Про водителей-призраков, в том числе Отчет по водителям-призракам в Германии

Oct 13, 2023 13:00

В Германии есть такое понятие, как "водитель-призрак", Geisterfahrer. Это водители, которые путают направления на автобане и вылетают на полосы встречного движения. Я бы не писала об этом, если бы не более 2 000 случаев в год. По радио каждый день сообщают о неправильных водителях.

К счастью, из-за водителей-призраков не так много аварий, потому что полиция часто своевременно предупреждает других водителей по радио и навигационным системам. В такой ситуации водители должны двигаться только по крайнему правому ряду и не идти на обгон, пока не будет сообщения о прекращении опасности. Водитель, перепутавший направления движения, получает штраф не менее 200 евро или тюремное заключение до 5 лет, также он часто лишается водительских прав на 3-6 месяцев (зависит от опасности ситуации для других лиц). В случае непреднамеренной ошибки обычно выплачивается штраф, в случае намеренного действия это расценивается как уголовное преступление.

Около 70% водителей-призраков - мужчины. Чаще других это молодые люди под воздействием алкоголя и наркотиков и пенсионеры после приема лекарств. Иногда путаются люди, приехавшие из стран с левосторонним движением. Иногда водитель выполняет рекомендации навигатора "Поверните налево", не глядя на знаки. Иногда мешают погодные условия - сильный туман, снегопад или солнечные блики на дорожных знаках.

В августе 2023 г. были опубликованы результаты исследования возраста водителей-призраков на основе анализа 224 дел:"Около 50 % встречных водителей были старше 65 лет, а 40 % - старше 75 лет. Было даже 10 % старше 85 лет. И тут нужно задуматься. В этих случаях было большее количество случаев деменции или других типов спутанности сознания».

Есть и водители, которые в сознании выезжают на встречную полосу - они долго-долго объезжают пробку, потом в самом конце совершают маневр, разворачиваются и начинают ехать по встречной полосе. Многие поездки по неправильной полосе совершаются намеренно - это треть случаев.

Люди старше 75 лет подвергаются наибольшему риску стать водителями, сбившимися с пути. Эта возрастная группа составляет более 40 % водителей, выезжающих на встречную полосу. То, что это в основном мужчины, вероятно, связано с тем, что мужчины этой возрастной группы преимущественно водят автомобили. Основной причиной неправильного вождения среди пожилых людей была деменция или спутанность сознания. Однако у молодых людей это часто было намерение покончить жизнь самоубийством или попытка скрыться от полиции. Алкоголь сыграл роль почти в пятой части случаев, но почти исключительно среди молодых людей.

Статистика по Германии за 2021 год: около 2 000 водителей-призраков, 83 случая травм в ДТП, 24 случая смерти.

Статистика по Австрии за 2022 год - 390 водителей-призраков, на 2 человека больше, чем за предыдущий год. Большинство случаев произошли в регионе Нижняя Австрия, Штирия и Каринтия. Но относительно длины дорог и количества водителей-призраков - Каринтия на первом месте. Никто не погиб, но 1 человек был серьезно ранен и 10 - легко ранены. (2021 год: 9 несчастных случаев, трое погибших, 7 тяжело раненых и 10 легких ранений).

Больше всего водителей-призраков в Австрии было на Южном автобане (А2) - 65 случаев в год. И на на скоростной автомагистрали Мурталь (S36) в Штирии.

Самый загруженный месяц в 2022 году - июль (44 происшествия), меньше всего - в январе и сентябре: по 25 сбившихся с пути водителей. Чаще всего водители сбиваются с дороги в субботу вечером и поздно вечером.

Документ "Аварии из-за водителей-призраков на автобанах" от августа 2023 г. - https://www.udv.de/resource/blob/138938/b119aa00b5f273166851cf4afecfa69b/127-falschfahrer-data.pdf. Было исследовано 224 случая аварий при езде по встречной полосе за период с 2002 по 2022 год в Германии. Использовалась информация от страховых компаний, отчеты о ДТП, отчеты о повреждении, отчеты о реконструкции, медицинские документы, а также судебные протоколы и изображения. Проанализирована лишь часть аварий, произошедших по причине неправильно выбранной встречной полосы движения.



Аварии из-за неправильного направления вождения случаются относительно редко.
Количество аварий в результате неправильного выбранного направления движения в Германии относительно места происшествия.
Красная линия - всего случаев аварий, синяя пунктирная - в городах/деревнях, голубая пунктирная - вне населенных пунктов.


Количество аварий с травмами в результате неправильного выбранного направления движения в Германии.
Красная линия - всего травм, голубая пунктирная - легкие травмы, синяя - тяжелые травмы, красная пунктирная - погибшие.


Как выглядит типичное вождение по встречной полосе. Технические характеристики описания процесса движения по встречной полосе.
Желтым цветом показано начало движения в неправильном направлении и отмечены места наиболее вероятных столкновений. Обычно ошибочный выбор полосы движения делается на развилке.


