По-моему, я кое-что доуяснил, так что есть смысл вернуться к вопросу.
Напоминаю: давно уже, лет десять как, с перерывами влезаю в дискуссиии по вопросу о лице-ипостаси. Там, на самом деле, целый куст вопросов, антропологических с выходом на христологию, иконологию и др. Главные мои оппоненты
alexandrg и
kiprian_sh. Близка мне позиция
tugodum. Но все названные уважаемые
(
Read more... )
Comments 98
Reply
Reply
Можно ещё рассмотреть аналогию физико-химическую. Финальное состояние человеческой групповой эволюции оккультно называется "изолированное единство", то есть на этой стадии и лицо и ипостасть объединяются, как например атомы углерода, будучи уникальными сами по себе, в результате длительной минеральной эволюции объединяются в кристаллической решётке алмаза. В этом состоянии присутствует и предельная индивидуальность и предельная функциональность, и сама система приобретает уникальные свойства. Аморфное состояние человеческого вещества так же стремиться к кристаллическому и вне такого общего эволюционного стремления все "споры за ипостась" носят отвлечённый характер, самоценный.
Reply
Reply
а что если определение вообще методологически неадекватный способ доступа к этому сущему, которым каждый из нас является?
любое определение неизбежно являет собой ответ на вопрос "что это?"; адекватен ли, в данном случае, сам этот вопрос?
Reply
А мои пояснения разве не суть обоснование необходимости такого отказа?
Reply
Ваши рассуждения, конечно, можно использовать в качестве обоснования необходимости отказа от определения. если Вы именно так их и предлагаете использовать, я, значит, это упустил, когда читал.
Reply
Лосский пишет: "пытаясь отличить ипостась человека от состава его сложной природы ... мы не найдем ни одного определяющего свойства, ничего ей присущего, что было бы чуждо природе (physis) и принадлежало бы исключительно личности как таковой. Из чего следует, что сформулировать понятие личности человека мы не можем". Разве это не отказ от определения?
Что касается моих пояснений, то моя мысль такова: единственно осмысленный вид о-предел-ения - это задание свойств, относящих предмет к некоторому классу, и свойств, отличающих его от других представителей этого класса. И дальше я показываю, почему этот способ не позволяет определить лицо.
Т.е. мы с Лосским делаем именно то, к чему приходите и Вы: утверждаем и обосновываем неопределимость лица.
Reply
Reply
Получается, что непознаваемое - общее, а личное (по преп. Иоанну) как раз познаваемо через идиомы.
Reply
Сумма свойств позволяет отличить человека от коня; сумма ипостасных особенностей -- одного человека от другого. Но ни сущность не может быть познаваема как сумма свойств (а только настолько, насколько познаваемы свойства), ни ипостась -- как сумма идиом (а только настолько, насколько познаваемы идиомы).
Reply
И вот с учетом сказанного размежуем 2 представления. Одно утверждает (как преп. Иоанн), что мы с Вами различаемся суммой различающихся идиом (видимых невооруженным глазом и выясняемых путем длительного наблюдения, требующих специальных инструментов анализа и т.д. и т.п.). Другое (мое) утверждает, что так понимать различие между нами нельзя, что все идиомы В ПРИНЦИПЕ изменяемы - в том числе и по нашей с Вами воле...
Вы какое
Reply
Оспаривая это понимание…+++
Надо для начала четко разграничить две разных задачи. Одно дело - понять, что именно имели в виду под теми или иными терминами свв. отцы. Другое дело - подвергнуть критике сами понятия - хоть с позиций новейшей европейской философии, хоть с каких еще. В первом случае можно будет говорить о правильном и неправильном понимании, во втором - нет. Во втором случае можно говорить, например, о границах применения того или иного понятия, о его (не)противоречивости, о его соответствии каким-то новым знаниям, дискурсам, концепциям и т.д.
+++Свойство определяется через сравнение с другими носителями этого свойства.+++
Утверждение о «других носителях» имеет смысл лишь там, где идет речь об общем свойстве. Индивидуальное (частное) свойство по определению имеет лишь одного носителя ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment