Хочу вам подарить очень приятный для просмотра фильм - "Гейдельбергский романс", Heidelberger Romanze 1951 г. Режиссер - Пол Верховен, но не тот, который снял "Робокопа", а немецкий режиссер, который родился в 1901 году. Он еще снял вечно любимую немецкую сказку "Каменное сердце" 1950 г. В русской версии - "Холодное сердце" (про фильм 2016 г. можно прочитать
здесь).
"Гейдельбергский романс" это по сути фильм-реклама, адресованный потенциальным американским туристам. Суть фильма - в Гейдельберг и в Гейдельберге влюбляются все. Это действительно очаровательный старинный студенческий город, чудом сохранившийся во время Второй мировой. В фильме показали все известные достопримечательности Гейдельберга - замок внутри и снаружи, замковый парк, гигантскую бочку, на крыше которой могли одновременно танцевать 20 человек, старинные улочки и дома. Причем снимали с натуры и все эти виды, здания, площади, фонтаны существуют и сейчас, спустя 70 лет. Я удивилась, насколько консервативен в своей обстановке город.
Те же самые вывески магазинов, та же самая глициния, вьющаяся вдоль дома, и ограда возле нее, те же самые руины замка (только расчищенные от растений), всё те же отели, всё там же крупные магазины, те же каменные мостовые, та же обстановка внутри студенческой тюрьмы и классических городских ресторанов (штуб).
Click to view
В фильме главную роль играет 22-летняя прекрасная Лизелотта Пульвер (ей сейчас 93 года). Это швейцарская актриса, которая стала оооочень известна в Германии в 1950-1960-е годы, в том числе благодаря своему хрупкому и вместе с тем подвижному образу "мальчишки" и озорной открытой улыбке. Ее партнер по съемкам - Отто Фишер, главный герой немецких картин того же времени (на момент съемок ему 36 лет). Кстати, в фильме он говорит, что он - студент и изучает философию и психологию. В жизни он действительно, после окончания кинокарьеры, занимался лингвистикой и философией, он читал по этим предметам лекции и написал несколько книг.
В одной из главных ролей также снялась очаровательная Гарди Гранасс (она на заставке видео выше). Ей сейчас 93 года. В фильме ей 21 год и у нее прекрасная легкая походка, которая, вероятно, объясняется ее уроками классического балета, когда она несколько лет занималась у
русской балерины в Берлине. За роль в фильме "Гейдельбергский романс" она получила государственную кинопремию как лучшая молодая актриса.
Этот фильм о том, как богатый успешный американец почтенного возраста вдруг вспоминает, что когда-то, 40 лет назад, он был студентом в Университете Гейдельберга. На чердаке он открывает чемоданчик, откуда достает такие знакомые вещи - студенческую фуражку и перевязь, пивную кружку с откидывающейся крышкой, музыкальную шкатулку, которая играет гимн студентов
"Гаудеамус". И вот он летит с дочерью из Чикаго во Франкфурт и едет в Гейдельберг, а по дороге вспоминает 1911 год и как начиналось его знакомство с городом и со студенчеством.
Ощущение, что съемочную группу консультировал хороший местный экскурсовод, а картина должна была показать взаимно-позитивные отношения немцев и американцев и тем самым заинтересовать американских туристов приехать посетить город. Гейдельберг сняли очень открыточным, позитивным, интересным, с архитектурными особенностями. Всё это правда и оглядываясь на улицы сейчас, могу сказать, что почти ничего из облика города не поменялось.
Девиз того времени был - Мир, Дружба, Американские блинчики (
Яичные пироги). Т.е. нужно было как-то сдружить немцев и американцев. А блинчики были сладкие, с ванилью или шоколадным соусом, замешанные на яйцах и молоке. Напомню, что
во времена нацистов в Германии жители были обязаны сдавать всё молоко, а молочные продукты до 1949 г. были по карточкам. Яйца тоже были продуктом по карточкам. Поэтому можно понять послевоенную радость немцев, когда наконец-то можно было вволю пить молоко, готовить с молоком и сливочным маслом, готовить блюда с яйцами. Послевоенный молочный коктейль, мороженое или яичница на завтрак стали элементами богатой и мирной жизни.
Меня поразила эта коммерческая хватка немецких режиссеров - снимать в начале 1950-х фильмы, которые должны были спровоцировать иностранцев захотеть увидеть Германию, а немцев - захотеть путешествовать по городам Европы. При этом съемки велись на местах, в реальности, создавая по минимуму студийные декорации. Если проводить аналогию с современными фильмами, то это словно "Пляж", после которого властям Тайланда пришлось закрывать бухту от туристов, фильм "Турист", вскоре после которого Венеция ввела дополнительные пошлины на ночевку и парковку автомобилей, фильм "Властелин Колец", после которого все поехали в Новую Зеландию и бесконечные фильмы про Джеймса Бонда, которые словно рекламируют новые божественно красивые туристические направления.
В фильме последовательно, словно готовый маршрут, рекламируются все красивые места Гейдельберга. Например, это замковая терраса, так называемый "самый красивый балкон Европы". Отсюда открывается действительно впечатляющий вид на Гейдельбег и на поля Пфальца, это 50 км до следующих гор.
Экскурсовод иностранной группе обеспеченных туристов привычно оттарабанил маршрут, а в соседнем эркере целуются влюбленные. Сейчас в этих эркерах всё исписано словами любви и изрисовано сердечками. Тут создатели фильма предложили зрителям не самую полезную традицию.
В фильме активно рекламируют фотокамеру "Leica", а сам фильм уже в конце 1951 был выпущен на цветной кинопленке Agfa, что дополнительно прорекламировало кинематографические возможности Германии. Можно вспомнить, как в 1951 г. в Кельне прошла первая всемирная выставка
"Photo- und Kino-Ausstellung" (Photokina), посвященная всему, что связано с фото- и киносъемками. До сих пор это одна из важнейших профессиональных выставок мира. Германия умеет делать долгоиграющие и прибыльные проекты.
В фильме можно услышать старую немецкую (швабскую) мелодию "Muss i denn, Muss i denn", которую пели мужчины, начиная с 1827 г., уезжая от любимых на заработки или на службу.
Click to view
В наши дни Рамштайн ее взял за основу для своей юмористической песни
"Dicke Titten".
Для показа "традиционных гейдельбергских штуб" были использованы интерьеры внутри кафе в замке Гейдельберга, на верхних этажах (сейчас там ресторан с 1* Мишлен), внутри старого ресторана
"Zum Roten Ochsen", куда после войны часто любили заходить богатые американцы, да и сейчас он очень активно рекламируется именно для иностранцев, интерьеры отеля и ресторана
"Der Europäische Hof", который показан в фильме, как самый впечатляющий и высокий по уровню отель города (он и сейчас стоит на своем месте, со стороны смотрится очень старомодным).
Конечно, там показаны и ключевые элементы богатой американской жизни - собственный дом, бассейн, служанка-негритянка, портативное радио, которое можно позволить себе уронить в бассейн.
Ах, какие в фильме были платья! Приталенные, с жилеточкой-фигаро, с огромными цветными принтами. В фильме прорекламировали и изящные женские сумочки, и новомодные нейлоновые (капроновые?) чулки. На мужчинах-студентах были костюмы, галстуки и кожаные ботинки. Где сейчас такие мужчины и женщины?.. С талиями и в качественной одежде, подобранной индивидуально. Понятно, что фильм показал идеальную сторону жизни, а на деле 1950-е в Германии были для всех очень разными. И всё же мне немного грустно, что сейчас люди с помощью еды сбили себе обмен веществ, а самая популярная уличная одежда и обувь - спортивная.
В фильме можно увидеть часть студенческой жизни старого Гейдельберга - шапочки, ленты студентов, трости, которые они себе заводили для важности (больших собак иногда тоже), их выходки, когда они на скульптуру исторического фонтана надели военный шлем, когда они соревновались с пивом, кто быстрее выпьет кружку, когда они среди ночи горланили песни под окнами хорошеньких девушек. Студенческие посиделки довольно простые - только с пивом. С девушкой уже можно заказать вино и мясную нарезку на деревянной досочке.
Квартиры и комнаты студенты 110 и 70 лет назад находили точно так же, как и сейчас - глядя на уличные объявления "Свободная комната". Удивительно, что в те времена в услугу входила и уборка комнаты, и стирка белья, и завтрак. Т.е. постоялец был в меблированных апартаментах на полном обеспечении.
На следующий день мы пошли в Курпфальц музей, Kurpfälzische Museum, можно сказать это - Исторический музей Гейдельберга, где в период до 28.01.2024 г. проходит выставка "Гейдельберг в 1950-е годы", "Heidelberg in den 50er Jahren".
