Книжный дайджест - 64.

May 10, 2018 16:41

Случайный турист (Энн Тайлер). Вроде ничего особенного, бытовой американский роман без изысков, разве что слегка аутичная семья главного героя выглядит оригинально. Но меня почему-то очень зацепило. Удивительно попал этот герой со своим образом мысли и привычками в резонанс с моими ощущениями и некоторыми комплексами и даже фобиями. Думаю, он надолго останется со мной. Надо ещё почитать Тайлер - понять, разовое ли это совпадение или нечто больше. 9.
Художник зыбкого мира (Кадзуо Исигуро). Наглядное и при этом ненадрывное исследование послевоенной японской рефлексии. Пожилой художник, бывший одним из орлов милитаризма "от культуры", с лёгким недоумением замечает, что с его репутацией что-то происходит, а молодое поколение после поражения резко охладело к авторитету старших, заваривших всю кашу. Образ очень богатый - мне сразу представилось, что примерно так же должны были мыслить в 90-е и наши пожилые партийцы, например. У Исигуро прекрасно получается "двойной взгляд" - вроде бы, перед нами только рассказ персонажа от первого лица, но он сделан так, что ты ясно видишь, как эта история была бы описана со стороны других персонажей или стороннего наблюдателя, и как мало общего она имела бы с картиной главного героя. 8.
Происхождение (Дэн Браун). В отличие от критиков, например, прекрасной Галины Юзефович я не считаю, что Инферно было таким уж провалом, наоборот, мне тогда показалось, что Браун сделал большой шаг вперёд. Здесь же, напротив, разочарован. Во-первых, где фирменное разгадывание загадок от Лэнгдона с привлечением всей его шикарной эрудиции? Фактически, он решает всего две простых задачки, профессор Гарварда тут вообще не нужен. Во-вторых, ну как можно допустить столько логических ляпов? Самые яркие не могу светить без спойлеров, но скажу лишь, что из-за некоторых я к середине романа частично отказался от правильной (как выяснилось) разгадки происходящего только потому, что не мог поверить в то, что главный манипулятор так тупит. Из того, что можно упомянуть без спойлеров, наиболее прекрасны частный домик с садом на одной из центральных площадей Будапешта и способ убийства "отпустим погулять в жару, авось сам помрёт" в исполнении профессионального киллера. Про целую большую группу довольно важных персонажей я вообще не понял ничего - ни одного мотивированного поступка на целый дворец героев. В-третьих, основная интрига и её разрешение хоть и продолжают линию серьёзных современных проблем, заданную в Инферно, но содержания тут сильно меньше, всё довольно тривиально. Есть и хорошее - окультуренные путеводители у Брауна всё ещё получаются отлично (правда, города скоро кончатся), динамика повествования опять такая, что не оторваться (и это хорошо, потому что стоит оторваться и задуматься, как всплывают все те ляпы, о которых сказано ранее). Про то, что Пелевин и Глуховский ушли дальше Брауна (см. рецензию Юзефович по ссылке выше) полностью согласен. 6.
Книга дочери (Лина Кертман). Моя замечательная тётя написала прекрасную книгу к столетию дедушки и бабушки. Вроде бы биография в субъективном изложении, но на самом деле ещё и история страны в прошлом веке как на ладони. Очень большое впечатление, хотя многое из изложенного я знал раньше (но далеко не всё). Оценки, конечно, не будет.
Источник (Айн Рэнд). Пять лет назад я плевался от Атлант расправил плечи, после чего не раз слышал, что надо брать второй бестселлер Рэнд, он, мол, намного лучше и совсем другой. Не согласен. Все те же беды (см. по ссылке прошлый отзыв) и к тому же ещё одна - если в приложении к абстрактному будущему все эти бредовые фантазии ещё можно было воспринимать как модель, то, когда речь о прошлом (даже относительно автора) времени и конкретных датах, ощущение абсурда резко усиливается. Ок, я ничего не знаю про архитектуру, но я немного знаю про 20-е и культуру вообще - описанная система взаимоотношений "тирания античной традиции - безвестный одинокий модерн-герой" просто не могла существовать в то время и в том обществе, даже если оставить в стороне, что она не могла в представленном видеи существовать вообще нигде и никогда. Отдельно задумался о таких разных писательских навыках как стартовая "сборка" персонажей (это как раз у Рэнд относительно получается - не натурально, но интересно) и умение потом вписать этого персонажа в сюжет и, особенно, во взаимодействие с другими персонажами, которое не противоречило бы этой начальной "сборке" (и вот тут полная беда - железные прожжёные дельцы оборачиваются истеричными подростками без жизненного опыта и т.д.). Почему же эти книги до сих пор так популярны? Ну, надеюсь, исключительно из-за заложенных в них идей, самой основы замысла. Базовый посыл рационального индивидуализма вполне здравый (по крайней мере, по сравнению с её антиподами), вот если бы только Айн Рэнд на нём остановилась... 4.
Чёрный город (Борис Акунин). Добрая традиция читать книги, посещая места их действия, побудила добраться до давно отложенного предпоследнего Фандорина прямо в самолёте. Акунин, конечно, не занимается пересказом Википедии про свои действующие города, но всё равно интересно посмотреть, каким был Баку (с поправкой на романизацию) сто лет назад и сравнить с нынешним. Роман хорош и как детектив, и как сборник персонажей, хотя логические нестыковки в действиях злодеев есть (не в масштабах Дэна Брауна, конечно, наш мэтр куда аккуратнее), да и водевильная часть не удалась совсем, на мой взгляд. Чувствуется, что серию уже надо было заканчивать, но конкретно эта книга получилась удачнее нескольких предыдущих, пожалуй. 8.

Личное, Книги, Ссылки

Previous post Next post
Up