По-моему, я кое-что доуяснил, так что есть смысл вернуться к вопросу.
Напоминаю: давно уже, лет десять как, с перерывами влезаю в дискуссиии по вопросу о лице-ипостаси. Там, на самом деле, целый куст вопросов, антропологических с выходом на христологию, иконологию и др. Главные мои оппоненты
alexandrg и
kiprian_sh. Близка мне позиция
tugodum. Но все названные уважаемые
(
Read more... )
Reply
Получается, что непознаваемое - общее, а личное (по преп. Иоанну) как раз познаваемо через идиомы.
Reply
Сумма свойств позволяет отличить человека от коня; сумма ипостасных особенностей -- одного человека от другого. Но ни сущность не может быть познаваема как сумма свойств (а только настолько, насколько познаваемы свойства), ни ипостась -- как сумма идиом (а только настолько, насколько познаваемы идиомы).
Reply
И вот с учетом сказанного размежуем 2 представления. Одно утверждает (как преп. Иоанн), что мы с Вами различаемся суммой различающихся идиом (видимых невооруженным глазом и выясняемых путем длительного наблюдения, требующих специальных инструментов анализа и т.д. и т.п.). Другое (мое) утверждает, что так понимать различие между нами нельзя, что все идиомы В ПРИНЦИПЕ изменяемы - в том числе и по нашей с Вами воле...
Вы какое
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но ведь положение в пространстве легко изменяемо и им можно обменяться. И так, строго говоря, с любым свойством и любой идиомой. Именно поэтому я утверждаю, что ими не задается лицо, хотя, полагаю, что вполне задается индивидуальность бильярдного шара.
Единственно неизменяемое и не обмениваемое из приведенного Вами это - прошлое. Я потому и спрашиваю, можно ли говорить о бытии прошлого вне памяти - моей, других, Бога наконец.
Если мы согласимся, что всякая память уничтожима - кроме Божьей, то мы и придем к тому, что одно лицо от другого отличается принципиально, неотменно, неизгладимо только памятью, мыслью об этом лице Творца, непостижимой для человека, не представимой в качестве идиомы. Это и утверждает В.Лосский, и я вслед за ним, дерзая перечить Вам с преп. Иоанном.
Reply
Reply
Для того, чтобы как-то ставить вопрос о времени, надо мыслить из вечности, что человеку можно только по аналогии.
Фактически, мы с Вами приходим к тому, что "лицо" (в отличие от идиом) следует мыслить вне времени, что, кажется, равнозначно признанию персональных логосов как вечных мыслей Бога о каждом человеке...
Reply
Reply
Теперь надо смотреть, что из этого проистекает для разных аспектов нашей жизни. Вот например, для понимания любви: http://gignomai.livejournal.com/305874.html.
Reply
Reply
Смысл-то прямо противоположный. Если бы человек без остатка определялся своими свойствами, то вся культура "романтической" любви рухнула, все взаимозаменимы. Как утешала мамаша одну страдавшую от неразделенной любви дочь: глянь в окно, сколько там мужиков ходит...
Reply
Leave a comment