В конце XIII века на полях северо-французских манускриптов различных жанров во множестве появились рисунки, изображающие бой рыцарей с улитками. Эти рисунки распространились из Франции в другие европейские страны, после чего исчезли в первой четверти XIV века, а сведения об их значении не сохранились.
В 1850 г. библиофил граф Бастард (это его фамилия, а не то, что вы подумали) предположил, что выползание улитки из раковины является христианской аллегорией воскрешения из мертвых. Очевидно, рыцари в этом случае должны были противостоять зомби-апокалипсису. Французский писатель Шамфлери предположил, что улитки - никакие не воскресшие зомби а обычные огородные вредители. Это мнение как бы подтверждается наличием нескольких рисунков, где с улитками сражаются мужики, но в большей части сюжетов противостоят брюхоногим моллюскам именно рыцари или вооруженные дамы.
Позже появились и другие версии.
По различным современным представлениям, улитки должны были олицетворять: аллегорию трусости; ломбардцев, которым приписывались трусость (потому что в восьмом веке они без известных причин сбежали от армии Карла Великого после чего Карл, собственно, и стал Великим) и алчность (в это время основными ростовщиками в Европе были именно ломбардцы, названные так в честь ломбардов - организаций по выдаче краткосрочных кредитов под залог имущества); представление о якобы имеющемся у ломбардцев страхе перед улитками, основанное на сатирической поэме "О ломбардце и улитке" (лат. De Lombardo et lumaca) конца XII века.
Единственной реальной связью между рыцарями и улитками которую мне удалось найти, является отраженный в каталонских и испанских текстах XV века, в том числе в трактате о рыцарских турнирах валенсийца Ponç de Menaguerra "Lo cavaller" 1493 г., профессиональный термин "улитка" (caracol или caragol), означавший болты, которыми скреплялись части рыцарского доспеха (намек на винтовую нарезку болтов). Однако, это вряд ли может иметь отношение к рассматриваемой проблеме, потому что сражавшиеся с улитками в XII-XIII веках рыцари были одеты в кольчужные доспехи без болтовых соединений, появившихся два столетия спустя.
Но, как мне кажется, стоит обратить внимание на следующее. Летом 1270 года французский король Людовик IX повел французских рыцарей в Восьмой крестовый поход. За пол века до этого французы залили кровью Окситанию и уничтожили ее знать во время Альбигойского крестового похода, поэтому под французскими рыцарями можно понимать именно северо-французских рыцарей. В этот период летописи фиксируют в Европе тяжелые климатические условия и хронические неурожаи, вынуждавшие северных французов жрать все, что попало, на манер китайцев, в том числе лягушек и улиток (запомните это слово!). Во время похода у французов в Тунисе произошел катастрофический проёб с обеспечением провиантом и фуражом, вследствие чего французы питались только солёным мясом и мучались от голод и жажды. В лагере крестоносцев произошли вспышки лихорадки и дизентерии, от которых умерли король Людовик IX и принц Жан Тристан. Не вызывает сомнения, что в попытке прокормиться французы и в Тунисе не отступали от своих кулинарных привычек и ели местных улиток, а в этих местах брюхоногие, за дефицитом виноградников, в значительной мере представлены пресноводными видами улиток. И здесь следует обратить внимание на то, что обитающие в Тунисе пресноводные улитки являются носителями паразитических червей шистосом, заражение которыми вызывает болезнь шистосомоз, проявляющийся, среди прочего, болями в животе, диареей, кровью в моче и фекалиях и т.п., что прекрасно сочетается с сообщениями о вспышке дизентерии во французской армии.
Вероятно, связь между поеданием улиток и последующим заболеванием была замечена, и это нашло отражение в северо-французских гротескных рисунках-drôlerie. На некоторых рисунках с улитками сражаются голые люди, что можно объяснить тем, что они уже сняли обгаженную одежду. В некоторых случаях рыцари сдаются на милость улиток, опуская оружие перед дизентерией, обвивающая меч змея может олицетворять вредоносного червя-шистосому, а дубинки с закругленными верхушками, которыми на некоторых рисунках рыцари сражаются с улитками, можно рассматривать в качестве анальных пробок, призыванных предохранить солдат от конфуза.
Так как Восьмой крестовый поход и непосредственно последовавший за ним Девятый, иногда считающийся частью Восьмого, были последними крестовыми походами на Восток, то неудивительно, что связь улиток и поноса оказалась впоследствии забытой.