На выставке можно купить тематический фото-альбом:
Мы были одними из самых юных посетителей. На выставку, посвященную послевоенным годам, когда Второе экономическое чудо было еще впереди, пришло очень много бабушек и дедушек. Они со своим внутренним интересом рассматривали фотографии, кивали друг другу, говорили "Я помню..." и переходили к следующим снимкам. На небольшой выставке мы провели 1,5 часа, было очень интересно. Особенно когда несколько лет посвятил изучению местного культурного кода и фотографии стали хоть о чем-то рассказывать.
Потому что в немецких музеях, если они не специфические военные, будет опускаться тематика войны. Это время в описании просто проскакивается, схлопывается. Например, про исторический Старый мост в Гейдельберге, или Карлов мост, было просто сказано, что его восстановили после разрушения. На самом деле несколько пролетов моста были
намеренно взорваны отступающей нацистской армией в последние дни марта 1945 года, чтобы замедлить наступление американцев. Конечно, это было бессмысленно, американцы очень быстро чинили такие мосты, перебрасывая людей и технику дальше. Так происходило по Некару, Рейну и другим крупным рекам. Меня в этих историях всегда поражало, насколько сами немцы, трепетно и с уважением относящиеся ко всему своему историческому, культурному, легко уничтожали уникальные архитектурные сооружения. Это ведь не просто инженерно-техническое сооружение, это, черт побери, исторический памятник.
На самом деле немцы и после войны, в 1960-1970-х годах очень легко и непринужденно относились к старым жилым зданиям. Это было время Второго экономического чуда, строительство личного жилья было сравнительно дешевым и города с легкостью давали разрешение на снос старых жилых домов, чтобы на их месте построить новые, безликие, одинаковые. Тогда на скорую руку строили очень простые по архитектуре и дешевые по качеству дома. Они и до сих пор в государственном ранжировании стоимости стоят дешевле всех остальных, в том числе дешевле построенных в конце 19 в.
Или другой пример с выставки: в описании к фото киоска, где продавали всякую всячину, в том числе и пепси-колу, говорилось, что с вместе с американцами в американскую зону оккупации пришел и консьюмеризм. Правда жизни была в том, что в это время многие немецкие мужчины были убиты или были в плену до 1955 года, поэтому экономическое содержание семьи и дома было на вдовах и женах.
Они открывали киоски, где продавали всё, на что был спрос и работали по 12-16 часов в сутки. Им просто нужно было кормить семью. Консьюмеризм - это у нас сейчас, когда люди каждый месяц покупают по 30 штук разных видов одежды, обуви, перчаток и т.д. Мы сейчас действительно избалованны выбором и предпочитаем делать спонтанные, а не запланированные покупки.
Несколько фотографий с выставки:
- Главная улица города, Hauptscraße. Если в СССР все главные улицы города назывались именем Ленина, то в Германии они были просто - Главными. Сейчас это главная пешеходная улица города и одна из самых длинных торговых улиц Германии. Единственно на ней убрали трамвайные пути, запретили ездить частным автомобилям и сменились некоторые вывески.
- Вид на Старый город с другой стороны Некара. Здесь и сейчас проходит велодорожка и паркуются велосипеды.
- Раньше в Некаре запросто мыли автомобили.
- Рыночная площадь всё та же. Только внутри здания современной мэрии и ЗАГСа (в конце улицы слева) после войны находилось временное военное американское правительство. Сам генерал Эйзенхауэр, который позже стал президентом Америки, жил неподалеку на вилле
Карла Боша.
- Демонстрация протеста местных жительниц, у которых под расселение американских солдат отобрали жилье.
- Открытие ж/д вокзала Гейдельберга, на тот момент, самого технически нового, современного вокзала страны. На открытие приехал и президент Западной Германии.
На площади серые и белые плиты выложены так, словно они повторяют четкие прямоугольные светотени, которые падают на пол вестибюля вокзала сквозь огромные окна.
Источник -
https://www.epoche-3.de/?page=heidelberg.
И хотя главный ж/д вокзал Гейдельберга является культурным памятником, у Deutsche Bahn уже есть
планы его перестройки, которая начнется в 2026 году. Одно крыло снесут, где сейчас фаст-фуд, внутри вокзала устроят большой супермаркет и будет множество маленьких магазинчиков. Потому что через ж/д пути будет возведен огромный гостинично-офисный комплекс, который сейчас достраивается и который, считается, будет визитной карточкой города.