Недавно, во время очередной поездки в Иерусалим наткнулись на любопытное местечко. Казалось бы, исхоженное место в тридцати километрах от города. Перекрёсток Латрун. С одной стороны знаменитый монастырь траппистов-молчальников, известный своими прекрасными винами, с другой стороны не менее известный бронетанковый музей «Яд ле-Ширьон». Неподалёку «Мини-Израиль», один из самых масштабных парков макетов. Везде были неоднократно, обо всех писал, показывал. И вот неожиданно натыкаемся на большой археологический парк под названием Эммаус-Никополь. Иерусалим был мгновенно забыт, мы пошли на территорию. У ворот стоял большой строительный фургончик, который оказался кассой. Окошко открылось и из него показался Будулай. По крайней мере, так нам показалось в первый момент. Выяснилось, что это монах, один из хранителей этих мест. Знает пять языков, в том числе и русский. Вход стоил 10 шекелей, что по местным понятием практически бесплатно. Забегая вперёд, скажу, это единственное подобное место, где все надписи продублированы на русском языке. Выяснилось, что Эммаус-Никополь известное местечко. Впервые упомянут в Библии, в 1-й книге Маккавейской, главы 3-4, в контексте войн Иуды Маккавея против греков (II в. до н. э.). В 4 г. до н. э. разрушен римлянами. Чуть позже стал местом одного из сюжетов Евангелия от Луки. Здесь воскресший Иисус показался двум своим ученикам. [Spoiler (click to open)]В византийскую эпоху Эммаус-Никополь превратился в крупный город с епископским престолом. На предполагаемом месте преломления хлеба воскресшим Христом был сооружен большой церковный комплекс, служивший местом паломничества Вики пишет: В новое время арабская деревня Амвас была заново идентифицирована как библейский Эммаус и как римско-византийский Никополь трудами учёных (Эдвардом Робинсоном (1838-1852), М. де Гереном (1868), Ш. С. Клермоном-Ганно (1874), Ж. Б. Гиймо (J.-B. Guillemot, 1880-1887), а также благодаря откровению, полученному блаженной Мариам Вифлеемской, местной святой, монахиней кармелитского монастыря в Вифлееме, которой сам Христос указал Амуас в качестве новозаветного Эммауса в 1878 году. О видениях Мариам мы поговорим в следующий раз, а пока приступим к осмотру собственно руин.
01. Вид на вход
02. Базилика (V-VII вв.н.э) восстановленная в меньших размерах крестоносцами (XII в. н. э.)
03. Византийская мраморная панель с надписью по-гречески «Во имя Отца, Сына и Святого Духа, прекрасен город христиан»
04. Южная абсида с нишей, где хранились мощи святых (V-VI в. н. э.)
05. Северный неф
06. Интерьер базилики
08. Походная проповедь
09. Вид сверху
11. Баптистерий в византийском храме Эммауса-Никополя (V-VI в. н. э.)
12. Руины северной византийской базилики(V-VI в. н. э.
13. Руины северной византийской базилики
14. Руины дома никопольского епископа (V-VI в. н. э.).
16. Византийские мозаики (V-VI в. н. э.)
21. Зона захоронений римской эпохи
23. Древний пресс для масла
26. Каменоломня византийской эпохи
27. Погребальная пещера, обнаруженная в 2000 году. Первый уровень еврейская могила I века н.э. Второй уровень римско византийская могила (III-IV века н.э.)