Что такое категории и откуда они берутся

Mar 14, 2017 11:33

Сначала о категориях по Г.П.Щедровицкому (я уже писал об этом, но сейчас поподробнее ( Read more... )

категории, понятие, Щедровицкий, Гартман

Leave a comment

Comments 16

yury_injin March 14 2017, 14:41:26 UTC
//«Категория определяет способ, каким мы видим и изображаем объекты. <…> Одним из примеров подобных категориальных представлений объекта являются широко распространенные сейчас теоретико-множественные представления. Другим категориальным представлением, особенно интенсивно развиваемым в последнее время, является системно-структурное представление объектов. Если мы пользуемся категорией системы и структуры, то мы должны представлять объект - любой объект, с которым мы имеем дело, - как систему и структуру ( ... )

Reply

gignomai March 14 2017, 15:42:42 UTC
Спасибо, много интересных тем затронули.

Reply


trita March 14 2017, 15:15:14 UTC
Для стороннего читателя (типа меня) текст звучит почти полностью как весь в себе, определения ссылаются на собственную сферу определений и вне универсальных примеров почти неуловимы )

Занятный момент разве что (опять же, как и с Гартманом) в делегировании частного общему, вот тут:

<<объективного содержания мысленного знания, определяемые относительно мыслительной деятельности>> -- это, насколько я понимаю, деятельность конкретного мыслителя, даже если он "мы"-мыслитель.

и вот тут: <<Категории представляют собой структуры из связей (или отношений) соответствия...>> -- тут "категории" уже существуют как бы сами-собой, собственным универсальным бытием, но откуда у них таковое бытие, если они категории мышления мыслителя, которое не универсально?

Вопрос круцис, да...

Reply

gignomai March 14 2017, 15:53:28 UTC
откуда у них таковое бытие, если они категории мышления мыслителя, которое не универсально?
---
Аристотель брал слова из языка, сопоставлял так-сяк - в итоге получил неплохой набор, которым мы и сейчас во многом пользуемся - количество, качество, форма и и.д. Кант поработал. Ну и другие. Маркс, скажем, ввел категори стоимости, капитала...
А вопрос, откуда они брали, решается в зависимости от позиции. В посте приведена одна версия: «Категориальная организация мышления … воспроизводит опыт деятельностного освоения реальности и является его концентрированным выражением». Гартман прямо усматривает в идеальном пространстве. Можно еще сказать, что их нам Бог открывает.

Reply

trita March 14 2017, 16:11:11 UTC
Можно иначе вопрос поставить: "мы" или "нам" существует ли в той реальности, где у этого "мы" есть "категории"? Вот "мы" с вами, например, чем не пример.

Категории Аристотеля, и те слова, которыми он пытался их выразить -- не одно и то же. Я вот в принципе не могу говорить кроме как "условно", что некие "мы" можем пользоваться именно аристотелевыми категориями, под этим "пользованием" в реальности ведь кроется лишь некое разнообразие мнений на счёт Аристотеля, которые с самим Аристотелем никогда не смогут быть соотнесены. "Аристотель", кстати, тоже ведь категория, если я правильно понял?

Reply

gignomai March 14 2017, 16:30:42 UTC
А вы никуда не денетесь - пользуетесь. Вы же выделяете мысленно (да и в действии) ЧАСТЬ из ЦЕЛОГО, отличаете ФОРМУ от СОДЕРЖАНИЯ, КОЛИЧЕСТВО от КАЧЕСТВА...
А вот категорию "Аристотель" плохо пока представляю. Хотя, наверно, можно создать.

Reply


stepanbezusov April 3 2017, 16:47:57 UTC
Это названия ориентиров, по которым мы можем определить места, где гуляло наше понимание.

Привязать понятия к местности.

Соответственно, когда понимание возникло - образовался смысл, его надо передать. И тут никак не обойтись без ориентиров, которые позволят другому пониманию пройти "той же" тропинкой, образовав "тот же" смысл.

Reply

gignomai April 5 2017, 09:52:01 UTC
Да, примерно так. Но тут есть еще возможности для уточнения, наверно.

Reply

(The comment has been removed)

gignomai April 6 2017, 08:49:01 UTC
Так да, я совершенно с Вами согласен, что "ориентиры" много вернее, чем "наиболее общие понятия". Но все-таки это метафора. Хочется разобраться в том, как и за счет чего они ориентируют.
Вот я, например, разбираюсь с такими нетривиальными категориями, как "идеал", "иное" и "ипостась". Они вообще никакие не наиболее общие понятия, именно ориентиры, но как они работают? очень много непонятного...

Reply


Leave a comment

Up