Вечером, накануне Рождества проехались по городу. Обнаружили одну спрятанную за зданием Битуаха Леуми церковь, о которой я раньше не знал. Она была запертой, поскольку служба к этому времени уже закончилась, но на то и Рождество, чтобы всегда было место Чуду. Внезапно отворилась входная дверь и нам предложили войти. Если бы мы знали уже тогда, кто все эти люди, то вероятно бы не рискнули, но незнание - сила и мы спокойно вошли. Нам разрешили снимать все, что мы захотим и отошли, чтобы не мешать. Так что мы сфотографировали все, что было возможным. Мой телефон, как все уже знают, слабоват для вечерних и ночных съемок (он и днем не очень, если честно), но что вышло, то сейчас вам и покажу. А перед просмотром почитайте об этой церкви материал, который я нашел уже постфактум. История ее вполне достойна прочтения.
Церковь во имя Девы Марии принадлежит Греко-католикам. Это самая крупная христианская община Хайфы. Её представителей зовут мелькитами. Пишут, что их община образовалась еще в 1724 в Антиохии. В те времена там произошел очередной раскол, община разделилась на две части, одна из них перешла под покровительство Папы, но сохранила часть своей независимости. У мелькитов имеется свой патриарх, паства состоит в основном из арабов, богослужение ведётся на арабском языке.
[Читать дальше]Церковь Девы Марии в Хайфе, возведённая в 1862 году, появилась при особых обстоятельствах. Так как османские власти не давали разрешение на строительство, священнослужители использовали метод, нередко применяемый еврейскими пионерами при создании новых поселений и получивший название «Стена и башня», когда за одну ночь возводилась дозорная вышка, окружённая забором.Согласно местным законам строения, имевшие законченные стены и крышу, сносить запрещалось. Таким образом, под покровом ночи, появилось временное сооружение, положившее начало греко-католической церкви «А-Сайеда» («Счастливая»), а потому место по-арабски называется «Харат аль-кнасим» («Милосердная церковь»), которую затем отстроили в надлежащем виде, использовав фрагменты солидной крепости Захар аль-Омара, что была разрушена в XIX веке.. В 1948 году церковь закрылась, ибо большинство её прихожан-арабов покинуло Хайфу и в течении последующих десятилетий строение постепенно разрушалось, пока в 1981 году супруги Камиль и Агнес Шехаде, представители одной из наиболее богатых семей общины, не собрал необходимую сумму пожертвований и не восстановил храм, основав при нём «Бейт а-хесед», или общежитие для выходящих из тюрем заключённых условно-досрочного освобождения разных национальностей и вероисповеданий для постепенного возвращения в нормальную повседневную жизнь, а также нуждающихся в приюте женщин.. Первоначальной мотивацией для реконструкции здания церкви и основания Камилем Дома Благодати была смерть друга детства, покончившего жизнь самоубийством в тюрьме, так как он больше не мог обеспечить свою больную мать и не видел иного выхода. В начале 1980-х годов Камиль и Агнес Шехаде начали приглашать условно-досрочно освобожденных заключенных в свой скромный дом в Хайфе и жили вместе с ними. Они создали благоприятную среду, наделили полномочиями этих людей и призвали своих гостей пересмотреть свою жизнь, помогая им реализовать свой потенциал.
Как ни странно, государство ежегодно выделяет специальный грант на поддержание этой церкви. При церкви существует попечительный совет, в который входят раввины, епископы, монахи и шейхи. Оказывается церковь осуществляет реабилитацию наркоманов и бывших сидельцев. Вот что пишут: "До 2011 года реабилитация проводилась с мусульманами, христианами и евреями, но с тех пор Израильское реабилитационное управление потребовало, чтобы Дом Благодати работал только с мусульманами и христианами. Однако в состав волонтеров «Бейт а-хесед» до сих пор входят мусульмане, христиане и евреи. Персонал может работать с 15 освобожденными заключенными в любое время. Договоренность заключается в том, что мужчины проводят девять месяцев, живя в Доме, а затем ещё двенадцать месяцев, живя в общине, поддерживая контакт с Домом Благодати. У большинства заключённых, взаимодействующих с Домом, были проблемы с наркотиками. Приют также предоставляет возможности трудоустройства для мужчин, которые были приговорены к общественным работам, а также организовывает вечерние мероприятия для детей в целях повышения осведомленности и предотвращения совершения преступлений в первую очередь. Первоначально эта работа была сосредоточена на детях, что считались подверженными риску причастности к преступлениям, однако Джамал заметил, что дети просто стеснялись прийти и не хотели, чтобы их друзья узнали об этом. Теперь детская программа открыта для всех молодых людей в сообществе, а на территории открылась большая баскетбольная площадка. Одной из частей служения Дома является распределение продовольствия среди нуждающихся местных семей во время их собственных религиозных праздников, а так же сотрудничество с отделом социального обеспечения, школами, церквями, скаутами и другими общественными группами в их различных программах".
Во внутреннем дворике и напротив входа в церковь находятся оригинальные керамические панно работы еврейки Хаи Томы, вдовы известного арабского общественного деятеля и активного члена Коммунистической партии Израиля Э. Томы, а так же коллекция сельскохозяйственных орудий и предметов быта из арабских деревень Галилеи начала ХХ века. Освящённые кованными люстрами с хрустальными подвесками своды зала церкви держатся на сложенных из блоков шести массивных каменных колоннах. В алтарной части церкви и нескольких боковых нишах расположены иконы и фрески, изображающие Святого Георгия с копьём, Богородицу на смертном одре, а так же копию «Троицы» Андрея Рублёва являющиеся работами выходцев из стран СНГ и последней волны репатриации. Центральной фигурой интерьера выступает фреска апсиды алтаря, изображающая Богородицу с раскинутыми в стороны руками ладонями наружу, что именуется как Оранта, или согласно транскрипции с латыни - «Молящийся». Данный традиционный жест является одним из основных типов изображения Девы Марии, где, согласно обычаю, на уровне её груди, в круглом медальоне, присутствует изображение Младенца Христа.. В наши дни, восстановленный храм, с прилегающими его постройкам, делится на два условных корпуса, где несколько утопленное вглубь основное здание церкви с молельным залом отделено от другой части с двумя колокольнями, выходящими непосредственно на шоссе. Вероятно, первоначально весь комплекс был некогда единым целым, о чём говорят выходящие наружу рёбра каменных сводов. источник