Сначала о категориях по Г.П.Щедровицкому (я
уже писал об этом, но сейчас поподробнее):
«Характеристики типов объективного содержания мысленного знания, определяемые относительно мыслительной деятельности, мы называем категориальными характеристиками знания, или категориями» (1958).
«Категория определяет способ, каким мы видим и изображаем объекты. <…> Одним из примеров подобных категориальных представлений объекта являются широко распространенные сейчас теоретико-множественные представления. Другим категориальным представлением, особенно интенсивно развиваемым в последнее время, является системно-структурное представление объектов. Если мы пользуемся категорией системы и структуры, то мы должны представлять объект - любой объект, с которым мы имеем дело, - как систему и структуру» (1958).
«Главное здесь не то, что они самые общие и находятся на верху пирамиды, а то, что это понятия, организующие человеческое мышление и деятельность» (1988).
Последняя цитата - против расхожего представления, что категории - это просто понятия наибольшей степени общности. ГП обыгрывает здесь ленинское определение, входившее в советский философский канон (категории суть наиболее общие, высшие понятия, организующие человеческую мысль), переставляя в нем акцент с общности на организацию мышления.
Согласно двум другим цитатам, с помощью категорий мы выделяем и представляем в мышлении - в соответствии со своими мыслительными и мыследеятельностными задачами - определенные типы объектов.
И про то, как категории это делают:
«Категории представляют собой структуры из связей (или отношений) соответствия, организующих в единой целое: 1) схемы объектов, 2) процедуры мышления или мыследействования, 3) знаковые формы и 4) понятия. <…>
Среди понятий, принадлежащих каждой категории, есть так называемое категориальное понятие, знаковая форма которого дает имя всей категории. В этом смысле мы говорим обычно о категориях вещи и свойства, единого и многого, отношения и связи, процесса и материала, структуры и системы и т.д. и т.п.
Между всеми четырьмя элементами категориальной структуры существуют отношения рефлексивного взаимоотображения, за счет которых каждый элемент несет в себе смысл и содержание других» (1984).
Т.е. представляя объект с помощью категории, системно, мы составляем 1) типовое схематическое изображение, 2) описываем процедуры оперирования (мыслительного и деятельного) с объектами этого типа, выбираем или создаем необходимые знаковые формы (термины, символы, схемы) и, наконец, регистрируем понятийный состав категории - понятия, с помощью которых такие объекты мыслятся. Например, для категории системы это будут 1) 4-слойная схема (процесс, структура, морфология, материал), 2) процедуры анализа, синтеза, организации и управления и др., 3) - 4) соответствующие понятия и термины (см. выше), с понятием «система» в качестве категориального.
А вот теперь вопрос круцис - откуда берутся категории? «Категориальная организация мышления … воспроизводит опыт деятельностного освоения реальности и является его концентрированным выражением» (А.А.Пископпель, из нашей «Электронной библиотеки ММК»). Хорошо, но откуда каждому надумавшему помыслить этот опыт взять? У философов прошлого. А они откуда? Похоже, что Гартман как раз и демонстрирует (в отношении ценностей, но разницы в этом отношении нет) то, как это делается. Этим и интересен.