Книжный дайджест - 63.

Mar 16, 2018 14:32

Гарри Поттер и проклятое дитя (Джоан Роулинг). Если путешествия во времени не являются ключевым элементом вашего мира, то исключите их из него вообще - это правило должно быть обязательным к исполнению для всех фантастов. Роулинг в основной-то серии создала огромные смысловые дыры, допустив возможность таких перемещений, а уж отдельное произведение целиком построенное на них, совсем не удалось, на мой взгляд. Там и кроме игр со временем много неуместного: пляски вокруг возможной но не называемой гомосексуальности героев, министр без министерства, убогий Рон. Возможно, на сцене это смотрится интересно и ярко, но как текст даже литературно очень слабо - затрудняюсь сказать, в какой степени это следствие непривычного для автора жанра, а в какой перевода (не сталкивался раньше с творениями Спивак). В мир Гарри хотелось бы вернуться, но не так. 5.
Террор (Дэн Симмонс). Да, вы все были правы, это действительно круто. Я-то не понимал, как можно сделать остросюжетное произведение (ещё и такого размера), когда никакой глобальной интриги нет - ты итак знаешь, что все погибнут, вдобавок, тебе уже на первых страницах представляют того, кто, якобы, будет тому виной. Тут заложена обманка, конечно, простейший логический анализ показывает, что, несмотря на значительное число жертв этого самого "злодея", он в общем-то никак не повлиял на судьбу экспедиции. Вот обычные, не мистические злодеи и герои вышли отлично. В целом, для меня всё это визуализировалось в Плот "Медузы". Всё как у Жерико - переплетены мёртвые и ещё живые, джентельмены и каннибалы (иногда в одном лице), надежда и отчаяние, энергия и отупение. Стилистически всё вроде несложно, но не надоедает, что неудивительно, когда половина глав от Жюля Верна, а половина от Стивена Кинга. 8.
iPhuck 10 (Виктор Пелевин). Ох, а я уж и не верил. Вот оно - Generation P нового поколения. Это очень круто технически, но, что намного важнее, это то, чего мы так долго ждали от Пелевина - прекрасный обзор нашего времени и ближайшего будущего, сделанный методами этого самого будущего. Причём, чтобы оценить в полной мере, роман надо читать именно сейчас, через десять лет уже трудно будет вспомнить, что тут описано из текущего момента, а что остро предсказано (именно поэтому сейчас не так интересно перечитывать его былые шедевры). Мне кажется несколько излишней псевдосексуальная заточенность, но это мелочи. Помимо основного мотива (литературное воплощение лучших идей Чёрного зеркала), есть ещё великолепные отступления условно "о вечном", из которых мне, конечно, больше всего понравилась лекция по современному искусству и его законам. Радует, что Виктор Олегович временно вышел из мира нирван и сансар на нашу землю: привычных уже экуменистических авторских монологов из облаков всё охватывающего и всё вмещающего восточного знания здесь почти нет. 9.
Июнь (Дмитрий Быков). Сделано очень качественно и тщательно, но меня не зацепило. Поначалу не понимал, что не так, но постепенно картинка сложилась. Быков старательно пытается донести до нас предвоенную атмосферу, быт, разговоры, ощущения. Чувствуется, что использовались дневники, статьи, мемуары и множество других источников. Но дальше случается странное - все герои думают (а часто и разговаривают) как Быков. Иногда герои прямо вещают его текстами - вставную лекцию про плутовской роман от Евангелия до Ильфа и Петрова через Шекспира и прочих я лично слышал от Быкова практически в том же виде, как в романе произносит персонаж, - иногда более завуалировано, но всё равно не покидало ощущение, что книгу мне читает на ухо сам автор, причём даже условные злодеи какие-то быковские, из его системы координат. В принципе, может, в этом и нет ничего плохого - как было сказано в упомянутом выше iPhuck 10 (видите, уже цитирую), авторы делятся на тех, кто всю жизнь пишет одну книгу, и тех, кто не пишет ни одной. Я достаточно регулярно читаю и слушаю Быкова - ещё бы мне его не узнавать в книгах. Но именно для этого романа, где так важно погрузиться в реалии времени, такой сильный голос автора, звучащий из совсем другой эпохи, нарушает стройность восприятия. 7.
Волшебник Земноморья (Урсула Ле Гуин). Смерть автора - не лучший повод ознакомиться с его творчеством, но уж какой есть. У меня в детстве стояли на полке тома Ле Гуин, но после пары неудачных попыток знакомства я к ним не прикасался. Этот заход тоже неудачен - не понял, в чём уникальная ценность автора. Показалось занудно и довольно бессистемно: упоминаются вскользь куча земель, но информации о них нет, герои зачем-то носятся по всему обозримому миру, но смысла в их перемещениях никакого. "Истинные имена" - хорошая идея, но красивого развития у неё нет. Про социальную ответственность могущественных вот только хорошо. 6.
Гробницы Атуана (Урсула Ле Гуин). Дочитал чуть ли не до середины прежде, чем понял, что это отдельный роман, а не часть предыдущего (скачал сборник, оказывается). Всё примерно то же, но за счёт единства места действия и более проработанного персонажа получается атмосфернее и достовернее. 7.

Книги

Previous post Next post
Up