходить!» Тихонько, чтобы никого не разбудить, он привел себя в порядок, вошел в переднюю, надел пальто и направился на вокзал. В тот же день он возвратился в город, где жил и работал.

Так и не узнал он, что за история с ним приключилась, и кто этот загадочный человек, который стал на его пути.

А Соколовский, видимо, плохо кончил. Через много лет он разыскал меня в Москве и пришел ко мне на работу. В портфеле у него была початая бутылка водки. Семья моя была на даче, и я предложил Петру Болеславовичу переночевать у меня на квартире. Но вечером он, опьянев, потащил меня на спектакль в Эрмитаж, где вел себя отнюдь не лучшим образом. На следующее утро, чрезвычайно сконфуженный, он долго извинялся и тихо удалился. Больше я с ним не встречался.

БАЗАР. ДНЕПР. ОРШИЦА
ДЕТСТВО
ДЕТСТВО (продолжаю)
ХЕДЕР
ГОРОДСКОЕ УЧИЛИЩЕ
ПОГРОМ
ПАНТЕЛЕЙМОН НИКОЛАЕВИЧ ЛЕПЕШИНСКИЙ
ДЕЛА БОЖЕСТВЕННЫЕ
МАССОВКА
ПУРГА
СУМАСШЕДШИЕ
МИНКА-САМЕЦ И ДРУГИЕ
КАПИТАН ГАРШИН
ОРШАНСКИЙ БАРОН МЮНХГАУЗЕН
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
"ПРАВДА"
ЛЕНИН (воспоминания товарищей)
ДВА ДИСПУТА
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ПОРТУГАЛОВ
ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОРТУГАЛОВ
ВАСИЛИЙ ПРОХОРОВИЧ ГОРЯЧКИН
ЯСНАЯ ПОЛЯНА
СОБАЧКА
ГРИМАСЫ НЭПА
И ТАК БЫВАЕТ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
НЕЖДАННО-НЕГАДАННО

ИЗ РАССКАЗОВ ДРУЗЕЙ И ТОВАРИЩЕЙ, Соколовский

Previous post Next post
Up