Аварии из-за движения по встречной полосе нередко приводят с травмам.
Перечислены сверху вниз: аварии с материальным ущербом, с легкими травмами, с тяжелыми травмами, повлекшие смерть.


Исследования показывают, что более половины случаев неправильного вождения произошли в темноте и лишь очень небольшая часть - в сумерках. В 46,4% случаев вождение по встречной полосе происходило при дневном свете. Аварии, вызванные неправильным вождением, чаще происходят вечером и ночью.

Если посмотреть на долю случаев неправильного вождения по дням недели, то на выходные, включая пятницу, приходится более половины всех аварий. Если учитывать и понедельник, это число даже вырастет до 68,7% всех аварий.

В 96% водитель, выбравший встречную полосу для движения, это водитель легкового автомобиля. Только 3% приходятся на водителей грузовиков и 1% на водителей двухколесного транспорта.



Более 50% случаев неправильного вождения заканчивается аварией в течение 2 км.
Продолжительность неправильного движения до места аварии.



Более половины случаев выбора неправильного направления движения начинается на перекрестках и остановках для отдыха.

В 68% случаев столкновение между встречными автомобилями происходило на крайней левой полосе. Около 20% столкновений произошло в правом ряду.

Мужчины (79,3%) значительно чаще, чем женщины, выбирали неправильное направление движения, которое заканчивалось аварией. Особенно поразительно то, что почти половина (48,1%) всех водителей, сбившихся с пути, были в возрасте 65 лет и старше.


Чаще всего встречную полосу для движения выбирают водители возраста 75-84 года, 64% случаев.
Согласно всем ДТП, вызванным движением по встречной полосе, 30,8% всех водителей, сбившихся с пути, были в возрасте от 75 до 84 лет, а 40,9% были в возрасте 75 лет и старше. Гендерное распределение в возрастной группе старше 65 лет осталось неизменным по сравнению с общим распределением: 21% женщин и 79% мужчин.


Дальнейший анализ показал, что пассажиры в этих авариях встречаются редко. В 12,5% аварий, в которых в автомобиле находился кто-то кроме водителя, почти 60% из них были старше 65 лет.

Проанализировали 122 аварии со встречным движением. Преднамеренное неправильное вождение встречалось поразительно часто - в 45,9% случаев.



Высокая доля умышленного вождения при неправильно выбранном направлении может быть связана, с одной стороны, с суицидальными намерениями или бегством от полиции, с другой стороны - с неправильной оценкой потенциальной опасности неправильного движения.

Также заметно, что чем моложе были водители, сбившиеся с пути, тем больше вероятность намеренного движения в неправильном направлении. В 70% случаев водители моложе 24 лет знали, что они едут по встречной полосе. И при этом большинство пенсионеров возраста 65+ не знали об этом.


В 18,3% из 224 случаев встречные водители были пьяны, в остальных случаях алкоголь не играл никакой роли. По данным Федерального статистического управления, доля алкоголя как причины дорожно-транспортных происшествий колебалась от 3,0 до 3,3% в период с 2017 по 2021 год. Это означает, что алкоголь примерно в 6 раз чаще встречается при встречном вождении, чем при других авариях. Столь высокая доля пьяных водителей, совершивших выезд на встречную полосу, согласуется с ростом числа случаев неправильного вождения по вечерам, ночью и в выходные дни.



Чем моложе водитель, выехавший на встречную полосу, тем чаще роль играет алкоголь.
По горизонтали указан возраст водителей-призраков. Красная линия показывает уровень частоты алкогольного опьянения таких водителей.


Как часто у водителей-призраков встречаются умственные нарушения. В основном это деменция и спутанность сознания, 32,7% случаев. На суицид приходится 22,4% случаев, на психологические заболевания - 8,2%, на побег от полицейских - 12,2%.


Высокая доля деменции и спутанности сознания объясняется высоким средним возрастом водителей, едущих по встречной полосе. Здесь особенно заметны те, кому за 75. Суицидальные намерения водителей-призраков, часто свойственны людям в возрасте от 25 до 64 лет.

У водителей-призраков старше 65 лет в качестве причин преобладают деменция и спутанность сознания.
Причины выбора встречной полосы по возрастным группам. Слева направо: деменция/спутанность сознания, суицид, побег от полиции, другие причины.



Термин "водитель-призрак" появился в 1975 г. С тех пор чего только ни придумывали, чтобы избежать путаницы на дорогах - яркие огни, цветную разметку, информационные щиты. Даже хотели поставить физические препятствия на дороге, которые бы прокалывали шины в случае заезда на дорогу с неправильной стороны. Но для спасательных служб используются все варианты дорог, поэтому от этой идеи пришлось отказаться.

