Книжный дайджест - 65.

Jul 13, 2018 14:00

Время Березовского (Пётр Авен). Недостатков много: автор не умеет выдерживать логику и диспозицию интервью, собеседники подобраны хоть и не совсем однобоко, но с явным смещением (думаю, виновато и чистоплюйство Авена), куча повторов и совершенно неуместных прославлений компании автора. Сложно понять, насколько виноват редактор, а насколько ему просто не дали сделать это месиво более аккуратным. Но нельзя не признать главное достоинство - ни у какого "профессионального" автора материала для такой книги вообще не было бы, а интересного в ней много, что о Березовском (не могу сказать, что очень занимательная тема), что о времени и власти. И, конечно, как всегда в таких книгах, очень многое узнаёшь из того, чего в ней нет: кто не дал интервью, какие темы обойдены, о чём говорят неохотно. Отдельное впечатление под конец - вставной по сути спор Авена с Чубайсом: явно повторяющийся не первый раз и совершенно привычный, даже немного пародийный в своей классичности и наивный обмен традиционными "Надо народ образовывать" - "Надо уважать его мнение". У меня было чёткое ощущение, что это спор на моей кухне или даже в моей голове, что-то, что изредка происходит у меня с друзьями или, скорее, могло произойти при встречи с самим собой на несколько лет младше или старше. 7.
Люди среди деревьев (Ханья Янагихара). Как вы, возможно, помните, меня очень задел второй роман Янагихары, поэтому, достаточно отойдя от него, взял и первый. Видно, что он писался намного дольше, эффект у этого двойственный. С одной стороны, каждая часть намного продуманее, чувствуется перечитывание, тщательное выстраивание композиции, нет таких поблажек себе как выключенность из времени, персонажи не выпадают уж совсем в небытие, линии формально не рвутся. С другой стороны, похоже, что желания автора довольно сильно изменились за время творчества - кажется, что Янагихара поначалу хотела писать книгу про конфликт цивилизаций, трагедию учёного и тому подобное, а ближе к концу - про личных демонов и ад в других. И вроде старалась максимально срастить оба замысла и сшивала книгу в единое целое (те самые перечитывания), но швы видны. В итоге роман получился не столь разрушительной силы, как Маленькая жизнь, но художественно чище. Только сейчас узнал случайно, что он основан на реальной истории, но это, кажется, совсем не важно для его восприятия. 8.
Уникальный экземпляр (Том Хэнкс). Неожиданно прекрасно. Я большой поклонник Хэнкса-актёра, но мало знаком с другими его амплуа, а, видимо, стоит присмотреться к режиссёрским и особенно сценарным его делам. Рассказы разные, некоторые очень лёгкие, некоторые весьма серьёзные, но все жизненные и уровень очень высокий. 9.
Гиперион (Дэн Симмонс). Блестящий рассказчик, конечно. Мне видится, что путь составления романа из набора отдельных почти не связанных новелл в разных жанрах в чём-то спекулятивен - всё-таки получившееся трудно воспринимать именно как роман. Но сами истории настолько прекрасны, что это всё окупает. Для романистики есть другие части тетралогии. 8.
Падение Гипериона (Дэн Симмонс). Сразу же и вторую часть взял. Она считается слабее, и мне тоже поначалу казалось, что размах первой книги вырождается в пшик, но развязка столь элегантна и гармонична, что даже не хочется искать никаких мелких неувязок и придираться. Две оставшиеся части отложу пока. Для помпезной космооперы очень много удачных деталей, особенно в психологии поведения персонажей, местами даже в ущерб темпу повествования и детективной составляющей. Неудивительно, что Симмонс потом ушёл в сторону Террора, а не остался на поле классической фантастики. 8.
11/22/63 (Стивен Кинг). Очень давно знал об этом романе и жаждал его, но откровенно боялся браться, уж больно история хорошая, а у Кинга бывают всё-таки провалы, например, Мобильник, замысел которого был тоже прекрасен. Не оправдались ни эти абстрактные опасения, ни более конкретные "о нет, сейчас начнутся постоянные скачки во времени, и всё расползётся", возникающие после первых глав. В итоге очень крепкая история, в которой минимум фантастики, любовно сделанная реконструкция Америки детства автора и очень тщательно прописанные персонажи. Натяжки есть, но в рамках драматически необходимого. 8.

Книги

Previous post Next post
Up