В 1978 г. на дорогах Германии было зафиксировано 1 788 водителей-призраков. С 1981 г. их число сократилось до 1 100, потому что на магистралях и городских дорогах лучше обозначили направление движения. В 2010 и 2011 гг. в Германии было очень много водителей, перепутавших направление. Чаще всего это происходило на местных дорогах и дорогах, связывающих отдельные районы города, которые обозначены тремя цифрами. Также неправильное вождение чаще встречается на коротких дорогах длинной всего в несколько километров. На Западе Германии встречные водители встречаются чаще, чем на Востоке. Это связано с тем, что западные дороги более старые, запутанные и проложены с большой плотностью, а на востоке более новые, широкие и современные. Водители-призраки встречаются особенно часто в выходные дни и с июня по октябрь.

В 2016 г. было 2 200 случаев водителей-призраков. На автобанах и многополосных городских дорогах из-за этого произошло около 60 несчастных случаев в которых погибло 12 человек. В 2017 году - 2 800 случаев в год.

По Германии удалось найти только старую статистику по водителям-призракам, с 2005 по 2011 год - https://www.bussgeldkatalog.org/geisterfahrer/. Это самое глубокое и детальное исследование было проведено в декабре 2012 года Федеральным научно-исследовательским институтом автомобильных дорог (BASt).

Gesichert означает, что сообщение о водителе-призраке было подтвержено полицией, Sehr wahrscheinlich  - что сообщение было подтвержено прочими дорожными службами, т.е. заслуживающими доверия источниками, Wahrscheinlich - после сообщения заметившего водителя не было дальнейшего подтверждения.


Что можно сделать, чтобы не стать водителем-призраком и не встретиться с ним:

- внимательно смотрите на знаки и разметку на дороге, на поведение других водителей;

- держите радио включенным, хотя бы с тихим звуком, чтобы в случае опасности услышать предупреждения. Они прерывают все новости и музыку и передаются водителям всех полос одновременно, чтобы исключить путаницу. Для этого нужно активировать функцию «Система радиоданных» (RDS). Эта функция автоматически прерывает текущую программу - независимо от того, является ли она радио, CD или MP3-плеером - и переключается на информацию о трафике;

- не паникуйте, если услышали предупреждение, ведите машину спокойно и уверенно по крайней правой полосе. По обочине ехать нельзя. Этот путь должен быть свободным для оказания срочной помощи;

- снизьте скорость и включите "аварийку";

- не идите на обгон и удерживайте всё большую дистанцию между другими автомобилями;

- следите за боковой полосой, чтобы избежать чрезвычайной ситуации;

- не выключайте радио. Но если вам нужно собраться с мыслями и для этого нужно побыть в тишине - выключайте его;

- если находитесь рядом с парковкой и чувствуете себя неуверенно - съезжайте на нее;

- не нужно пытаться самостоятельно остановить неправильного водителя. Вместо этого позвоните в полицию по экстренному номеру 110.

Если вы сами стали водителем-призраком:

- сохраняйте спокойствие и не паникуйте. Резкие действия могут привести к аварии;

- не разворачивайтесь и не включайте задний ход;

- если до этого вы не включали фары, включите их и "аварийку";

- немедленно снижайте скорость и постепенно перестраивайтесь на соседнюю полосу;

- припаркуйте машину как можно ближе к отбойнику, чтобы не мешать другим водителям двигаться по своей правой полосе;

- следите за трафиком, наденьте жилет безопасности и осторожно покиньте машину;

- не переходите дорогу;

- ожидайте за отбойником;

- позвоните на экстренный телефон полиции 110 и дождитесь их помощи;

- очень важно не пытаться решить проблему самостоятельно и незаметно.

Если вы случайно проехали по магистрали в неправильном направлении, не разворачивайтесь и не сдавайте задним ходом. Помните, что во время этих действий вы подвергаете риску не только себя, но и других водителей.

Никогда не садитесь за руль пьяным, уставшим или невыспавшимся. Во время вождения будьте предельно внимательны, уберите из салона всё, что вас отвлекает, сконцентрируйтесь на дорожной ситуации, знаках и разметке. Никогда слепо не доверяйте навигационному устройству. И регулярно устанавливайте на него обновления. Если пропустили нужный съезд, не разворачивайтесь, проезжайте дальше, до следующего.

На самом деле специалисты, ожидая снижения числа выездов на неправильную полосу, надеются только на современные технологии, встроенные в автомобили. Потому что в пробках и на выездах из мест отдыха ничто не может удержать водителя и заставить его поехать по нужной полосе - на малой скорости можно легко выполнять любые маневры. Также придется смириться с реальностью, что Германия - страна пожилых людей и они пользуются старыми автомобилями, где нет встроенных предупреждающих сенсоров, когда автомобиль предупреждает сигналами о неправильном выбранном направлении или сам блокирует движение по неправильному направлению.

Материалы по теме:

- Манеры вождения пенсионеров в Германии. Часть 1 и часть 2.

- Про аварии в Германии в состоянии алкогольного опьянения. Много ли их?

- Про штрафы и женские парковочные места в Германии.

- Про техобслуживание автомобилей в Германии.

- Про ДТП в Германии в 2019-2020 гг. Кто виноват и что делать?

Германия, Авто

Previous post Next post
Up